Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование механизмов реализации конкурентной политики, оценка современной государственной конкурентной политики в России.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие конкуренции как ключевого элемента для понимания содержания конкурентной политики;
-уточнить содержание понятия конкурентной политики;
-оценить эффективность отдельных инструментов конкурентной политики на основе практики ее проведения в Российской Федерации;
-предложить рекомендации по повышению эффективности конкурентной политики в Российской Федерации
-рассмотреть особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 464.76 Кб (Скачать)

Оценка сил, влияющих на конкуренцию  в отрасли, позволяет выявить  сильные и слабые стороны предприятия. Далее может быть составлен план действий по укреплению существующих или завоеванию новых конкурентных позиций на рынке, который в общем  виде будет включать в себя позиционирование предприятия таким образом, чтобы  его возможности обеспечивали надежную защиту против сил конкуренции и/или  влияние на расстановку сил посредством  стратегических маневров, способных  улучшать позиционирование предприятия, а также прогноз изменения факторов конкурентной борьбы и меры реагирования на эти изменения с целью извлечь преимущество за счет выбора стратегии, наиболее соответствующей новому конкурентному балансу.

Таким образом, основной вывод, который можно сделать в целях  нашего исследования, резюмируя теоретические  изыскания классиков в области  конкуренции, состоит в том, что  рыночная конкуренция есть динамичное, комплексное и весьма сложное  явление. В условиях конкуренции  на предприятие оказывают воздействие  сразу же несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя  конкурентную среду его деятельности. Отмеченная сложность усугубляется тем, что каждая из упомянутых групп, в свою очередь, состоит из множества  элементов, причем состав и структура  элементов уникальны для каждого  конкретного предприятия. В силу этого конкуренция не может быть представлена как исчерпывающий  перечень конкурентных сил и факторов.

 

1.2 Содержание и структура  механизма реализации конкурентной  политики

 

Содержание механизма  регулирования конкуренции –  это совокупность экономических, правовых, социальных методов и инструментов, характерных для рыночного, производственного  и государственного механизмов регулирования конкуренции применительно ко всем звеньям конкуренции как системы, в основе которых лежат рыночные принципы и условия,  используемые субъектами конкурентных отношений для конкурентных взаимодействий. Элементами данного механизма являются рынок (продуктовый, отраслевой), фирма, совокупность фирм (если существует тайное или явное соглашение между ними), государство, мировое хозяйство. Каждый из них характеризуется особенностями целей, функций, выполняемых в рамках общего механизма, что определяет место каждого элемента в механизме регулирования конкуренции в целом.

Процесс регулирования предполагает использование определенного инструментария. К инструментам регулирования конкуренции относятся цена, барьеры входа и выхода с рынка, информация, налоги, субсидии, различные административные разрешения (ограничения), нормативно-правовые акты, валютный курс, процентная ставка, денежная масса и др. Каждый из этих инструментов может использоваться различными элементами механизма регулирования конкуренции.

Механизм регулирования конкуренции представляет собой  регулятор функционирующей системы конкуренции. С его помощью осуществляется как саморегулирование конкурентного процесса, так и сознательное воздействие субъектов рынка на конкурентные отношения.

Механизм регулирования  конкуренции включает в себя рыночный, производственный и государственный механизмы регулирования конкуренции.

