Лекции по «Экономические основы социальной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, курс лекций

Описание работы

1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»
2. Принципы и методы экономики социальной работы
3. Экономическое пространство социальной работы

Работа содержит 1 файл

Лекции по Экономическим основам СР.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

     В условиях перехода к обществу рыночных отношений происходит, сокращение объемов государственного финансирования. Поэтому важное значение приобретает изменение принципов формирования федерального, региональных и местных бюджетов. Государство обязано обеспечить экономические условия для более широкого применения нетрадиционных форм поддержки культуры и искусства, которые пока существенно сдерживаются из-за отсутствия должной нормативной и законодательной базы, несовершенства налоговой системы, замедленных темпов структурных преобразовании в социально-культурной сфере.

     Важное  место в экономическом пространстве социальной работы занимает сфера труда  и быта. Значение сферы трудовых отношений определяется тем, что в народном хозяйстве занято 45% всего населения. Более 29% всех работников приходится на негосударственный сектор.

     Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения  между индивидами и их группами в  процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

     Субъектами  трудовых отношений являются наемный  работник, работодатель и государство. Государство в системе социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах. Роль государства в социально-трудовых отношениях может меняться и определяется историческими, политическими и экономическими условиями его развития.

     Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный уровень, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях, групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей, и смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство. Кроме того, социально-трудовые отношения могут быть выделены на уровне региона, отрасли, организации, рабочего места и др.

     Все многообразие предметов социально-трудовых отношений можно свести к трем группам:

   1) социально-трудовые  отношения занятости;

     Занятость – деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, трудовой доход.

     Безработица — социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей, части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.

     В современной экономике  безработица рассматривается  как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

     • улучшению качественной структуры рабочей  силы, ее конкурентоспособности как товара;

     • формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;

     • повышению самоценности рабочего места и  укреплению связи  человека с трудом;

     • наличию трудового  резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

     Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы  можно назвать следующие:

     • недовыпуск продукции, недоиспользование  производственных возможностей общества. Зависимость  между уровнем  безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена (Okun's law): превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального;

     • значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;

     • снижение уровня заработной платы занятых  в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

     • увеличение налоговой  нагрузки на занятых  из-за необходимости  социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

     Помимо  чисто экономических  издержек безработица  имеет и значительные социальные и психологические  последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

     • усиление политической нестабильности и  социальной напряженности в обществе;

     • обострение криминогенной  ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;

      повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;

     • деформация личности безработного и его  социальных связей, выражающаяся в появлении  жизненной депрессии  у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков.

   2) социально-трудовые  отношения, связанные с организацией  и эффективностью труда;

   3) социально-трудовые  отношения, возникающие по поводу  вознаграждения за труд.

     В этих условиях действующее трудовое законодательство, созданное применительно к ситуации, когда государство-монополист выступает в качестве и нанимателя, и законодателя, и исполнителя законов, не способно сколько-нибудь эффективно выполнять роль регулятора трудовых отношений. Иначе говоря, существующая база регулирования трудовых отношений не соответствует новым экономическим и социальным условиям. Государство не выполняет своей роли социального защитника права человека на труд, нормальные условия труда и доход от своей трудовой деятельности.

     Переходный  период в сфере трудовых отношений  выявил негативные тенденции: рост нарушений  трудовых прав и ослабление государственного контроля за их соблюдением.

     На  одно из первых мест выходит проблема стабильной занятости населения, ибо она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Опасно то, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы порождает опасность невозможности трудоустройства безработных.

     Особую  значимость приобретают вопросы  адресной и социально ориентированной государственной поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума.

     В этих условиях основные направления  социальной политики государства в  сфере трудовых отношений предполагают:

     1. предотвращение обвальной безработицы  и осуществление социально-экономической поддержки безработных с учетом количества иждивенцев;

     2. восстановление и укрепление системы контроля за соблюдением законодательства в области государственных гарантий оплаты, режима и охраны труда;

     3. ратифицирование конвенции Международной организации труда (МОТ), устанавливающей международные стандарты общепризнанных прав работников наемного труда.

     Основной  целью социальной политики государства  в социально-трудовой сфере становится опора на социальное партнерство. Партнерами являются работники (представители работников),  работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления. В этих целях заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, а также региональные, отраслевые (межотраслевые) и территориальные соглашения. На уровне предприятия заключается коллективный договор о регулировании трудовых отношений между работодателями и работниками в лице их представителей.

     Социальное  партнерство осуществляется в следующих  формах: коллективных переговоров по вопросам заключения колдоговоров и  соглашений, регулирования трудовых отношений, участия работников и  их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

     Нельзя  забывать еще об одном аспекте  регулирования экономического пространства социальной защиты в трудовой сфере. Это - социальное страхование (обязательное пенсионное страхование). Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда и не снижается вредность производства. Защищать социальные права работающих следует не снижением возраста выхода на пенсию, а улучшением условий труда. А если это в данный момент невозможно, то должны быть соответствующие поступления в Пенсионный фонд, компенсирующие досрочную выплату льготных пенсий.

     Для развития народного хозяйства и  отдельных его регионов чрезвычайно важно разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую. Эти части инфраструктуры должны находиться в оптимальном соотношении во избежание диспропорции в развитии экономики государства.

     Социально-бытовая  инфраструктура - это совокупность отраслей, непосредственно связанных с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения.

     В ст. 40 Конституции РФ обозначено: каждый имеет право на жилище; органы государственной  власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

     В условиях катастрофического роста  стоимости жилья все более  возрастает роль государства не столько  в «выделении» бесплатных квартир, сколько в гарантированной направленности жилищной политики: доступности молодым и малоимущим семьям льготных кредитов и погашение их части после рождения ребенка; в государственной гарантии исполнения контрактных договоров между строителями и заказчиками на приобретении жилья в рассрочку; в строительстве дешевого муниципального жилья и т.д.

     Кроме того необходимо принятие в регионах и на местном уровне социальных программ предоставления жилищных субсидий. В них должно быть предусмотрено постепенное увеличение доли стоимости оплачиваемых гражданами жилищно-коммунальных услуг в их реальной стоимости; дифференцированный подход к различным социальным группам населения и выплата жилищных субсидий, исходя из социальных норм потребления этого вида услуг и скорректированного дохода  семьи в соответствии с прожиточным минимумом и числом иждивенцев.

     Социально-бытовую  инфраструктуру в РФ законодательно регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Жилищный кодекс (принят 29 декабря 2004, ред. от 18.10.2007), а также Федеральные законы: «О фонде содействия реформированию ЖКХ» (21.07.2007), «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (29.12.2006), «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (20.08.2004) и др.

     На  период 2002-2010 гг. в России действуют  федеральные целевые программы  «Жилище» и «Свой дом».

     Установлено, что при сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры оказываемой государством из средств федерального бюджета финансовой помощи рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов:

     - федеральный стандарт социальной  нормы жилья составляет 18 м2 общей площади жилья на одного члена семьи из трех человек; 42 м2 – на семью из двух человек и более и 33 м2 -  на одиноко проживающего человека.

     - федеральный стандарт уровня  платежей граждан определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. На 1997 г. он составляет 35%, до 2003 г. он возрастет до 100%;

     - федеральный стандарт максимально  допустимой доли собственных  расходов граждан на оплату  жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. На 1997 г. указанный стандарт составлял 16%.

Информация о работе Лекции по «Экономические основы социальной работы»