Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа
Маркетинг-это философия управления бизнесом, рыночная философия о том, как искать рынок, на котором лучше всего работать, что именно предлагать потребителю, как работать продуктивно и эффективно, удовлетворяя потребности общества.
Маркетинг одна из важнейших областей деятельности предприятий и предпринимателей. Изучение деятельности предпринимателей и обследование предприятий показывают, что функции управления маркетингом часто вообще не реализуются. Этого вполне достаточно для банкротства. Во многих некоммерческих организациях наблюдается та же ситуация, что влечет развал при малейших нарушениях бюджетного финансирования.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность маркетинга………………………………………5
1.1. Трактовка понятия «маркетинг»……………………………………5
1.2. Основные этапы становления и развития маркетинга…………….8
1.3. Эволюция концепции маркетинга………………………………….13
1.4. Функции маркетинга……………….……………………………….24
2. Специфика маркетинговых стратегий в бизнесе
и предпринимательской деятельности. ….……………………….………….29
2.1. Маркетинговые стратегии в бизнесе………………………………29
2.2 Разработка маркетинговой стратегии
промышленного предприятия…………………………………………..36
2.3. Маркетинг в непроизводственной сфере………………………….45
3. Особенности маркетинга в малом и среднем бизнесе……………….……50
Заключение…………………………………………..…………………………61
Список литературы…………………………………………………………….63
При разработке стратегии позиционирования предприятие должно реально оценить ее адекватность, учитывая рыночную позицию товара, позиции товаров-конкурентов, а также возможную реакцию потребителей на будущую стратегию. Стратегия позиционирования предполагает формирование стратегий предложения товара, его распределения, ценообразования и продвижения, что в совокупности определяет позицию предприятия относительно потребностей целевых рынков. Основной задачей стратегии позиционирования, регулируемой через комплекс маркетинга, является формирование определенного образа товаров конкурентов.
После разработки стратегий сегментирования рынка и позиционирования необходимо приступить к разработке стратегии брендинга, так как именно с помощью этой стратегии во многом реализуется стратегия позиционирования. Стратегия брендинга включает и во многом определяет элементы товарной стратегии, стратегий в сфере ценообразования и распределения, стратегии маркетинговых коммуникаций. Разработав стратегию брендинга и опираясь на нее, необходимо разработать детальные стратегии всего комплекса маркетинга.
Стержневую роль среди этих стратегий выполняет стратегия интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК), поскольку именно с ее помощью доводится до сознания целевых потребителей информация о позиционировании предприятия и его брендов. ИМК предприятия должны быть интегрированы вокруг бренда и фокусироваться на разработке маркетингового коммуникационного набора в зависимости от деятельности потребителя относительно ой маркетинговой активности этого бренда. Предполагается, что бренды являются основой того, каким образом потребители воспринимают товары и услуги. Выбор средств маркетинговых коммуникаций должен быть обоснован потребностями стратегии брендинга.
Система целей маркетинговых коммуникаций образует сложную иерархию, главное место в которой принадлежит целям формирования спроса и стимулирования сбыта. Поскольку различные средства маркетинговых коммуникаций обладают специфическими особенностями и свойствами, то стратегии каждого из основных и синтетических средств маркетинговых коммуникаций должны способствовать достижению тех коммуникационных целей, которые с наибольшей эффективностью достигаются именно с их помощью.
Стратегия ИМК должна включать в себя следующие компоненты: коммуникационные цели предприятия; дифференцированные выгоды, необходимые целевым потребителям; конкурентное преимущество; коммуникационные инструменты и последовательность их использования; время осуществления; распределение ресурсов.
