Маркетинг как философия управления бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг-это философия управления бизнесом, рыночная философия о том, как искать рынок, на котором лучше всего работать, что именно предлагать потребителю, как работать продуктивно и эффективно, удовлетворяя потребности общества.
Маркетинг одна из важнейших областей деятельности предприятий и предпринимателей. Изучение деятельности предпринимателей и обследование предприятий показывают, что функции управления маркетингом часто вообще не реализуются. Этого вполне достаточно для банкротства. Во многих некоммерческих организациях наблюдается та же ситуация, что влечет развал при малейших нарушениях бюджетного финансирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность маркетинга………………………………………5
1.1. Трактовка понятия «маркетинг»……………………………………5
1.2. Основные этапы становления и развития маркетинга…………….8
1.3. Эволюция концепции маркетинга………………………………….13
1.4. Функции маркетинга……………….……………………………….24
2. Специфика маркетинговых стратегий в бизнесе
и предпринимательской деятельности. ….……………………….………….29
2.1. Маркетинговые стратегии в бизнесе………………………………29
2.2 Разработка маркетинговой стратегии
промышленного предприятия…………………………………………..36
2.3. Маркетинг в непроизводственной сфере………………………….45
3. Особенности маркетинга в малом и среднем бизнесе……………….……50
Заключение…………………………………………..…………………………61
Список литературы…………………………………………………………….63

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

Потребитель перестает быть в маркетинге единственным центром мироздания. Происходит переориентация на сочетание учета интересов производителей, потребителей и общества в целом. Цель – обеспечение желаемой удовлетворенности целевых групп клиентов более эффективными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителя и общества в целом. Средство достижения цели – баланс трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.

Концепция стратегического маркетинга ориентирует маркетинговые усилия на долгосрочную перспективу и по существу представляет собой постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных  для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество.*

Концепция социально-этичного маркетинга, сформировавшаяся на базе стратегического маркетинга, рассматривает маркетинговую деятельность в жесткой связи с новыми глобальными проблемами человечества – экологическими, этическими, воспитательными, - порожденными постиндустриальным обществом, информационной цивилизацией.

              Особого внимания заслуживает маркетинг долгосрочных партнерских отношений и его ядро – концепция индивидуального маркетинга. Индивидуальный маркетинг – это непрерывное использование на практике знаний об индивидуальном потребителе, полученных с помощью интерактивной коммуникации помогающих создавать и продвигать продукты и услуги с целью обеспечить непрерывные и долгосрочные взаимовыгодные отношения. Индивидуальный маркетинг состоит в восприятии реакции

 

* Ламбен Ж.-Ж.Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с франц.-СПб.: Наука,1996.-С.IX


конкретного покупателя, во взаимодействии с ним, предполагает определение предпочтений покупателя, их запись в ответную реакцию на них. Преимущества таких отношений: для покупателя – эффективность контакта, для производителя – прибыль, для обоих – спокойствие, уверенность в будущем. Индивидуальный маркетинг уже получил развитие в сферах гостиничного обслуживания-люкс, в организации индивидуального отдыха и лечения, в банковском деле, может использоваться на рынке любых индивидуализируемых товаров в секторах, где повторяемость покупки является частью формулы успеха. Доверительные отношения при этом важнее, чем низкие цены, чем активное (и навязчивое) продвижение товара, чем современные технологии. Как утверждают сторонники и пропагандисты индивидуального маркетинга, изменения рынка могут изменить цену и технологию, но хорошие отношения могут сохраняться пожизненно и передаваться преемникам. Речь при этом уже напрямую идет об успехе взаимоотношений будущих поколений предпринимателей (производителей, посредников) и клиентов (потребителей).


1.3. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА

 

В общем смысле концепция часто понимается как система взглядов, способ представления тех или иных явлений в процессе организации и осуществления какой-либо деятельности. Нередко концепция рассматривается как система основных  идей, общий замысел, идеология организации деятельности фирмы или отдельного предпринимателя, интегрированная целевая философия хозяйствования, склад мышления предпринимателя, направленность его действий.

              Как видно, концепция предполагает научно обоснованную увязку таких ее компонентов, как идея, стратегия, инструментарий и цель. В этом контексте концепция маркетинга представляет собой научно обоснованный замысел (проект) организации деятельности фирмы вообще и/или маркетинговой деятельности в частности, который основывается на конкретной руководящей идее, эффективной стратегии, необходимом оперативном инструментарии осуществления предпринимательства в целях достижения результатов, определяемых стратегическим планом фирмы.

