Экономическая политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание

Введение. 2
§ 1. Экономическая политика государства: 4
1.1. теоретические аспекты экономической политики государства;
1.2. цели и инструменты экономической политики государства.

§ 2. Механизмы экономической политики государства: 14
1. финансовый механизм;
2. денежно-кредитный механизм.
§ 3. Особенности экономической политики государства в России. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35
Приложения. 38

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 185.00 Кб (Скачать)
 

       План 

       Введение.                                                                                                2 

       § 1. Экономическая политика государства:                                         4            

      1.1. теоретические аспекты экономической политики государства; 

      1.2. цели и инструменты экономической политики государства. 
       

       § 2. Механизмы экономической политики государства:                   14 

       
  1. финансовый  механизм;
 
       
  1. денежно-кредитный  механизм.
 
 

            § 3. Особенности экономической политики государства в России. 31 

       Заключение.                                                                                          34 

       Список  использованной литературы.                                             35 

       Приложения.                                                                                         38

 

                   «Больше или меньше государственности - такая постановка вопроса проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь терпимо  в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом» (В. Ойкен)1.

                   «Две  составные - рынок  и правительство - необходимы для устойчивого функционирования экономики. Управлять современной экономикой без них - все равно что аплодировать одной рукой»2

       Введение.

       Вопрос  об экономической политике государства  возник лишь в 20 веке, когда производство и торговля достигли нового качественного  уровня развития, что потребовало от правительств большинства стран вмешательства в экономику. И хотя, по моему мнению, необходимость государственного регулирования экономики очевидна, многие ученые до сих пор спорят о целесообразности такого влияния.

       Эта проблема всегда оставалась и, по-видимому, будет оставаться чрезвычайно важной как для экономистов - теоретиков, так и для практиков. Но для современной России этот вопрос особенно актуален.

       В течение 80 лет в нашей стране пытались построить централизованно управляемую экономику, где роль государства была неоспорима и оно осуществляло всемерный контроль за распределением не только доходов, но ресурсов, капиталов и т. д., а также имело влияние на все сферы экономической жизни общества.

       После старта экономических реформ в начале 1990-х годов развитие страны пошло по пути так называемого «чистого» капитализма, в рамках которого роль и воздействие государства сведены к минимуму.

       Огромная  роль государства и способность  его регулировать некоторые экономические  процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

       Рыночная  система – это прежде всего  гибкость и динамизм в принятии решений  производителями и потребителями. И все же регулирующие функции  государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.

       В теории и практике необходимость  государственного регулирования экономики  сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства  не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

       Цель  работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1. Экономическая политика государства.

       1.1. Теоретические и  методологические  аспекты экономической политики государства.

       Начнем  с того, что, по мнению подавляющего большинства специалистов, в современных  условиях любая развитая рыночная экономика - это, по сути, смешанная экономика со значительной ролью государства в экономической жизни общества уже в силу того, что наряду со свободным предпринимательством существует государственное регулирование (организация денежного обращения, сбор налогов и т. д.), а в национальном хозяйстве активно функционирует государственный сектор.

       Существует  много определений экономической  политики государства, но наиболее правильным и логичным из всех является следующее: «экономическая политика государства  представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание»3.

       Несомненно, рыночная экономика имеет большое  число преимуществ перед остальными экономическими системами: максимум производства благ при минимуме затрат ресурсов, максимальный выбор этих благ, свобода в принятии экономических решений, свобода развития личности и т. д. Но, очевидно, рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического развития страны, поэтому для их решения необходимо привлекать государство с его обширным потенциалом.

       Но  все же большинство экономистов  сходятся во мнении, что главными недостатками рыночной системы являются следующие: неэффективность, неравенство и нестабильность (таблица, приложение 1).

       Известные ученые-экономисты Д. Линдсей и Э. Долан, авторы книги «Рынок: микроэкономическая модель», в качестве средства борьбы с несовершенствами рынка выдвигают «теорию рыночного фиаско и правительства». В соответствии с данной теорией: «главная экономическая роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы. Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства»4.

