Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа
Целью данной работы является обоснование механизмов реализации конкурентной политики, оценка современной государственной конкурентной политики в России.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие конкуренции как ключевого элемента для понимания содержания конкурентной политики;
-уточнить содержание понятия конкурентной политики;
-оценить эффективность отдельных инструментов конкурентной политики на основе практики ее проведения в Российской Федерации;
-предложить рекомендации по повышению эффективности конкурентной политики в Российской Федерации
-рассмотреть особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»).
Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79
Таким образом, вся хозяйственная деятельность и имущество закрепляется за новым субъектом транспортного рынка, имеющего форму открытого акционерного общества.
На долю же обновлённого МПС оставались функции государственного регулирования: проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта, разработка, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов в областях технической эксплуатации железных дорог и установления обязательных требований к техническим средствам, а также лицензирование, сертификация, стандартизация на железнодорожном транспорте и т.п.
Следует также отметить, что
на втором этапе реформ ремонтные
предприятия (по ремонту локомотивов
и производству запасных частей для
локомотивов, ремонту пассажирских
вагонов и производству запасных
частей для пассажирских вагонов, ремонту
грузовых вагонов, ремонту путевой
техники, ремонту и производству
электротехнической продукции, вошедшие
в состав ОАО "РЖД") подлежат реструктуризации,
необходимой для
По мере реструктуризации
и универсализации (демонополизации)
указанные ремонтные
Сфера деятельности ремонтных предприятий будет постепенно открываться для частных акционеров.
В сфере обслуживания пассажиров
(сервис) и продажи билетов проводится
организационное отделение
Ключевым аспектом концепции структурной реформы с точки зрения национальной экономики и с точки зрения потребителей транспортной продукции является демонополизация отдельных сфер деятельности федерального железнодорожного транспорта и доступность инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности.
Реализация структурной реформы предполагается путем разделения монопольного и конкурентного секторов на федеральном железнодорожном транспорте.
К монопольному сектору относятся:
- инфраструктура
- услуги, оказываемые предприятиями
и организациями
- технические и информационные
системы железнодорожного
К конкурентному сектору на железнодорожном транспорте относятся:
-доставка грузов и пассажиров;
-услуги, оказываемые грузовыми
и пассажирскими компаниями, а
так же весь комплекс
Одно из наиболее принципиальных положений концепции разделения конкурентного и монопольного секторов - это создание компаний - операторов подвижного состава.
В соответствии с "Программой структурной реформы…" по мере создания необходимых условий, начиная со второго этапа реформ, будет развиваться частная собственность на локомотивы (за счет покупки новых грузовыми операторскими и пассажирскими компаниями, а не продажи существующего локомотивного парка владельца инфраструктуры).
Основные условия, необходимые для развития частной собственности на подвижной состав, в настоящее время фактически созданы, поскольку значительное количество вагонов, прежде всего специализированных, уже принадлежит частным владельцам.
На третьем этапе реформ
в соответствии с "Программой…"
осуществляются мероприятия по повышению
уровня конкуренции на рынке грузовых
перевозок на участках сети, имеющих
параллельные ходы (возможно, в европейской
части России). При этом создаются
условия и стимулы для
В сфере пассажирских перевозок дальнего следования, которые организационно должны быть выделены в несколько самостоятельных региональных пассажирских компаний, откроется доступ частному капиталу. Региональные пассажирские компании будут иметь право осуществлять пассажирские перевозки поездами своего формирования на всей территории страны вне зависимости от региона расположения той или иной компании.
3.2 Оценка эффективности
мер по демонополизации
Национальная вертикально
интегрированная
Ежегодно компания перевозит более 1,3 млрд пассажиров и 1,3 млрд т грузов. При этом доля РЖД в грузообороте транспортной системы России составляет 43% (Рис. 6), в пассажирообороте – около 40%. Доля железных дорог в ВВП составляет 6,3 % или почти 65 % удельного веса транспорта в ВВП. Эти показатели свидетельствуют о том что, определяющую роль в транспортном комплексе играют железные дороги. Именно поэтому эффективность работы железнодорожной отрасли чрезвычайно важна для развития экономики страны.49
Динамика изменения грузовых
перевозок железнодорожным
Рис. 6. Доли различных видов транспорта в грузообороте в 2010 г.50
Работа железнодорожного транспорта России, начиная с 2001 г., проходила в условиях роста объёма перевозок. Начиная с 2007 г., в динамике объёма перевозок наблюдается тенденция спада, а в динамике грузооборота немного позже - в 2008 г. (Рис. 7). Так, грузооборот в 2008 г. составил к низшей точке спада (2009 г.) 113,5 %, а объём перевозок – 121,1 %.После спада в 2009 г. тенденция роста грузооборота и объема перевозок продолжилась.
Темп роста грузооборота в 2010 г. относительно 2001 г. составил 140,2%,объем перевозок – 114,0 %.