Разработка и реализация товарной стратегии предприятия позволяет решать задачи разработки новых товаров и управления товарной номенклатурой. Это требует определения ключевых потребительских предпочтений и несоответствий между свойствами имеющихся товаров и ключевыми потребительскими предпочтениями целевых покупателей организации. Разработка новых товаров предполагает непрерывный поиск идей новых товаров в процессе их разработки. Новые товары, пользующиеся успехом у потребителей, формируют товарный профиль предприятия, управление которым предполагает оценку показателей товаров, находящихся в портфеле, разработку и корректировку в случае необходимости стратегий предложения товаров и оптимальное распределение ресурсов между отдельными торговыми марками. Товарная стратегия фокусирует внимание предприятия на необходимости отслеживания состояния рынка на всех этапах разработки товара на предмет соответствия идеи товара потребностям и предпочтениям потребителей, составлении технического задания на разработку нового товара и выборе целевых рынков нового товара и его позиционировании. Грамотное решение этих задач играет решающую роль в рыночном успехе как новых, так и существующих товаров предприятия.
Стратегия распределения включает в себя следующие моменты: выявление того, что покупают потребители, где, почему, когда и как они это делают; определение требований к услугам со стороны целевых потребителей и оптимального для предприятия уровня предоставляемых услуг; отбор сегментов, которые будут обслуживаться, и формирование каналов, которые будут использоваться в каждом конкретном случае; определение типов используемых прав и обязанностей всех участников канала; обеспечение каждому посреднику равной поддержки и возможности получать прибыль путем проводимой ценовой политики, определения условий продаж, закрепление продавцом определенной территории и определения перечня услуг, которые должна выполнять каждая сторона; разработка систем мотивации, контроля и посредников.
Стратегия ценообразования обеспечивает запланированный уровень рентабельности, и получение наибольшей массы прибыли предприятием с учетом установленных стратегических приоритетов в вопросе назначения цены; охватывает стратегию установления цен на подлинные новинки и товары-имитаторы, стратегию ценообразования в рамках товарной номенклатуры, стратегии корректирования и изменения цен.
Все названные стратегии необходимо интегрировать в целостную маркетинговую стратегию предприятия, предлагаемый порядок разработки которой позволит существенно повысить эффективность работы предприятий и облегчит процесс достижения поставленных перед ним рыночных целей. [7,C.109]
2.3. МАРКЕТИНГ В НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ
В связи с происходящим за последние годы стремительным развитием рынка услуг, возникла необходимость осмысления и уточнения отдельных экономических категорий и понятий, а также терминов маркетинга услуг. Данному вопросу не случайно уделяется все большее внимание исследователей-маркетологов. При этом такие ключевые термины, как «товар» и «услуга», рассматриваются преимущественно с маркетинговой точки зрения без учета экономического подхода к их толкованию и определению. Так, Ф. Котлер, исходя из определения маркетинга как деятельности по удовлетворению нужд и потребностей обмена, констатирует следующее: «Товар — все то, что может удовлетворить нужду и потребность и предлагаемый рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи». В таком толковании имеет место отождествление понятий «услуга» и «товар», «маркетинг услуг» и «маркетинг товаров». Далее, другой автор в статье, посвященной маркетингу аудиторских услуг, подчеркивает, что «... отличительной чертой аудиторского рынка является четкое определение вида и содержания основного товара, единого для всех участников этого рынка. Таким товаром является аудиторская проверка ...». В данном случае в методологическо-теоретическом отношении также допускается неточность относительно определения сущности товара и сущности услуги, которые имеют значительные различия.
Более того, некоторые исследователи предлагают вообще не различать эти экономические понятия, а рассматривать их как некое единое целое — «товар-услуга», которое «... может начинаться от преобладания товара, а заканчиваться преобладанием услуги». Отдельными авторами вводятся такие термины, как «чистая услуга» и «продуктосодержащая услуга» и, соответственно, «маркетинг чистой услуги» и «маркетинг услуги с продуктом, который может не отличаться от маркетинга материально-вещественных товаров». К тому же не совсем точными и корректными, на наш взгляд, являются следующие утверждения: « ... по существу, любой товар — это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы» и « ... существуют смешанные формы услуг, например, обед в ресторане (некоторые продукты питания являются товаром ...); приготовление же пищи и обслуживание — услугой».
