Политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы изучить механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации и рассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».
Задачи курсовой работы:
- В общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской Федерации.
- Рассмотреть роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Содержание

1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика законодательной власти в России
2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве
ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации
3.1 Правительство Российской Федерации
3.2 Роль Правительства в реализации государственной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации
4.1 Судебная система Российской Федерации
4.2 Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
4.3 Система судов общей компетенции
4.4 Система Арбитражных судов Российской Федерации
4.5 Мировые Судьи субъектов Российской Федерации
ГЛАВА 5. Президент Российской Федерации в системе государственной власти

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.docx

— 56.16 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Устройство государственной  власти в Российской Федерации

1.1 Развитие принципа разделения  властей

1.2 Принцип разделения  властей в Российской Федерации

ГЛАВА 2. Законодательная  ветвь власти в Российской Федерации

2.1 Общая характеристика  законодательной власти в России

2.2 Роль Федерального Собрания  в законотворчестве

ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь  власти в Российской Федерации

3.1 Правительство Российской  Федерации

3.2 Роль Правительства  в реализации государственной  власти в Российской Федерации

ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации

4.1 Судебная система Российской  Федерации

4.2 Конституционный Суд  Российской Федерации и Конституционные  (уставные) суды субъектов Российской  Федерации

4.3 Система судов общей  компетенции

4.4 Система Арбитражных  судов Российской Федерации

4.5 Мировые Судьи субъектов  Российской Федерации

ГЛАВА 5. Президент Российской Федерации в системе государственной  власти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

государственная власть законодательная  судебная президент

 

 

 

 

 

Введение

Провозглашенные Конституцией Российской Федерации 1993 года новые  начала организации современного Российского  государства, вытекающие из его определения  как демократического, правового  и социального (ст. 4), дали новый виток  развитию государственной власти в  стране. До недавнего времени вся  государственная власть была сконцентрирована в руках партийного аппарата. После  распада Советского Союза Россия пошла по пути западной цивилизации, отказавшись от тоталитарного прошлого и провозгласив создание правового  либерального государства. В механизм осуществления государственной  власти вводится система «сдержек и  противовесов». Теперь основой механизма  осуществления государственной  власти является принцип разделения властей на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную.

При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга  и разделение их компетенции, но создаются  такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов».

Первоочередной задачей  правового государства является создание такого государственного аппарата, который сможет воплотить принципы правового государства в жизнь. Конституцией Российской Федерации  закреплены эти принципы, но реально  правовое государство может существовать только тогда, когда они будут  осуществлены на практике. И, прежде всего  это связано с эффективным, целенаправленным и законным осуществлением государственной  власти.

Обеспечить защиту прав и  свобод человека, верховенство закона и взаимную ответственность граждан  и государства, должен государственный  аппарат. К сожалению, существует еще  немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые  зачастую нарушают конституционные  принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского  государства.

Президент Российской Федерации  В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 мая 2003 г. акцентировал внимание на необходимость  укрепления Российской государственности, указав на малоэффективность государственного аппарата, его неподготовленность к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны, на необходимость разграничения полномочий между различными уровнями власти. Так, констатирует Президент Российской Федерации: «бюрократия сегодня обладает огромными полномочиями. Находящееся в ее руках количество полномочий не соответствует качеству власти.»

Объект курсовой работы: механизм осуществления государственной  власти в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы: система  «сдержек» и «противовесов», в  рамках которой осуществляется государственная  власть в Российской Федерации.

Цель курсовой работы изучить  механизм осуществления государственной  власти в Российской Федерации и  рассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».

Задачи курсовой работы:

-  В общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской Федерации.

-  Рассмотреть роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составляют учебная литература по теории государства и права, учебная  литература по конституционному праву, а так же статьи в периодических  изданиях посвящённые государственному аппарату Российской Федерации и  принципу разделения властей.

Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Федеральные  Конституционные Законы, регулирующие деятельность федеральных органов  власти, постановления Государственной  Думы и Совета Федерации.

Методологическую основу исследования составляют:

– общенаучные методы: анализ, сравнение;

– специальные методы: системный, структурно-функциональный, исторический.

Структура работы отражает поставленные задачи, состоит из введения, пяти глав и заключения.

 

Глава 1. Устройство государственной  власти в Российской Федерации

1.1 Развитие принципа разделения  властей

Многие античные и средневековые  философы отмечали, что деятельность государства неоднородна и содержит в себе несколько видов: законодательную  деятельность, исполнение законов или  управление и правосудие.

В XVII веке к этому вопросу  обратился английский философ Джон Локк. Он пришёл к выводам, что цель государства это сохранение свободы  и собственности, приобретенной  посредством труда. Для их защиты государственная власть должна делиться на законодательную, исполнительную и союзную. Разработанное Джоном Локком учение о государстве было приспособлением теории к форме управления, которая установилась в Англии в результате революции 1688 г. Теорию Локка именуют «гибкой моделью» разделения властей. Она основана на сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве одной из них. Джон Локк отдавал приоритет законодательной власти, но не абсолютизировал её. Остальные власти должны подчиняться ей. В настоящеё время эта система характерна для стран с парламентской формой правления.

