Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:24, курс лекций

Описание работы

Часть I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Основные этапы и направления развития экономической теории.
1.2. Предмет изучения экономической теории.
1.3. Методы изучения, используемые в экономической теории.

Работа содержит 1 файл

Лекции Эконом Теор..doc

— 551.50 Кб (Скачать)

Кредитные деньги – это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита. Существует 3 основных вида кредитных денег:

- вексель;

- банкнота;

- чек.

В настоящее время широко используются и другие платежные средства, например, кредитные карточки. Данные инструменты расчета позволяют распоряжаться имеющимися банковскими депозитами.

 

Тема 19. Инфляция и безработица

19.1. Сущность  и понятие инфляции. Классификация  видов инфляции.

19.2. Инфляция  спроса и инфляция предложения.

19.3. Связь уровня  безработицы и темпов инфляции.

19.4. Социально-экономические последствия инфляции

 

 

19.1. Сущность  и понятие инфляции. Классификация  видов инфляции.

Инфляция (от лат. inflatio – вздутие) –  это процесс повышения общего уровня цен в стране, обесценивание  денег, переполнение бумажными деньгами каналов денежного обращения. Инфляция характеризуется нарушением равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Повышение цен означает рост стоимости жизни, снижение покупательной способности населения, его реального уровня доходов, т.е. представляет собой не только экономическую, но и социальную проблему. Однако не всякое повышение уровня цен является признаком инфляции. Цены могут расти в связи с улучшением качества продукции и т.д.

В экономической теории есть несколько способов классификации инфляции. В зависимости от темпа роста цен выделяют инфляцию умеренную (когда цены растут в пределах 10% в год), инфляцию галопирующую (когда цены растут до 200% в год), гиперинфляцию (цены растут на уровне 50%  в месяц, 600% в год). Во время экономических реформ отечественная экономика пережила галопирующую инфляцию и приближалась к границам гиперинфляции. В настоящее время инфляция может быть оценена нами как промежуточная между умеренной и галопирующей.

С точки зрения проявления инфляции ее делят на открытую, т.е. реально происходящий в экономике рост цен, и скрытую (подавленную), когда рост цен не наблюдается, но обесценивание денег может быть выражено в дефиците на потребительском рынке и очередях за товарами.

С точки зрения прогнозируемости инфляцию классифицируют на ожидаемую, прогнозируемую и внезапную (неожиданную).

С точки зрения скорости роста цен  по различным товарным группам различают инфляцию сбалансированную или несбалансированную. При сбалансированной инфляции рост цен умеренный одновременно на большинство товаров и услуг. При несбалансированной инфляции различные товары и услуги дорожают не одновременно и разными темпами.

 

 

Сбалансированная

Несбалансированная

прогнозируемая

Х

непрогнозируемая

Х


 

19.2. Инфляция спроса и инфляция предложения.

 

С точки зрения причин возникновения  инфляции ее классифицируют на инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Сторонники кейнсианского направления  причиной инфляции называют чрезмерный спрос, при том, что уровень занятости уже достигает максимальной величины, а неоклассики инфляцию объясняют ростом издержек, т.е. сокращением предложения.

Инфляция спроса означает нарушение  равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны совокупного спроса. Это нарушение происходит под воздействием следующих факторов: расширения госзаказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях его полной загрузки, в результате роста зарплаты. В результате в обращении появляются избыточные деньги, т.е. не обеспеченные соответствующим количеством товаров и услуг. Платежеспособный спрос превышает предложение товаров и услуг, что приводит к общему росту цен.

 

 

Рис. 53.

Допустим,  первоначальный уровень цен P1 обеспечивал равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. При этом равновесный составляет Q1. Увеличение совокупного спроса приводит к росту цен до уровня P2. Рост цен сопровождается требованиями увеличения зарплаты. Рост цен на экономические ресурсы приводит к сокращению совокупного предложения, к росту цен до уровня P3, и реальный ВП вновь возвратится к первоначальному значению Q1. Таким образом, в краткосрочном периоде инфляция, вызванная избыточным спросом, приводит к росту цен и увеличению реального ВП, а в долгосрочном периоде будет происходить лишь увеличение цен при потенциальном ВП.