Существование производственного  и рыночного механизмов регулирования  конкуренции в основе своей имеет  производственные конкурентные и рыночные конкурентные отношения, поскольку каждый из этих видов конкурентных отношений характеризуется своими особыми методами и инструментами регулирования конкуренции, исходящими из различий самих производственных конкурентных (по поводу поиска и реализации конкурентных преимуществ и лучших условий хозяйственной деятельность) и рыночных конкурентных (возникают при осуществлении обмена и связаны с действием ценового механизма) отношений. В свою очередь, существование механизма государственного регулирования конкуренции неизбежно вытекает из взаимодействия рыночных конкурентных и производственных конкурентных отношений, которые определяются отношениями частной собственности (первые – непосредственно, вторые – опосредованно), что порождает интерес рыночных субъектов к поиску лучших по сравнению с другими возможностей, конкурентных преимуществ. Это стремление является основой существования на рынке не только конкуренции, но и монополии. Последняя по большей части может регулироваться рыночным и производственным механизмами регулирования конкуренции – через появление новых видов деятельности, вовлечение новых ресурсов эта ситуация может иметь конкурентное разрешение. Однако могут возникнуть и «провалы рынка», явления, не имеющие конкурентного разрешения, что приводит к появлению барьеров входа на рынок. В этом случае появляется необходимость государственного регулирования конкуренции, которая реализуется через появления соответствующего механизма.

Направленность государственного механизма регулирования на устранение барьеров входа, вызванных рыночными  конкурентными отношениями (существование  положительного эффекта масштаба, гетерогенность спроса, динамика спроса, иностранная конкуренция, институциональные преграды), предполагает создание общих условий конкурентной деятельности фирмы с помощью использования преимущественно экономических методов воздействия на рыночную систему. В то же время поскольку поведение фирмы в процессе производственных конкурентных отношений и поиска конкурентных преимуществ также может приводить к появлению барьеров входа, общество в лице государства, должно противодействовать этим результатам или смягчать их. Поэтому существует еще одно направление государственного регулирования конкуренции, связанное с существованием производственных конкурентных отношений. Оно предполагает, прежде всего, правовое регулирование, основой которого является антимонопольное законодательство.

Основой механизма регулирования  конкуренции является рыночное саморегулирование. К элементам рыночного механизма  регулирования конкуренции относятся процесс ценообразования как результат взаимодействия спроса и предложения, каналы распространения рыночной информации.13

Содержание государственного механизма регулирования конкуренции  составляет совокупность экономических, правовых и социальных методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на внутреннюю (например, регламентация затрат на рекламу, поглощений и слияний фирм) и внешнюю (например контроль за ценообразованием, стимулирование дополнительного спроса, контроль за конкуренцией со стороны иностранных фирм) области конкурентного процесса. Их состав и направления действий могут меняться в зависимости от изменения условий и задач предпринимательской деятельности, а также под влиянием трансформации экономической политики государства.

Специфика современного государственного механизма регулирования конкуренции  определяется тем, что многочисленные «провалы» рынка снижают эффективность  «спонтанной рыночной конкуренции»14. Поэтому главной целью государственного регулирования конкуренции является решение проблем, связанных с «несостоятельностью» рынка и развитием конкурентной среды для повышения общественного благосостояния. Многообразие и углубление «несовершенности» конкурентного процесса служат причинами расширения спектра инструментов государственного механизма регулирования конкуренции. Все их многообразие можно разделить на две группы: инструменты микроэкономического регулирования (налоги, субсидии, нормативно – правовые акты, информация, контроль над ценообразованием) и инструменты макроэкономического регулирования конкуренции (валютный курс, процентная ставка, денежная масса, валютные резервы). Их использование связано с выполнением главной функции государственного механизма регулирования конкуренции – создание общих условий конкурентных взаимодействий. Поэтому важнейшей проблемой государственного механизма развития конкуренции является его направленность на реализацию эффективной конкурентной политики. Схематично данный механизм представлен на рис. 2.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Механизм регулирования конкуренции15

Результат действия механизма  регулирования конкуренции является отражением взаимодействия всех трех составляющих данного механизма, и  его можно представить в показателях эффективности и конкурентоспособности: производственной эффективности, уровне занятости, уровне прибыльности, показателях уровня развития конкурентной среды, экономическом росте. То есть результат в данном случае состоит из совокупности критериев, которая измеряет успешность присутствия на рынке определенного рыночного субъекта.

