Лекции по «Экономические основы социальной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, курс лекций

Описание работы

1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»
2. Принципы и методы экономики социальной работы
3. Экономическое пространство социальной работы

Работа содержит 1 файл

Лекции по Экономическим основам СР.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

     Структура социального пространства чрезвычайно  сложна. Её экономические связи должны быть направлены на обслуживание абсолютно всего населения государства, а не только тех, кто нуждается в социальной поддержке и помощи.

     Социальная  работа и социальное обслуживание осуществляются по месту работы и жительства, в исправительно-трудовых учреждениях, в специальных пансионатах, домах, лечебницах, различных нестационарных учреждениях социального обслуживания (ЦСО, приюты, гостиницы, службы), где находят временное или постоянное призрение престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, не имеющие жилья или перенесшие стихийное бедствие люди. В каждой из этих сфер своя структура социальной работы.

     Понятие»  «экономическое пространство социальной работы» связано с понятием «социальная сфера» в ее взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами жизни общества.

     Важнейшей задачей социальной сферы является изучение экономических потребностей субъекта (личности, семьи, коллектива), выявление экономического потенциала по их удовлетворению в соответствии с научно обоснованными нормами и экономическими возможностями общества на данном этапе.

     В структуре реализации экономических  механизмов этого пространства выделяются два основных элемента: государственный (федеральный, региональный и местный) и негосударственный.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

     Экономическое пространство социальной работы включает экономику всей системы социальной защиты, экономику образования, здравоохранения, сферы трудовых отношений, культуры, быта и др. Экономика каждой из этих сфер имеет специфические особенности и выполняет специфические функции.

     На  предприятиях образуется материальная база социальной защиты населения за счёт отчислений в фонды социального обеспечения и социального страхования; создаются                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 рабочие места и условия труда; ведется жилищное строительство; осуществляется социально-бытовое обслуживание работающих, их материально-экономическая поддержка

     Производственные  предприятия, учреждения заботятся об отдыхе, лечении, повышении квалификации своих сотрудников.

     Определенную  роль в экономических отношениях играют профессиональные союзы трудящихся. Причем следует отметить, что их значение как выразителей и защитников социальных интересов членов общества в условиях рыночных отношений объективно должна увеличиваться.

     Вследствие  разгосударствления и изменения  форм собственности, нарастания безработицы, роста доли пожилых людей в составе населения значимость роль социальной работы по месту жительства резко возрастает. И это требует укрепления ее экономической базы. В соответствии с законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (принят 6 июля 1991 и уточнен 22 октября 1992 г.), Гражданским кодексом  и другими нормативными актами органы территориального общественного самоуправления все более активно участвуют в создании и ресурсном обеспечении деятельности учреждений, предприятий, социальных служб с целью удовлетворения социально-экономических потребностей и разрешения социально-бытовых проблем жителей территории.

     Возрастает  их роль в финансировании целевых  социальных программ, строительстве  и ремонте жилищного фонда  и объектов социальной инфраструктуры, активизации экономической деятельности малого и среднего предпринимательства, создании благоприятных экономических условий для самообеспечения населения.

     Все более сложной в социальном пространстве становится задача обеспечения социально-экономических  условий в пенитенциарных учреждениях. Ее решение зависит от многих субъектов социальной сферы: министерств внутренних дел, труда и социального развития, образования, здравоохранения и культуры, а также блaгoтвopитeльныx и милocepдныx организаций. Для обеспечения функционирования этого сегмента социального пространства необходима выработка принципиально новой социально-экономической концепции работы с людьми, преступившими закон и нормы морали.

     Неотъемлемой  частью экономического пространства социальной работы является сфера социального попечительства: дома для престарелых и инвалидов, детские дома и др. Требует пересмотра и совершенствования система их материального и финансового обеспечения, развития предпринимательской деятельности. 

     4. Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб

     Социальная  служба - это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении.

     Правовой  основой, регламентирующей деятельность учреждений, предприятий социальных служб, является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вступивший в действие в декабре 1995 г.

     Социальное  обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     В систему служб, осуществляющих социальное обслуживание, входят:

     - государственные (федеральные, региональные);

     - муниципальные (местные);

     - смешанные (государственно-общественные);

     - частные и службы других форм собственности.

     К основным видам социального обслуживания относятся:

     -  материальная помощь (денежная и  продуктово-товарная);

     - социальный патронаж в стационарных  учреждениях, на дому или в  группах дневного пребывания  ЦСО;

     -  предоставление временного приюта;

     -  консультативная помощь по различным  направлениям;

     -  реабилитационные услуги и т.д.

     Несмотря  на кажущееся разнообразие учреждений социального обслуживания и различие названий, всех их мс условно подразделить на две группы: общепрофильные и  специализированные.

     К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей  определенного территориального формирования или любой территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т.п.)- Находясь максимально близко к месту жительства людей, они преследуют цель оказывать первичную социальную поддержку всем нуждающимся, обратившимся за помощью»

     Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где, как правило, имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи.

     Кроме того, к общепрофильным учреждениям  можно нести территориальные  центры социальной помощи семье детям, дома милосердия, комплексные центры социально обслуживания и др.

     К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (паям люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т.п.) или оказывающие  специфические услуги правового, психолого-педагогического, медицинского характера. К ним относятся:

     - социально-реабилитационные центры  для несовершеннолетних;

     - центры помощи детям, оставшимся  без попечения родителей;     

     - социальные приюты для детей  и подростков;

     - центры экстренной социальной  помощи по телефону;

     - центры (отделения) социальной помощи на дому;

     - дома ночного пребывания;

     - специальные дома для одиноких  престарелых;

     - стационарные учреждения социального  обслуживания;

     - геронтологические центры и др.

     Важную  роль играют стационарные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты; детей с физическими недостатками.

     Одной из новых организационных форм социального  обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соответствии с примерным положением о специальном доме для одиноких пожилых людей этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей. Как правило, жильцами таких домов становятся те, кто заключил договор на передачу своего жилья государству.

     Основная  цель создания таких домов - обеспечение  благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

     На  основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких  домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

     Специальные жилые дома для одиноких пожилых  людей и супружеских пар - это  один из путей решения сложной  задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан.

     Общепрофильные  и специализированные социальные службы и учреждения, как правило, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счет в банке, их деятельность регламентируется уставом, разрабатываемым с учетом типовых положений. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения, а их структурные подразделения - решением директора центра.

     Структуру таких центров можно представить  в виде отдельных модулей, набор которых зависит от конкретных обстоятельств, места, времени, ресурсов. Модули могут заменяться или дополняться новыми по мере необходимости, изменения потребностей в социальных услугах их клиентов.

     Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работни» ков.

     Источниками финансирования социальных служб являются:

     - нормативные отчисления из бюджета  соответствующего уровня;

     - поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

     - средства из Федерального бюджета  на выполнение уставных задач и целевых программ;

     - финансирование в результате  перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ;

     - дополнительные средства из областного  и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

     -  доходы от реализации платных  услуг и хозяйственной деятельности  учреждений и предприятий службы;

     -  доходы от приватизации государственной  собственности, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Информация о работе Лекции по «Экономические основы социальной работы»