Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, курс лекций
1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»
2. Принципы и методы экономики социальной работы
3. Экономическое пространство социальной работы
Расходы на обучение зависят от большого числа влияющих факторов: общее количество учебных часов, режим занятий, квалификация привлеченных преподавателей, состав использованного оборудования, место проведения занятий, количество учащихся и.т.д.
Финансирование образования – одна из острейших проблем российской экономики.
Она связана, прежде всего, с недостаточными объемами средств, выделяемых для финансирования образования бюджетами различных уровней. С учетом реального финансирования степень удовлетворения расчетной потребности, например, в 1998 г. составила около 23%.
В результате система образования поставлена перед необходимостью решать задачу резкого сокращения расходов на оплату труда, стипендии и другие социально значимые выплаты; изыскивать дополнительные не предусмотренные бюджетом средства на обеспечение расходов, связанных с учебным процессом: содержание и эксплуатация зданий, приобретение и ремонт оборудования, коммунальные расходы и т.д.
Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению образовательное учреждение может функционировать на условиях самофинансирования. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения. Схема финансирования государственного, муниципального учреждения определяется типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения.
Негосударственные учреждения получают право на государственное, муниципальное
финансирование с момента их государственной аккредитации.
Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительное финансирование, в том числе за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом, услуг.
Рассматривая
возможности привлечения
Негосударственное
образовательное учреждение вправе
взимать плату с обучающихся.
Платная образовательная
Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом.
Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, если есть доход, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации (не лицензируется). Без регистрации физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством, а все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход местного бюджета.
За последние годы в системе высшего образования наметилась следующая тенденция:
число студентов, обучающихся на платной основе, растет. Причем темпы роста платного обучения превышают темпы роста приема на бесплатной основе. Совсем иная ситуация складывается в системе общего образования. Возникает реальная опасность ограничения доступа детей из бедных семей к обучению из-за дальнейшего снижения уровня государственного финансирования.
Таким
образом, принцип полной бесплатности
начального и среднего образования
вступает в противоречие с принципом
всеобщности школьного
В современных условиях оценка этой деятельности неоднозначна. С одной стороны, развитие приносящей доходы деятельности создает для учреждений дополнительный источник финансовых ресурсов. С другой, развитие коммерческой деятельности размывает и без того достаточно условные границы, которыми некоммерческая организация отделена (достаточно условно) от коммерческого, предпринимательского сектора. Увеличение доли внебюджетных поступлений ставит под сомнение некоммерческий характер сферы образования, закрепленный в действующем законодательстве. Поэтому основным принципом реформирования системы финансирования является создание условий для обеспечения возможности финансирования учебных заведений из бюджетов различных уровней на основе нормативов. При этом каждый бюджет обеспечивает наполнение определенной части нормативов.
Экономическая эффективность образования
Образование
оказывает многостороннее значительное
влияние на развитие экономики. Это
воздействие идет главным образом
через повышение
Экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.
Экономическая
оценка образования как отрасли
человеческой деятельности требует
количественного измерения
показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией).
В сочетании двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования.
С
другой стороны, многофункциональность
образовательного комплекса приводит
к тому, что его эффективность
имеет несколько
7. Экономика основных сегментов социальной сферы.
Не
менее важны и вопросы
Учитывая
специфику экономической
-
в семье: формирование и
-
в школе: насыщение
Составной частью экономического пространства являются культура и искусство, которые регламентируются следующими ФЗ «Основы законодательства российской федерации о культуре», «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», «О библиотечном деле», «Об охране и использовании памятников истории и культуры», «О государственной поддержке кинематографии РФ», «О ввозе и вывозе культурных ценностей» и др.
Законодательство регулирует культурную деятельность в следующих областях:
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
Правительство
Российской Федерации разрабатывает
федеральные государственные
К
полномочиям федеральных
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относится организация и поддержка учреждений культуры и искусства.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:
Информация о работе Лекции по «Экономические основы социальной работы»