Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:13, реферат
Цель курсовой работы изучить механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации и рассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».
Задачи курсовой работы:
- В общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской Федерации.
- Рассмотреть роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.
1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика законодательной власти в России
2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве
ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации
3.1 Правительство Российской Федерации
3.2 Роль Правительства в реализации государственной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации
4.1 Судебная система Российской Федерации
4.2 Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
4.3 Система судов общей компетенции
4.4 Система Арбитражных судов Российской Федерации
4.5 Мировые Судьи субъектов Российской Федерации
ГЛАВА 5. Президент Российской Федерации в системе государственной власти
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика
законодательной власти в
2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве
ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации
3.1 Правительство Российской Федерации
3.2 Роль Правительства в реализации государственной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации
4.1 Судебная система Российской Федерации
4.2 Конституционный Суд
Российской Федерации и
4.3 Система судов общей компетенции
4.4 Система Арбитражных судов Российской Федерации
4.5 Мировые Судьи субъектов Российской Федерации
ГЛАВА 5. Президент Российской
Федерации в системе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
государственная власть законодательная судебная президент
Введение
Провозглашенные Конституцией Российской Федерации 1993 года новые начала организации современного Российского государства, вытекающие из его определения как демократического, правового и социального (ст. 4), дали новый виток развитию государственной власти в стране. До недавнего времени вся государственная власть была сконцентрирована в руках партийного аппарата. После распада Советского Союза Россия пошла по пути западной цивилизации, отказавшись от тоталитарного прошлого и провозгласив создание правового либерального государства. В механизм осуществления государственной власти вводится система «сдержек и противовесов». Теперь основой механизма осуществления государственной власти является принцип разделения властей на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную.
При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга и разделение их компетенции, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов».
Первоочередной задачей правового государства является создание такого государственного аппарата, который сможет воплотить принципы правового государства в жизнь. Конституцией Российской Федерации закреплены эти принципы, но реально правовое государство может существовать только тогда, когда они будут осуществлены на практике. И, прежде всего это связано с эффективным, целенаправленным и законным осуществлением государственной власти.
Обеспечить защиту прав и
свобод человека, верховенство закона
и взаимную ответственность граждан
и государства, должен государственный
аппарат. К сожалению, существует еще
немало недостатков в деятельности
различных государственных
Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 мая 2003 г. акцентировал внимание на необходимость укрепления Российской государственности, указав на малоэффективность государственного аппарата, его неподготовленность к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны, на необходимость разграничения полномочий между различными уровнями власти. Так, констатирует Президент Российской Федерации: «бюрократия сегодня обладает огромными полномочиями. Находящееся в ее руках количество полномочий не соответствует качеству власти.»
Объект курсовой работы: механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Предмет курсовой работы: система «сдержек» и «противовесов», в рамках которой осуществляется государственная власть в Российской Федерации.
Цель курсовой работы изучить
механизм осуществления государственной
власти в Российской Федерации и
рассмотреть сложившуюся в
Задачи курсовой работы:
- В общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской Федерации.
- Рассмотреть роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют учебная литература по теории государства и права, учебная литература по конституционному праву, а так же статьи в периодических изданиях посвящённые государственному аппарату Российской Федерации и принципу разделения властей.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Федеральные Конституционные Законы, регулирующие деятельность федеральных органов власти, постановления Государственной Думы и Совета Федерации.
Методологическую основу исследования составляют:
– общенаучные методы: анализ, сравнение;
– специальные методы: системный, структурно-функциональный, исторический.
Структура работы отражает поставленные задачи, состоит из введения, пяти глав и заключения.