Инфляция издержек означает рост цен  вследствие увеличения издержек производства. Основными источниками инфляции издержек могут стать рост зарплаты, рост цен на сырье, энергию и пр. Повышение цен и удорожание производства сокращает прибыль и ВП, которую предприятия могут предложить в этом случае. Сокращение предложения означает еще большее повышение цен.

 

Рис. 54.

Инфляция издержек порождает  у людей инфляционные ожидания. Политика поддержки занятости и сокращения безработицы в условиях инфляции, вызванная ростом издержек, приводит к дополнительному увеличению цен. Если не влиять на инфляцию, то это приведет к спаду производства и росту безработицы.

 

 

Тема 22. Государственное регулирование экономики

 

22.1. Необходимость  государственного регулирования  экономики в условиях рынка.

22.2. Понятие государственного  регулирования экономики.

22.3. Объекты и субъекты  государственного регулирования.

22.4. Основные направления государственного регулирования экономики. Стабилизационная политика

22.1. Необходимость государственного регулирования экономики в условиях рынка.

Во всех странах с  рыночной экономикой государство регулирует рынок. Это следует из того, что  далеко не все экономические проблемы могут быть решены по принципу невидимой руки А.Смита. Существует немало социально-экономических проблем, решение которых просто неподвластно рынку. Например, рынок не способен сохранять невоспроизводимые ресурсы, не создает стимулы для производства общественных товаров и услуг, не обеспечивает фундаментальных научных исследований и т.д. Необходимость государственного регулирования фактически признается во всех современных экономических школах, и очень важно определить границы эффективного вмешательства государства в экономику, рассмотреть основные объекты и субъекты государственного регулирования экономики.

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным  методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок  обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

Именно в силу несостоятельности  и несовершенства рынка государственное  вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым  и оправданным. Причем чем выше уровень  развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.

В XX в. главным идеологом  и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.

22.2. Понятие  государственного регулирования  экономики. Теоретические подходы к государственному регулированию экономики.

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия государственных органов на хозяйственные процессы в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, защиты прав и интересов населения и предпринимателей.

В экономической теории существуют следующие теоретические  подходы к государственному регулированию  в условиях рынка:

  1. модель, отрицающая необходимость государственного регулирования, опирающаяся на принципы рыночной экономики (модель А.Смита);
  2. кейнсианская модель, в которой ставка делается на активное вовлечение государства в экономику путем расширения государственных расходов и инвестиций, стимулирование эффективного спроса;
  3. неоконсервативная модель «экономика предложения», которая ориентирует государство на минимизацию прямого участия в экономической деятельности и расширение использования косвенных методов регулирования (денежная, кредитная и фискальная политика государства);
  4. монетаристская модель, которая основывает регулирование экономики со стороны государства путем изменения количества находящихся в обращении денег.

В практике государственного регулирования экономики в последние годы находят применение как идеи монетаристов (обеспечения устойчивого денежного обращения), так и кейнсианские концепции конъюнктурного регулирования экономики, стабильной занятости, перераспределения национального дохода в целях обеспечения социальной стабильности.

Обычно выделяют три  глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность. Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость. Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые  принципиально не может осуществить  сам рынок. Следовательно, государственное  регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.

Государственное регулирование  экономики возникло еще на домонополистической стадии, когда стало очевидным, что многие экономические проблемы не могут быть решены автоматически на базе частной собственности. В период возникновения монополий регулирование экономики нацеливалось на ускорение и усиление господства финансового капитала ведущих монополистических групп. Усиление экономических функций государства в этот период явилось одним из важнейших факторов, способствовавших в послевоенный период увеличению нормы накопления капитала и ускорению темпов роста производства. В 80-е годы большинство развитых стран, опираясь на консервативные идеи развития экономики, несколько сокращают масштабы прямого вмешательства государства в экономику, одновременно усиливая использование таких частнокапиталистических инструментов воздействия на экономику, как рынок, биржа, конкуренция. В этот период основными принципами государственного регулирования экономики становятся:

  1. государство берет на себя лишь то, что не способен осуществлять частный бизнес;
  2. государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему;
  3. государство берет на себя убытки, чтобы обеспечить прибыль монополиям.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"