Относительно более
быстрые темпы увеличения
Финансово-экономический кризис 2008 г. не обошёл стороной и российские железные дороги. При относительно высоком уровне показателей работы РЖД в начале года динамика погрузки к концу года приобрела все кризисные черты. Если в 1 и 2 кварталах 2008 г. погрузка увеличилась к аналогичным периодам прошлого года на 5,3 % и 0,7 % соответственно, то в 3 квартале она снизилась на 0,3 %, а в 4 квартале – на 16,9 %. При этом падение внутри 4 квартала нарастало с каждым месяцем: в октябре - на 4,4 %, в ноябре – на 20,1 %, в декабре – на 26,3 % . Естественно, это не могло не отразиться на годовых параметрах. В целом за 2008 г. было погружено 1303,7 млн. тонн, что на 3 % ниже, чем в 2007 г. Таким образом, впервые с момента создания ОАО «РЖД» годовая динамика погрузки перестала показывать прирост.
К 2010 г. погрузка (отправление грузов) российских железных дорог достигла уровня на 14,1 % выше, чем в 2001 г. Грузооборот российских железных дорог в 2010 г. превысил уровень 2001г.(140,2 %.), достигнув, по данным годового отчёта ОАО «РЖД», величины 2010,6 млрд. т-км. При этом грузооборот с учётом возврата порожних приватных и арендованных вагонов составил 2312,6 млрд. т-км.
Рис. 7. Основные показатели работы железнодорожного транспорта России 2001 – 2010 гг.51
Анализируя другие показатели работы железнодорожного транспорта, следует отметить, что за период с 2001 по 2010 год средний вес грузового поезда брутто возрос с 3093 т. до 3855 т., средняя участковая скорость – с 34,3 км/ч до 41,6 км/ч, среднесуточная производительность грузового локомотива с 1098 тыс. т-км. брутто до 1786 тыс. т-км. брутто.
Оценка развития внутриотраслевой конкуренции в сегменте грузовых перевозок ОАО «РЖД».
Принятые государственные меры по реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте дали мощный стимул к развитию внутриотраслевой конкуренции. Наконец 2010 года парк грузовых вагонов независимых от ОАО «РЖД» компаний операторов превысил 416 тыс. ед.
На рынке грузовых перевозок
действуют независимые
Рис. 8. Численность российского парка грузовых вагонов, ед.52
В процессе реализации структурной
реформы железнодорожного транспорта
на рынке оперирования грузовыми
вагонами росла доля перевозок грузов
в вагонах частных
Рис. 9. Доля перевозок в вагонах частных собственников, 2004 - 2010 гг., %53
Наиболее сильное конкурентное давление со стороны приватных компаний холдинг «РЖД» испытывает при перевозках:
• нефтяных грузов (73,5% перевозок в приватных вагонах);
• удобрений (73,4%);
• руды (55,7%).
Мониторинг состояния рынка железнодорожных грузовых перевозок позволяет заметить, что доля ОАО «РЖД» на рынке услуг по предоставлению вагонов устойчиво сокращается.
В 2003-2010 гг. развитие системы
операторских компаний соответствовало
темпам роста объёмов предъявляемого
к перевозке груза и
К аналогичному выводу пришли
специалисты Федеральной
Важнейшей тенденцией последнего времени является увеличение инвестиций независимых операторов в приобретение подвижного состава. На этапе зарождения операторских компаний многими учёными-транспортникам высказывалось мнение, что частные компании не будут инвестировать в приобретение подвижного состава.
Таблица 555
Приобретение вагонов ОАО «РЖД» и операторскими компаниями
в 2002-2009 гг., ед.
год | ||||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
«РЖД»/МПС |
104 |
1440 |
3480 |
6000 |
8000 |
8569 |
15400 |
22000 |
Операторы |
9824 |
14692 |
23000 |
25000 |
21560 |
13300 |
40930 |
45000 |
Данные, приведённые в табл. 5, однозначно свидетельствуют об обратном: именно операторские компании стали теми субъектами экономики, которые спасли промышленность от экономического коллапса.
Из рассмотренных выше данных, можно сделать вывод, что в погоне за высокой прибылью для независимых компаний операторов интересны только наиболее доходные грузы, наиболее оптимальные направления, дистанции. Основными вопросами транспортировки вынуждены заниматься сами «Российские железные дороги». Планируется дальнейшая либерализация рынка, создается Вторая грузовая компания (ОАО «ВГК») с передачей оставшегося у ОАО «РЖД» вагонного парка ОАО «ВГК». Выведение инвентарного парка в ОАО «ВГК» приведет к созданию в сегменте оперирования грузовым подвижным составом полностью рыночной системы взаимоотношений, в том числе и в части ценообразования. Это позволит ускорить приток частных инвестиций в обновление парка подвижного состава, а также сокращение эксплуатационных расходов ОАО «РЖД» на вагонное хозяйство.
В настоящее время обязанности ОАО «РЖД» по развитию и содержанию инфраструктуры общего пользования и их отсутствие у автоперевозчиков (основное бремя затрат по содержанию автодорог несет государство) заведомо предопределяют более высокую конкурентоспособность автомобильного транспорта.
Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России