Французский философ и  историк Шарль-Луи Монтескье, свою теорию «разделения властей» связал с теорией естественного и  неотъемлемого права. По его мнению, в идеально устроенном государстве  нет концентрации власти у одного органа или должностного лица. В  таком государстве существуют три  независящие друг от друга власти: законодательная, исполнительная и  судебная. Какое-либо объединение их в руках одного органа или лица неизбежно ведет к злоупотреблениям и несовместимы с политической свободой личности. Эту модель принято считать  «жесткой» формой разделения властей. Для их современного развития характерны некоторые общие черты. Одна из них состоит в усилении правительственной власти; что касается другой, то она проявляется в усилении средств воздействия различных органов власти друг на друга. Эта модель характерна для стран с президентской формой правления.

Первые шаги по реализации теории разделения властей в России были сделаны лишь в начале XX века. Сторонниками разделения властей в  России были М.М. Сперанский, А.П. Куницин (профессор Санкт-Петербургского университета в 1817-1819 гг.), декабрист П.И. Пестель. Но идеи Локка и Монтескье рассматривались и воспринимались ими с учетом реалий Российской империи (верховенство «данной богом» императорской власти).

Но с установлением  советской власти все попытки  реализации этого принципа были отвергнуты. Разделение властей было объявлено  инструментом осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как буржуазный институт, марксизмом отвергалась. В период существования  СССР вся власть принадлежала Советам. Советы являлись одновременно законодательными, исполнительными и контрольными органами власти. Советы формировали  подотчётные исполнительные органы, самостоятельно решали любой вопрос, относящийся к ведению исполнительного  органа. Первым реальным шагом к  введению в СССР системы разделения властей было учреждение в марте 1991 года поста Президента СССР. Почти  в это же время учреждается  пост Президента РСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов, отсутствия гражданского общества и традиций демократического конституционного правления организовать эффективную систему так и  не удалось. Сначала (1991 - 1993) власть Советов  доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы  о своем "верховенстве". С ликвидацией  системы Советов и принятием  Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила перевес над законодательной  властью.

 

1.2 Принцип разделения  властей в Российской Федерации

Для того чтобы исключить  возможность противоправного захвата  власти, принцип разделение властей  в Российской Федерации закрепляется в качестве основы конституционного строя. Этот принцип характеризует  механизм осуществления государственной  власти в Российской Федерации, как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Взаимодействие ветвей власти в режиме взаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращает преобладание эгоистических интересов в государственной деятельности и узурпацию власти, целенаправленно поддерживая равновесие в обществе и устойчивость государственно-правовой жизни.

В соответствии с положениями  Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ. Конституция  закрепляет определенную самостоятельность  каждого государственного органа при  осуществлении принадлежащих ему  полномочий и обеспечивает такой  баланс полномочий каждой ветви государственной  власти, который исключает возможность  перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеет права вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью.

Конституционная система  Российской Федерации предусматривает  правовые способы сдерживания каждой власти другими властями. К таким  «противовесам» следует отнести:

-  срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;

-  несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;

-  право конструктивного вето на законопроекты;

-  право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы;

-  контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;

-  конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы;

-  независимость судейского корпуса.

Сочетание единства и разделения государственной власти в Российской Федерации выражается:

-  в закрепление особого статуса Президента РФ;

-  в установлении различных форм взаимодействия внутри системы органов, относящихся к одной ветви власти (между палатами Федерального Собрания РФ, между Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, внутри системы федеральных судов);

-  в установление механизмов взаимодействия и взаимного влияния Президента РФ, Палат федерального собрания РФ, Правительства РФ и федеральных судов друг на друга;

Проанализировав нормативную  базу и практику её реализации, отношения, складывающиеся между указанными субъектами можно сгруппировать по следующим  направлениям:

-  отношения в сфере законодательства,

-  отношения в сфере формирования государственных органов, назначение на государственные должности и освобождение от них,

-  отношения в сфере осуществления парламентского контроля,

-  отношения в сфере обеспечения обороны и безопасности государства,

-  отношения в сфере реализации внешней политики государства,

В каждой из указанных сфер осуществляется взаимодействие органов, представляющих ту или иную ветвь  власти и Президента РФ.

Взаимодействие, взаимный контроль и ответственность федеральных  органов государственной власти призваны обеспечить их согласованное  функционирование. Однако, как показывает практический опыт функционирования государственной  власти в России, обладая относительной  независимостью, и сдерживая друг друга в своей деятельности, государственные  власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. К сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые  зачастую нарушают конституционные  принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского  государства. В отношениях между  законодательной и исполнительной ветвями власти, равно как и  в отношениях с другими ветвями  власти, неизменно превалирует исполнительная власть в «союзе» с президентской.

 

Глава 2. Законодательная  ветвь власти в Российской Федерации

2.1 Общая характеристика  законодательной власти в России

Законодательная (представительная) ветвь власти в Российской Федерации  представлена двухпалатным парламентом  – Федеральным Собранием. В качестве постоянно действующего органа Федеральное  Собрание осуществляет законодательную  власть.

Федеральное Собрание выражает волю многонационального народа Российской Федерации. Оно материализует эту  волю с помощью законов имеющих  общеобязательный характер. Никакой  другой орган в Российской Федерации  не может принимать законы на общефедеральном  уровне, а его полномочия ни при  каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Федеральное  Собрание не может быть лишено своего представительного характера, а  порядок его формирования не может  быть произвольно кем-то изменен. Структура  и полномочия этого представительного  органа также не могут быть изменены.

Информация о работе Политика современной России