              Концепция маркетинга должна разрабатываться на основе стратегического анализа планируемой или осуществляемой деятельности фирмы. Разработка концепции маркетинга обычно включает следующие этапы: осуществление стратегического анализа внутренней и внешней среды; определение целей предприятия и целей маркетинговой деятельности в целях достижения запланированных результатов.

              В  зависимости от уровня развитости производстства и спроса на предложенные товары концепция маркетинга претерпевала эволюционное развитие. Изменения концепции маркетинга в основном определялась и определяются состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель 9продавец), потребитель (покупатель) и государство (власти).

              Мировая наука и практика в области маркетинга и предпринимательства обосновали и рекомендуют выделять следующие концепции в эволюции маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга и маркетинга взаимодействия (табл.2).

Таблица 2.

Эволюция концепции маркетинга

Годы

Вид концепции

Ведущая идея

Основной инструментарий

Главная цель

1860

-

1920

Производст-

венный

Производство того, что возможно

Себестоимость,

производительность

Совершенствование производства,рост продаж,максимизация прибыли

1930

-

1950

Товарный

Производство

качественных

товаров

Товарная политика

Совершенствование потребительских свойств товара

1930

-

1950

Сбытовой

Развитие сбытовой сети,каналов сбыта

Сбытовая политика

Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров

1960

-

1980

Традиционный

маркетинг

Производство товаров,услуг нужных потребителю

Комплекс маркетинга-микса,исследование потребителя

Удовлетворение нуждд потребностей целевых рынков

1980

-

1995

Социально-

этический

маркетинг                                                                                   

Производство товаров,услуг нужных потребителю,с учетом требований общества

Комплекс маркетинга-микса,исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг

Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения ресурсов,охраны окружающей среды

1995

-

настоя-

щее

время

Маркетинг

взаимодействия

Производство товаров,услуг удовлетворяющих потребителей, партнеров по бизнесу

Методы координации, интеграции, сетевого анализа,комплекс маркетинга-микса

Удовлетворение потребностей потребителей,интересов государства и партнеров в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия.

 

              Предложенная классификация концепции маркетинга не может рассматриваться как правило, норма или стандарт для каждой страны. Эволюция маркетинга в каждой отдельной стране в зависимости от уровня развития рыночных отношений имеет определенные специфику и особенности. Однако мировой опыт становления маркетинга и развития рыночных отношений является полезным, так как может использоваться как ориентир при формировании рыночных отношений и организации предпринимательской деятельности в конкретной стране. Кроме того, становится известной общая тенденция развития маркетинга – перенос внимания с производства товара на потребителя, его нужды и потребности.             

Производственная концепция ставит во главу угла производителя и увеличение объема производства существующего ассортимента товаров. Эта концепция является изначальной, но и в настоящее время находит применение. В соответствии с ней, при организации производства и реализации продукции используется известный принцип поведения потребителя – ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступной цене.

              Руководство фирмы в этом случае прилагает усилия для обеспечения большой серийности и продажи товара через разнообразные точки сбыта. Применение этой концепции имеет место, например, в следующих случаях:

1)     когда основная часть реальных и потенциальных потребителей на рынке имеет ограниченный, небольшой доход;

2)     когда спрос на данный товар превышает предложение и часть потребителей, которые хотя им и не нравится предложенный товар, покупают его, удовлетворяя тем самым ненадолго свои потребности;

3)     когда в условиях производства, особенно новой продукции, себестоимость велика и требуется найти способ ее быстрого снижения с целью достижения необходимой доли на рынке.

 

При использовании этой концепции основной акцент падает на производство. Главное – произвести, а сбыть товар в условиях отсутствия аналогичных товаров на рынке достаточно легко. В связи с этим эффективность деятельности предприятия в основном определяется экономикой производства (увеличить серийность, снизить себестоимость). О потребителе не думают вообще, рынок не исследуется, главное – произвести дешевый товар с удовлетворительными потребительскими свойствами.

Производственной концепции маркетинга придерживался в свое время Генри Форд (1863-1947), создатель общества массового потребления и социальных гарантий, автомобильный король Америки. Г.Форд внедрял принципы стандартизации и унификации технологического процесса в системе автомобилестроения. Он одним из первых установил четкую систему контроля и планирования производства, что способствовало внедрению конвейерной технологии и непрерывности процесса изготовления автомобилей, его автоматизации. В условиях массового производства он первым повысил заработную плату рабочим. Создавая массовое производство, он формировал массового потребителя.