Глава 1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
Многие античные и средневековые
философы отмечали, что деятельность
государства неоднородна и
В XVII веке к этому вопросу обратился английский философ Джон Локк. Он пришёл к выводам, что цель государства это сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Для их защиты государственная власть должна делиться на законодательную, исполнительную и союзную. Разработанное Джоном Локком учение о государстве было приспособлением теории к форме управления, которая установилась в Англии в результате революции 1688 г. Теорию Локка именуют «гибкой моделью» разделения властей. Она основана на сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве одной из них. Джон Локк отдавал приоритет законодательной власти, но не абсолютизировал её. Остальные власти должны подчиняться ей. В настоящеё время эта система характерна для стран с парламентской формой правления.
Французский философ и
историк Шарль-Луи Монтескье, свою
теорию «разделения властей» связал
с теорией естественного и
неотъемлемого права. По его мнению,
в идеально устроенном государстве
нет концентрации власти у одного
органа или должностного лица. В
таком государстве существуют три
независящие друг от друга власти:
законодательная, исполнительная и
судебная. Какое-либо объединение их
в руках одного органа или лица
неизбежно ведет к
Первые шаги по реализации теории разделения властей в России были сделаны лишь в начале XX века. Сторонниками разделения властей в России были М.М. Сперанский, А.П. Куницин (профессор Санкт-Петербургского университета в 1817-1819 гг.), декабрист П.И. Пестель. Но идеи Локка и Монтескье рассматривались и воспринимались ими с учетом реалий Российской империи (верховенство «данной богом» императорской власти).
Но с установлением
советской власти все попытки
реализации этого принципа были отвергнуты.
Разделение властей было объявлено
инструментом осуществления власти
буржуазией. Концепция разделения властей,
как буржуазный институт, марксизмом
отвергалась. В период существования
СССР вся власть принадлежала Советам.
Советы являлись одновременно законодательными,
исполнительными и контрольными
органами власти. Советы формировали
подотчётные исполнительные органы,
самостоятельно решали любой вопрос,
относящийся к ведению
1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации
Для того чтобы исключить
возможность противоправного
В соответствии с положениями
Конституции государственная
Конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями. К таким «противовесам» следует отнести:
- срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;
- несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
- право конструктивного вето на законопроекты;
- право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы;
- контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;
- конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы;
- независимость судейского корпуса.
Сочетание единства и разделения государственной власти в Российской Федерации выражается:
- в закрепление особого статуса Президента РФ;
- в установлении различных форм взаимодействия внутри системы органов, относящихся к одной ветви власти (между палатами Федерального Собрания РФ, между Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, внутри системы федеральных судов);
- в установление механизмов взаимодействия и взаимного влияния Президента РФ, Палат федерального собрания РФ, Правительства РФ и федеральных судов друг на друга;
Проанализировав нормативную базу и практику её реализации, отношения, складывающиеся между указанными субъектами можно сгруппировать по следующим направлениям:
- отношения в сфере законодательства,
- отношения в сфере формирования государственных органов, назначение на государственные должности и освобождение от них,
- отношения в сфере осуществления парламентского контроля,
- отношения в сфере обеспечения обороны и безопасности государства,
- отношения в сфере реализации внешней политики государства,
В каждой из указанных сфер осуществляется взаимодействие органов, представляющих ту или иную ветвь власти и Президента РФ.
Взаимодействие, взаимный контроль
и ответственность федеральных
органов государственной власти
призваны обеспечить их согласованное
функционирование. Однако, как показывает
практический опыт функционирования государственной
власти в России, обладая относительной
независимостью, и сдерживая друг
друга в своей деятельности, государственные
власти далеко не всегда уравновешивают
друг друга. К сожалению, существует
еще немало недостатков в деятельности
различных государственных
Глава 2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика
законодательной власти в
Законодательная (представительная) ветвь власти в Российской Федерации представлена двухпалатным парламентом – Федеральным Собранием. В качестве постоянно действующего органа Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть.
Федеральное Собрание выражает волю многонационального народа Российской Федерации. Оно материализует эту волю с помощью законов имеющих общеобязательный характер. Никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Федеральное Собрание не может быть лишено своего представительного характера, а порядок его формирования не может быть произвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительного органа также не могут быть изменены.