Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций
Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.
В начале второй половины XIX в. политическая экономия распалась на две ветви: марксизм и маржинализм.
Маржинализм (от фр. Marginal – предельный) зародился в 70-х гг. XIX в. Его представители: К.Менгер в Австрии, У.Джевонс в Англии, Л.Вальрас в Швейцарии. Сторонники маржинализма видели задачу политической экономии в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
В 90-х гг. XIX в. А.Маршалл (1842-1924) встроил в концепцию маржинализма элементы из теории Рикардо – классика политической экономии. В результате чего она стала называться неоклассической теорией. Ее представители: Д.Кларк (американская школа), А.Маршалл и А.Пигу (кембриджская школа) и др.
Сторонники неоклассического подхода считали предметом своих исследовании «чистую экономику» независимо от общественной формы ее организации, а единичным объектом исследования – поведение и субъективные мотивы «экономического человека», который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.
Позже маржинализм впитал в себя теорию Д. М. Кейнса, согласно которой рыночное регулирование делает экономику нестабильной, поэтому требуется государственное вмешательство. Д. М. Кейнс (1883-1946) наряду со А. Смитом и К. Марксом является одним из трех величайших экономистов мира.
В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег», - кейнсианство.
Маржинализм имеет существенное негативное качество: он излишне насыщен математикой, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное – не социален.
Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает институционально-
2. Предмет экономической теории. Функции экономической теории
Что же изучает экономика как наука? Экономика как наука изучает социально-экономические отношения между людьми через призму экономических категорий, таких как: производство, деньги, капитал, прибыль, стоимость, цена и др. Это обусловлено тем, что данные отношения проявляются только через экономические категории. Например. возьмем такую экономическую категорию как стоимость. Она не видима, не ощутима, ее нельзя отличить по цвету, запаху и проявляется она только тогда, когда на рынке встречаются два субъекта: товаропроизводитель и покупатель. Итак, экономическая наука изучает не само производство, а социально-экономические отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Данные социально-экономические отношения оказывают непосредственное влияние на поведение людей в рыночной экономике, а это влияет на решение трех главных вопросов рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить?
В основе всех социально-экономических отношений лежит собственность на средства производства, которая играет определяющую роль во всей системе этих отношений.
Основные функции экономической теории
Первой функцией экономической теории как науки является функция познавательная, теоретическая. Экономическая теория призвана глубоко и всесторонне исследовать экономические отношения, их взаимодействие с производительными силами и надстройкой, вскрывать присущие обществу на различных ступенях его развития экономические законы.
Однако познание объективных законов не самоцель, а средство преобразования хозяйственной деятельности людей. Именно в этом заключается вторая, практическая функция экономической теории. Она выражается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.
В современных условиях возрастает мировоззренческая функция экономической теории, ее роль в формировании передовой системы взглядов на жизнь общества. Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.
Наконец, нельзя не сказать еще об одной функции экономической теории – методологической. В современных условиях экономическая теория служит теоретической и методологической базой для системы экономических наук. Для всех экономических дисциплин экономическая теория играет роль теоретического фундамента. Выполняет по отношению к ним методологическую функцию.
3. Методы экономической теории. Экономические категории и экономические законы
Метод экономической теории - это способ воссоздания в логической форме, т. е. в виде научной системы законов и категорий, целостной картины экономических явлений и процессов.
Основным методом является диалектический метод, то есть все экономические явления и процессы рассматриваются в развитии: от простого к сложному, от низшей ступени к высшей. Вспомогательными методами являются: метод анализа и синтеза. Метод, применяемый для расчленения целого изучаемого явления на отельные составные части и детального изучения каждой из этих частей как необходимой части целого называется анализом. После детального изучения каждой части необходимо снова их соединить в единое целое. Соединение частей изучаемого явления (предмета) и познание его как единого целого называется синтезом.