Производственная концепция и в настоящее время используется во многих странах. Использовалась она и в СССР, когда спрос на большинство товаров превышал предложение, когда необходимо было постоянно совершенствовать производство в целях увеличения объемов изготовления продукции.

В России также все еще главенствует производственная концепция маркетинга. Но низкий уровень конкурентоспособности продукции, высокие цены не создают условий для роста объемов реализации продукции. Это касается в первую очередь товаров производственно-технического назначения, объемы производства которых в отдельных отраслях сократились на 40-50% относительно 1990 г.

Следует иметь в виду и то, что производственная концепция посильна не всем. Для того чтобы ее принять, надо обладать достаточно большим капиталом (в России это обеспечивало долгое время государство), авторитетом, имиджем фирмы и иметь развитой внутренний рынок для распродажи производимой продукции.

Товарная концепция концентрирует внимание на том, что потребитель всегда благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других фирм. Достижение желаемого объема продажи и прибыли требует небольших затрат на маркетинговую деятельность.

Этой концепции придерживаются многие компании, фирмы, организации, в том числе и некоммерческие. Однако концепция товара не всегда приносит успех, возможно проявление маркетинговой близорукости. Это имеет место, когда игнорируется необходимость изучения покупательной способности потребителей, товаров-конкурентов, совместимости изготовляемых комплектующих изделий с существующими аппаратами, производство которых имеет массовый характер. Снижая затраты на маркетинг, фирма рискует получить значительный ущерб от неудачи на рынке.

Деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы товара. При этом главной задачей является достижение объема продажи, необходимого для получения прибыли за счет различных мероприятий по стимулированию сбыта. Таким образом, предполагается, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией будут приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продажи. Предполагается, что потребителей можно заставить покупать предлагаемые товары с помощью различных методов продажи. Считается, что или покупатели будут делать повторные покупки, или имеется достаточное количество потенциальных потребителей. В организациях со сбытовой концепцией имеются отделы маркетинга и рекламы, подчиненные коммерческому директору. В этом случае почти всегда преследуются короткосрочные цели: продать продукцию, выполнить план поставок, найти заказы. Обычно фирмы, которые придерживаются сбытовой концепции, реализуют товары в условиях дефицита или монополии на рынке. Главный акцент в системе «производство – сбыт – потребитель» делается на сбыт. Реализация концепции сбыта на практике зачастую превращается в навязывание покупки. С одной стороны, продавец во что бы то ни стало стремится заключить сделку, с другой – удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным результатом.

Эффективность концепции сбыта в течении длительного времени Ф. Котлер объясняет следующим:

1)     многие покупатели считают, что они в состоянии защищать свои интересы;

2)     покупатели, не удовлетворенные покупкой, вскоре забывают о своем чувстве неудовлетворенности;

3)     покупатели, недовольные покупкой,  редко делятся своими впечатлениями с другими покупателями;

4)     покупатели, неудовлетворенные покупкой, едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы;

5)     всегда имеется достаточно большое число потенциальных покупателей.

Однако процесс интенсификации продаж уже произведенных товаров, навязывание покупки требует значительного внимания к наращиванию производства и совершенствованию товара. При этом из поля зрения обычно выпадают рынок и потребитель, что снижает эффективность концепции сбыта.

Традиционная маркетинговая концепция изменяет содержание концепции сбыта. Она оформилась около середины 50-х годов, тогда как сам маркетинг возник значительно раньше. Концепция маркетинга – это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. Она начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Согласно этой концепции цели предприятия, особенно долгосрочные, могут быть достигнуть только благодаря исследованию потребностей и желаний таких групп потребителей, которым предприятие направляет и предлагает изделия и услуги, удовлетворяющие потребителя по качеству и эффективности.

Маркетинговая концепция обязывает:

1) производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;

2)     любить потребителя, а не свой товар;

3)     не продавать товары, а удовлетворять потребности;

4)     изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения;

5)     увязывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности фирмы;

6)     адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;

7)     оценивать воздействия конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к фирме;

8)     ориентироваться на долгосрочную перспективу и рассматривать потребности потребителей в широком плане.

Согласно концепции маркетинга, продажа - это средство общения, коммуникации и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, необходимо менять общую политику фирмы, а не процесс продажи.

Информация о работе Маркетинг как философия управления бизнесом