       Наблюдая  развитие рыночной экономики, можно  заметить многие закономерности, основная из которых состоит в том, что  структура рыночной системы постоянно  усложняется, во взаимодействие вступает все большее число экономических  аспектов и агентов. Несомненный итог этого процесса - рост результативности рыночного механизма.

       Например, промышленный переворот конца 18 - начала 19 веков, который вызвал значительное изменение характера социально-экономического развития. Этот технический подъем, обусловленный переходом на машинное производство и массовым производством товаров, стал основой для резкого взлета рыночных форм проявления экономики. А это в свою очередь создало качественно новую основу для взаимосвязи двух социально-экономических механизмов - рыночного и государственного.

       Развитие  хозяйственной системы на данном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер  государства, которое тогда обеспечивало рынок инфраструктурной сферой: системы  правовых норм, условия внешней и внутренней безопасности, устойчивая национальная валюта, система общественных благ. Это лишь малая часть тех функций, которые выполняет в рыночной системе современное государство, но тогда это был значительный шаг вперед.

       Эффект  от найденных соотношений свободного рынка и его государственного регулирования оказался столь высоким, что в первой половине 20 века динамизм экономики оказался чрезмерным. Это и стало основной причиной мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, который можно считать переломным моментом.

       Именно  тогда была осознана необходимость  государственного соучастия в экономике, а перед странами встал серьезный  вопрос о нахождении более эффективного варианта взаимосвязи рыночного  механизма и государства.

       Тогда и была выдвинута Кейнсом  теория (позже получившая название «теория спроса»), которая поднимала роль государства в экономике на качественно новый уровень.

       Теория  Кейнса - это, прежде всего, теория эффективного спроса. Его идея состояла в том, что через активизацию и стимулирование совокупного спроса - общей покупательной способности - государство может воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. И хотя его работа «Общая теория занятости, процента и денег» имеет теоретический характер, выводы и обоснования, сделанные в ней, до сих пор представляют основу для формирования важнейших принципов экономической политики государства.

Бюджетная политика. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагает увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров, параллельно уменьшая налоги. В дальнейшем увеличение расходной части госбюджета будет компенсировано новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счет увеличения производства и расширения занятости.

       Следует отметить, что в качестве главного инструмента экономической политики государства Кейнс рассматривал бюджетную политику, в том числе расширение расходов и инвестиционной деятельности самого государства.

       Но, начиная с 60 - 70-х годов активно  стали обсуждать негативное влияние  такой политики на производство и предложение товаров и услуг. Новые практические рекомендации по поводу государственного регулирования экономики были выдвинуты монетаристами.

       Качественные  разногласия монетаристов и кейнсианцев  по вопросу о роли государства  в хозяйственной жизни вылились в конечном счете в противопоставление и даже противостояние двух основных инструментов макроэкономического контроля - денежно-кредитной и фискальной политики.

       Первый  вид политики, связанный с воздействием центрального банка на величину денежной массы, расценивается монетаристами как наиболее эффективный и органически вписывающийся в систему товарно-денежных отношений. Финансовая (фискальная) политика, заключающаяся в изменении налоговых ставок и управлении государственным долгом, связывается ими с произволом правительственного аппарата и расценивается как малоэффективная для хозяйственного развития.

       Монетаристы резко отрицательно относятся к  экономическим и социальным функциям, которые принимает на себя современное  государство, считая это главной  причиной экономической нестабильности.

       В целом же представители данной теории говорят о неустранимости циклических  колебаний и неминуемом провале  мероприятий, направленных на придание экономике «слишком большой» стабильности. Вот что пишет об этом М. Фридмен, самый яркий из последователей монетаризма: «Попытка сделать больше, чем мы можем, сама по себе вызовет нарушения, которые могут лишь усугубить нестабильность, а не уменьшить ее»5. 
 

1.2. Цели и инструменты  экономической политики  государства.

       Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации определенных целей, а жизнь показывает, что приходится решать множество целей одновременно, поэтому следует определить, какие из них считать первейшими, а какие - второстепенными.

Информация о работе Экономическая политика современной России