Одним из важнейших приемов исследования, с которыми имеет дело экономика как наука, является метод научной абстракции. Термин «абстракция» дословно означает мысленное отвлечение. В житейском обиходе под «абстракцией» нередко понимают нечто оторванное от жизни, существующее только мысленно и в реальном мире не существующее. Научное же мысленное абстрагирование - это отвлечение от несущественных сторон конкретного явления и выражает обобщенное понятие. Например, деньги. Когда мы произносим это слово мы и не подозреваем, что это понятие обобщенное, абстрактное, отвлеченное от конкретных видов денег: рублей, долларов, марок и т. д. Или произносим такое слово: средства производства, то в этом случае мы всегда мысленно должны представлять себе, что речь идет о совокупности машин, зданий и сооружений, сырья и материалов. Таким образом, каждая экономическая категория имеет обобщенный (абстрактный) характер. Применение обобщенных понятий освобождает нас от повторения.
Не менее существенны методы индукции и дедукции. Индукция – изучение явлений от частного к общему – накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования общих теоретических положений. Дедукция – получение частных выводов на основе общих положений. Индукция и дедукция – взаимодополняющие и обусловливающие друг друга методы познания экономических явлений.
В экономической теории социально-экономические процессы изучаются в определенной исторической последовательности. Логическое – это тоже историческое, освобожденное от случайностей; обобщение, итог исторического развития. Таким образом, речь идет о методе единства исторического и логического.
В последние десятилетия широкое распространение получили методы экономико-математического моделирования, с помощью которых определяются оптимальные варианты тех или иных экономических решений.
Экономические категории – это логические понятия, представляющие теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. Экономические категории формируются в процессе познания экономической жизни общества и дают возможность глубже понять тот или иной процесс. Они выражают в объектах изучения лишь их общие черты. Экономические категории носят объективный характер, выражают конкретные экономические отношения, они исторически преходящи.
Экономические законы – это объективные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Они объективны, то есть возникают, развиваются и действуют независимо от воли и сознания людей, не могут быть изменены посредством законодательной деятельности государства, волей каких-либо лиц.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Общая экономическая теория. Учебник/ Под ред. Шеденова У.К. – Алматы- Актобе, «А-Полиграфия», 2007 г.
2. Борисов, Е. Б. Экономическая теория: учебник для вузов / Е. Б.Борисов.
-М.: Юрайт. 2001.
3. Куликов, Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2001.
Дополнительная
4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001.
5. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. М.,2005.
Вопросы для самоконтроля
1. Разъясните содержание термина «экономика».
2. Сформулируйте основную проблему экономической теории.
3. В чем состоит содержание метода научной абстракции?
Глоссарий
1. Классическая политическая экономия - направление экономической мысли (период с конца XVIII по вторую половину XIX в.), представители которого заложили научную базу методологических и теоретических исследований рыночных экономических отношений; пропаганда идей «чистой» экономической теории и абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь и механизм саморегулируеиой экономики
2. Кейнсианство - экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм
3. Маржинализм - направление экономической теории, которое основывается на определении цены товара и спроса на него чисто субъективными предельными оценками полезности продуктов.
ТЕМА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО СТРУКТУРА
Цель лекции
Необходимо уяснить, что такое основные факторы производства. В чем выражается специфика их использования и распределения в процессе производства. С помощью кривой производственных возможностей оценить возможные и невозможные варианты производства; рациональные или нерациональные способы использования ресурсов и общественного производства.
Ключевые слова
Воспроизводство; воспроизводство (простое и расширенное); кривая производственных возможностей; ограниченность ресурсов, потребность; ресурсы; рабочая сила; производительные силы; производственные отношения; услуги; факторы производства; экономические и неэкономические блага.
Основные вопросы
1.Значение производства в жизни общества. Потребности, блага и услуги.
2.Факторы производства. Производительные силы и производственные отношения.
3.Структура общественного производства. Воспроизводство.
Содержание лекции
1. Значение производства в жизни общества. Потребности, блага и услуги
Общественное производство – основа жизни людей. Для того чтобы жить, люди должны иметь пищу, жилище, одежду и т.д. Чтобы иметь эти блага, они должны их производить. Это позволяет определить производство как воздействие человека на вещества природы с целью создания материальных благ и услуг. Целью производства является удовлетворение человеческих потребностей.
Чтобы реализовать эти потребности, люди объединяются для совместной производственной деятельности и вступают в определенные экономические отношения.
Стремление человека к труду, к производству жизненных благ порождается биологическими потребностями человеческого организма, потребностями физической жизни. Для того чтобы жить, человек должен иметь пищу. Потребности в этом принуждают человека к ее производству. Поэтому экономическая теория изучает и потребности человека.