Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, курс лекций
1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»
2. Принципы и методы экономики социальной работы
3. Экономическое пространство социальной работы
В условиях перехода к обществу рыночных отношений происходит, сокращение объемов государственного финансирования. Поэтому важное значение приобретает изменение принципов формирования федерального, региональных и местных бюджетов. Государство обязано обеспечить экономические условия для более широкого применения нетрадиционных форм поддержки культуры и искусства, которые пока существенно сдерживаются из-за отсутствия должной нормативной и законодательной базы, несовершенства налоговой системы, замедленных темпов структурных преобразовании в социально-культурной сфере.
Важное
место в экономическом
Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.
Субъектами трудовых отношений являются наемный работник, работодатель и государство. Государство в системе социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах. Роль государства в социально-трудовых отношениях может меняться и определяется историческими, политическими и экономическими условиями его развития.
Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный уровень, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях, групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей, и смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство. Кроме того, социально-трудовые отношения могут быть выделены на уровне региона, отрасли, организации, рабочего места и др.
Все многообразие предметов социально-трудовых отношений можно свести к трем группам:
1) социально-трудовые отношения занятости;
Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, трудовой доход.
Безработица — социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей, части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.
В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:
• улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;
• формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;
• повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;
• наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:
• недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена (Okun's law): превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального;
• значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
• снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
• увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.
Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:
• усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
• обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;
• повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;
• деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков.
2) социально-трудовые
отношения, связанные с
3) социально-трудовые
отношения, возникающие по
В этих условиях действующее трудовое законодательство, созданное применительно к ситуации, когда государство-монополист выступает в качестве и нанимателя, и законодателя, и исполнителя законов, не способно сколько-нибудь эффективно выполнять роль регулятора трудовых отношений. Иначе говоря, существующая база регулирования трудовых отношений не соответствует новым экономическим и социальным условиям. Государство не выполняет своей роли социального защитника права человека на труд, нормальные условия труда и доход от своей трудовой деятельности.
Переходный период в сфере трудовых отношений выявил негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав и ослабление государственного контроля за их соблюдением.
На одно из первых мест выходит проблема стабильной занятости населения, ибо она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Опасно то, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы порождает опасность невозможности трудоустройства безработных.
Особую значимость приобретают вопросы адресной и социально ориентированной государственной поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума.
В этих условиях основные направления социальной политики государства в сфере трудовых отношений предполагают:
1.
предотвращение обвальной
2. восстановление и укрепление системы контроля за соблюдением законодательства в области государственных гарантий оплаты, режима и охраны труда;
3.
ратифицирование конвенции
Основной целью социальной политики государства в социально-трудовой сфере становится опора на социальное партнерство. Партнерами являются работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления. В этих целях заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, а также региональные, отраслевые (межотраслевые) и территориальные соглашения. На уровне предприятия заключается коллективный договор о регулировании трудовых отношений между работодателями и работниками в лице их представителей.
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах: коллективных переговоров по вопросам заключения колдоговоров и соглашений, регулирования трудовых отношений, участия работников и их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Нельзя забывать еще об одном аспекте регулирования экономического пространства социальной защиты в трудовой сфере. Это - социальное страхование (обязательное пенсионное страхование). Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда и не снижается вредность производства. Защищать социальные права работающих следует не снижением возраста выхода на пенсию, а улучшением условий труда. А если это в данный момент невозможно, то должны быть соответствующие поступления в Пенсионный фонд, компенсирующие досрочную выплату льготных пенсий.
Для развития народного хозяйства и отдельных его регионов чрезвычайно важно разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую. Эти части инфраструктуры должны находиться в оптимальном соотношении во избежание диспропорции в развитии экономики государства.
Социально-бытовая инфраструктура - это совокупность отраслей, непосредственно связанных с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения.
В ст. 40 Конституции РФ обозначено: каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В
условиях катастрофического роста
стоимости жилья все более
возрастает роль государства не столько
в «выделении» бесплатных квартир,
сколько в гарантированной
Кроме того необходимо принятие в регионах и на местном уровне социальных программ предоставления жилищных субсидий. В них должно быть предусмотрено постепенное увеличение доли стоимости оплачиваемых гражданами жилищно-коммунальных услуг в их реальной стоимости; дифференцированный подход к различным социальным группам населения и выплата жилищных субсидий, исходя из социальных норм потребления этого вида услуг и скорректированного дохода семьи в соответствии с прожиточным минимумом и числом иждивенцев.
Социально-бытовую инфраструктуру в РФ законодательно регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Жилищный кодекс (принят 29 декабря 2004, ред. от 18.10.2007), а также Федеральные законы: «О фонде содействия реформированию ЖКХ» (21.07.2007), «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (29.12.2006), «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (20.08.2004) и др.
На период 2002-2010 гг. в России действуют федеральные целевые программы «Жилище» и «Свой дом».
Установлено, что при сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры оказываемой государством из средств федерального бюджета финансовой помощи рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов:
-
федеральный стандарт
- федеральный стандарт уровня платежей граждан определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. На 1997 г. он составляет 35%, до 2003 г. он возрастет до 100%;
-
федеральный стандарт
Информация о работе Лекции по «Экономические основы социальной работы»