Политика в области  конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность  предприятий и уровень жизни  граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях  обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения  эффективности и конкурентоспособности  российской экономики, модернизации предприятий  и создания условий для обеспечения  экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах  и услугах.

Меры государственной  конкурентной политики можно классифицировать следующим образом: стимулирующие  меры (меры по созданию и развитию конкуренции), ограничительные меры, а также  меры по защите конкуренции.

К мерам, стимулирующим создание и развитие конкуренции, можно отнести различные налоговые преференции и льготы, предоставление кредитов и льготные условия кредитования, устранение административных барьеров, разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур, а также ряд других мер.

Ограничительные меры, которые  должны носить дополнительный характер по отношению к развитию конкуренции, — это, в частности, действия антимонопольного органа, осуществляемые с целью контроля за экономической концентрацией. Меры по защите конкуренции состоят в пресечении действий, нарушающих нормы законодательства о конкуренции, они предусматривают ответственность за данные нарушения.

Следует подчеркнуть, что  такое понимание конкурентной политики подразумевает неприемлемость принципа невмешательства государства в  экономику, а также лозунга «laissez-faire» («разрешите сделать»). Таким образом, исходя из ценностей конкуренции, деятельность государства должна состоять как в поощрении конкурентных отношений, так и в регулировании конкуренции в нужных обществу и государству направлениях.

Основными направлениями  государственной конкурентной политики являются:

1) стимулирование конкуренции;

2) обеспечение свободы  предпринимательской деятельности, преодоление административных барьеров;

3) предупреждение и пресечение  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции;

4) государственное регулирование  деятельности субъектов естественных  монополий:

− ценовое регулирование;

− специальные обременения  субъектов естественных монополий  в интересах малого и среднего бизнеса;

− согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

− контроль и надзор за субъектами естественных монополий;

− особенности государственного регулирования естественных монополий  на локальном (региональном) уровне;

5) государственный контроль  экономической концентрации на  товарных и финансовых рынках;

6) конкурсное распределение  дефицитных ресурсов. Государственная  и муниципальная помощь;

7) охрана интеллектуальной  собственности.

Необходимости создания и  стимулирования развития конкуренции  должного внимания не уделяется. В связи  с этим приоритетным направлением государственной  конкурентной политики должна быть не только защита конкуренции, но и ее стимулирование (развитие).

Основными целями государственной  политики в области стимулирования конкуренции в Российской Федерации  являются:

1) содействие созданию  условий, необходимых для возникновения  и развития справедливой конкуренции;

2) содействие созданию  условий хозяйствования, обеспечивающих  экономическую эффективность хозяйствующих  субъектов;

3) содействие созданию  условий, стимулирующих повышение качества товаров, выполнения работ, оказания услуг;

4) содействие увеличению  количества хозяйствующих субъектов;

5) стимулирование производства  инновационных товаров, выполнения  работ и оказания услуг;

6) принудительное разделение, выделение хозяйствующих субъектов  в случае целесообразности.

К основным направлениям стимулирования конкуренции относятся:

1) содействие созданию  и развитию хозяйствующих субъектов;

2) развитие малого и  среднего предпринимательства;

3) установление особенностей  процедур контроля (надзора);

4) создание зон особого  регулирования.

Формы стимулирования конкуренции  включают в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку  хозяйствующих субъектов; поддержку  в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников хозяйствующих субъектов; поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Требует четкого и однозначного решения вопрос о соотношении  функций антимонопольного контроля (т. е. контроля соблюдения норм антимонопольного законодательства) и государственного регулирования (в первую очередь — тарифного регулирования) деятельности субъектов естественных монополий.

Адекватное ценовое регулирование  деятельности субъектов естественных монополий является не только залогом сдерживания инфляционных процессов, но и основой для сохранения единого народно-хозяйственного комплекса, обеспечения экономической и политической стабильности государства, т. к. все естественно-монопольные виды деятельности относятся к инфраструктурным.

Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России