Для обоснования своего критического подхода к вышеприведенным определениям экономических понятий «товар» и «услуга» сошлемся на следующие примеры из различных областей хозяйственной практики. Например, специалист-аудитор провел платную консультацию для бухгалтеров производственной фирмы — иначе говоря, оказал услугу своему клиенту, или работник машинно-технологической станции по заказу сельского товаропроизводителя вспахал его поле. Но в результате выполнения указанных услуг не создаются новые товары — конечные продукты, заключающие в своей «упаковке» названные услуги, как это отмечалось выше.
Возникшие неточности и противоречия в трактовке и осмыслении понятия «услуга», вполне разрешимы, прежде всего на основе преодоления одностороннего подхода к рассмотрению сущности этого понятия и на пути раскрытия, наряду с функциональным, и экономического содержания. Известно, что классики экономической теории определяли понятие «услуга» как « ... полезное действие той или иной стоимости, товара ли, продукта ли». В таком понимании услуга выступает как реализация полезности любого объекта по отношению к данному объекту, и подобная, наиболее общая, трактовка понятия «услуга» применима к действию любой полезности. Причем эта трактовка в какой-то мере способствует более четкому раскрытию специфических характеристик указанного понятия, а также имеет определенное методологическое и методическое значение для правильного понимания сущностного содержания услуги. Несколько конкретизируя вышеприведенное определение, можно утверждать, что услуга вообще означает полезное действие труда, выступающего в качестве деятельности. Но и такое уточнение не позволяет дать более исчерпывающую специфическую характеристику данного понятия как экономической категории.
Исходя из этого, следует отметить, что особенность потребительной стоимости труда в качестве услуги состоит именно в том, что труд выступает в этом случае полезностью для других членов общества, юридических и физических лиц в форме специфической деятельности. А эта особенность, в отличие от использования рабочей силы (труда) для производства товаров, предполагает отношения между людьми — партнерами рыночной экономики уже в самом процессе деятельности по оказанию услуг, то есть наличие в этой сфере двух экономических агентов — кто передает и кто получает услуги. Поэтому многочисленные функции по самообслуживанию нельзя, разумеется, считать в полном смысле слова услугами, выполняемыми каждым человеком или группой сотрудников данного предприятия. То есть физические и юридические лица не могут по существу сами себе оказывать, реализовывать услуги. Также считается, что не относятся к услугам полезные функции людей, выполняемые ими для удовлетворения своих потребностей и которые являются в данном случае объектом их отношения в процессе выполнения общественного труда (например, ведение «домашней» бухгалтерии). Однако указанные полезные функции непосредственно превращаются в услуги, как только они становятся объектом общественного и профессионального разделения труда. Например, труд главного бухгалтера аудиторской фирмы по ведению финансовой отчетности своей организации не может выступать в качестве услуги. Вместе с тем если эта работа выполняется им для другого экономического агента рынка на основе заключенного договора, то этот вид деятельности уже превращается в услугу — иначе говоря, становится объектом общественного бестоварного обмена. Последний же отличается от рыночного товарного обмена, то есть обмена результатами деятельности (товарами) на эквивалентно-возмездной основе в соответствии с требованиями закона стоимости, законов спроса и предложения.
Проведенный смысловой анализ понятия «услуга» позволяет его уточнить и утверждать, что услуга применительно к условиям хозяйствования в рыночной экономике представляет собой, с одной стороны, специфическую потребительную стоимость и специфическое экономическое отношение. И, с другой стороны, как выражение такого рода отношения услуга есть экономическая категория, сущность которой можно выразить так: услуга выражает экономическое отношение общественного бестоварного обмена, объектом которого является непосредственный труд в качестве специфической деятельности.
Таким образом, в методологическом плане отождествление понятий «услуга» и «товар» является, неправомерным и некорректным. Кстати, в отличие от товаров « ...услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого услуги обычно базируются на прямых контактах между производителями и потребителями. Поэтому ... происходит определенное обособление услуг от овеществленных товаров, реализация которых обычно связана с посредничеством и возможностями хранения». Так, аудитор в ходе проведения аудиторской проверки, то есть при оказании аудиторской услуги, выявляет различные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, а последний оперативно устраняет выявленные упущения и ошибки. Аналогично, при проведении аудиторской фирмой семинаров, конференций, «круглых столов» и других мероприятий присутствующие задают вопросы и тут же получают ответы по интересующей их профессиональной тематике, то есть фактически пользуются консультационными услугами аудиторов.
Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать окончательное определение общего понятия «услуга»: это есть отношение общественного труда в форме его нетоварного обмена и в качестве непосредственно полезного процесса трудовой деятельности физического или юридического лица. Опираясь на такое определение, выделим следующие основные черты содержания понятия «услуга»:
1) продажа услуг между их производителями и потребителями осуществляется как прямой обмен между ними на основе спроса и предложения;
2) носителем отношений общественного труда в таких случаях выступает полезная деятельность, то есть труд как непосредственно полезный, целесообразный процесс, вызванный производственной необходимостью и потребностью;
3) форма общественного труда и его эффективность определяются в основном не стоимостью, а качеством выполняемых работ по оказанию различных видов услуг;
4) непосредственный объект отношений общественного труда есть особая полезная деятельность, а не обособившийся от него и вступающий в рыночный обмен материально-вещественный продукт, то есть товар. [1,C.255]
3. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ
Маркетинг – это политика предприятия, которая ориентируется на рынок, адаптируется к нему, гибко реагирует на изменения и способна претворять в жизнь инновации. Подобная политика содержит прежде всего такой параметр, как предвидение, ориентация на будущее. Политика, направленная вовне и в будущее, должна увязываться с внутренней ориентацией: адаптация к рынку и рыночной структуре нередко вызывает необходимость приспосабливать и “внутрифирменные атрибуты”, включая организацию, бухгалтерский учет, научные исследования, планирование, кадровое хозяйство и т.д. Между маркетингом и другими сферами деятельности предприятия (функциональными, ресурсными) существуют определенные отношения; они взаимно влияют друг на друга. В краткосрочном плане на приоритетность могут претендовать разные проблемы: дефицит специалистов, нехватка оборудования, недостаток капитала, отсутствие необходимого ноу-хау и пр. В долгосрочной же перспективе приоритет принадлежит рыночным требованиям.
Маркетинг является важной областью общефирменной политики, которая в свою очередь базируется на миссии и имидже предприятия, его высших принципах и описании арены, где должна разворачиваться предпринимательская деятельность. Из этой главной целеустановки выводятся стратегические цели для предприятия, в целом и наиболее значимых областей, которые выполняют собственные задачи. В их число входят ресурсные области – персонал, капитал, машины и оборудование, а также производство и бухгалтерский учет. Сюда же относят и маркетинг.
Поскольку маркетинг охватывает важную область деятельности предприятия, он нуждается в хорошо продуманном фундаменте, т.е. концепции, которая определяет, какие цели, какими средствами и каким образом должны быть достигнуты. Такая концепция служит основой для выработки решений и соответствующих действий и тем самым является вспомогательным средством управления.
Смысл маркетинговой концепции в том, чтобы шаг за шагом разобраться в накопившихся вопросах, а затем установить, как следует действовать. Концепция представляет собой своеобразный растр, с помощью которого систематически обнаруживаются и оцениваются определенные взаимосвязи, требующие от управленцев принятия принципиальных решений.
Исходным моментом для маркетинговой концепции малого или среднего предприятия служит анализ собственного производства (оценка сильных и слабых сторон) и релевантного окружения (оценка шансов и опасностей). Что касается собственного предприятия, то в конечном счете больший интерес представляет не столько его фактическое состояние, сколько будущее. В ходе анализа должна учитываться и оцениваться информация об отрасли и ее структуре, продукции, пользующейся спросом на рынке, производственном потенциале и стандартах качества; размерах предприятий, месте их расположения и динамике роста; финансовых показателях и целях; положении с кадрами, принципах кадрового развития и т.д.
Информация о работе Маркетинг как философия управления бизнесом