Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:53, реферат
Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.
Введение. 2
§ 1. Экономическая политика государства: 4
1.1. теоретические аспекты экономической политики государства;
1.2. цели и инструменты экономической политики государства.
§ 2. Механизмы экономической политики государства: 14
1. финансовый механизм;
2. денежно-кредитный механизм.
§ 3. Особенности экономической политики государства в России. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35
Приложения. 38
План
Введение.
§
1. Экономическая политика государства:
1.1.
теоретические аспекты экономической
политики государства;
1.2.
цели и инструменты экономической политики
государства.
§
2. Механизмы экономической политики
государства:
14
§ 3. Особенности экономической политики
государства в России. 31
Заключение.
Список
использованной литературы.
Приложения.
«Больше или меньше государственности - такая постановка вопроса проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь терпимо в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом» (В. Ойкен)1.
«Две составные - рынок и правительство - необходимы для устойчивого функционирования экономики. Управлять современной экономикой без них - все равно что аплодировать одной рукой»2
Введение.
Вопрос об экономической политике государства возник лишь в 20 веке, когда производство и торговля достигли нового качественного уровня развития, что потребовало от правительств большинства стран вмешательства в экономику. И хотя, по моему мнению, необходимость государственного регулирования экономики очевидна, многие ученые до сих пор спорят о целесообразности такого влияния.
Эта проблема всегда оставалась и, по-видимому, будет оставаться чрезвычайно важной как для экономистов - теоретиков, так и для практиков. Но для современной России этот вопрос особенно актуален.
В течение 80 лет в нашей стране пытались построить централизованно управляемую экономику, где роль государства была неоспорима и оно осуществляло всемерный контроль за распределением не только доходов, но ресурсов, капиталов и т. д., а также имело влияние на все сферы экономической жизни общества.
После старта экономических реформ в начале 1990-х годов развитие страны пошло по пути так называемого «чистого» капитализма, в рамках которого роль и воздействие государства сведены к минимуму.
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Рыночная
система – это прежде всего
гибкость и динамизм в принятии решений
производителями и
В
теории и практике необходимость
государственного регулирования экономики
сейчас мало кем оспаривается. Современное
управление экономикой основано на концепции
активного участия в нем
Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.
§1. Экономическая политика государства.
1.1. Теоретические и методологические аспекты экономической политики государства.
Начнем с того, что, по мнению подавляющего большинства специалистов, в современных условиях любая развитая рыночная экономика - это, по сути, смешанная экономика со значительной ролью государства в экономической жизни общества уже в силу того, что наряду со свободным предпринимательством существует государственное регулирование (организация денежного обращения, сбор налогов и т. д.), а в национальном хозяйстве активно функционирует государственный сектор.
Существует
много определений
Несомненно,
рыночная экономика имеет большое
число преимуществ перед
Но все же большинство экономистов сходятся во мнении, что главными недостатками рыночной системы являются следующие: неэффективность, неравенство и нестабильность (таблица, приложение 1).
Известные ученые-экономисты Д. Линдсей и Э. Долан, авторы книги «Рынок: микроэкономическая модель», в качестве средства борьбы с несовершенствами рынка выдвигают «теорию рыночного фиаско и правительства». В соответствии с данной теорией: «главная экономическая роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы. Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства»4.
Наблюдая
развитие рыночной экономики, можно
заметить многие закономерности, основная
из которых состоит в том, что
структура рыночной системы постоянно
усложняется, во взаимодействие вступает
все большее число
Например,
промышленный переворот конца 18 - начала
19 веков, который вызвал значительное
изменение характера социально-
Развитие
хозяйственной системы на данном
этапе стало нуждаться в
Эффект от найденных соотношений свободного рынка и его государственного регулирования оказался столь высоким, что в первой половине 20 века динамизм экономики оказался чрезмерным. Это и стало основной причиной мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, который можно считать переломным моментом.
Именно тогда была осознана необходимость государственного соучастия в экономике, а перед странами встал серьезный вопрос о нахождении более эффективного варианта взаимосвязи рыночного механизма и государства.
Тогда и была выдвинута Кейнсом теория (позже получившая название «теория спроса»), которая поднимала роль государства в экономике на качественно новый уровень.
Теория
Кейнса - это, прежде всего, теория эффективного
спроса. Его идея состояла в том,
что через активизацию и
Бюджетная политика. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагает увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров, параллельно уменьшая налоги. В дальнейшем увеличение расходной части госбюджета будет компенсировано новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счет увеличения производства и расширения занятости.
Следует отметить, что в качестве главного инструмента экономической политики государства Кейнс рассматривал бюджетную политику, в том числе расширение расходов и инвестиционной деятельности самого государства.
Но, начиная с 60 - 70-х годов активно стали обсуждать негативное влияние такой политики на производство и предложение товаров и услуг. Новые практические рекомендации по поводу государственного регулирования экономики были выдвинуты монетаристами.
Качественные разногласия монетаристов и кейнсианцев по вопросу о роли государства в хозяйственной жизни вылились в конечном счете в противопоставление и даже противостояние двух основных инструментов макроэкономического контроля - денежно-кредитной и фискальной политики.
Первый вид политики, связанный с воздействием центрального банка на величину денежной массы, расценивается монетаристами как наиболее эффективный и органически вписывающийся в систему товарно-денежных отношений. Финансовая (фискальная) политика, заключающаяся в изменении налоговых ставок и управлении государственным долгом, связывается ими с произволом правительственного аппарата и расценивается как малоэффективная для хозяйственного развития.
Монетаристы резко отрицательно относятся к экономическим и социальным функциям, которые принимает на себя современное государство, считая это главной причиной экономической нестабильности.
В
целом же представители данной теории
говорят о неустранимости циклических
колебаний и неминуемом провале
мероприятий, направленных на придание
экономике «слишком большой» стабильности.
Вот что пишет об этом М. Фридмен,
самый яркий из последователей монетаризма:
«Попытка сделать больше, чем мы можем,
сама по себе вызовет нарушения, которые
могут лишь усугубить нестабильность,
а не уменьшить ее»5.
1.2. Цели и инструменты экономической политики государства.
Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации определенных целей, а жизнь показывает, что приходится решать множество целей одновременно, поэтому следует определить, какие из них считать первейшими, а какие - второстепенными.
Информация о работе Экономическая политика современной России