Лекции по «Экономические основы социальной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, курс лекций

Описание работы

1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»
2. Принципы и методы экономики социальной работы
3. Экономическое пространство социальной работы

Работа содержит 1 файл

Лекции по Экономическим основам СР.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

     Расходы на обучение зависят от большого числа  влияющих факторов: общее количество учебных часов, режим занятий, квалификация привлеченных преподавателей, состав использованного оборудования, место  проведения занятий, количество учащихся и.т.д.

     Финансирование  образования – одна из острейших  проблем российской экономики.

Она связана, прежде всего, с недостаточными объемами средств, выделяемых для финансирования образования  бюджетами различных уровней. С  учетом реального финансирования степень удовлетворения расчетной потребности, например, в 1998 г. составила около 23%.

     В результате система образования  поставлена перед необходимостью решать задачу резкого сокращения расходов на оплату труда, стипендии и другие социально значимые выплаты; изыскивать дополнительные не предусмотренные бюджетом средства на обеспечение расходов, связанных с учебным процессом: содержание и эксплуатация зданий, приобретение и ремонт оборудования, коммунальные расходы и т.д.

     Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению образовательное учреждение может функционировать на условиях самофинансирования. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения. Схема финансирования государственного, муниципального учреждения определяется типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

     Негосударственные учреждения получают право на государственное, муниципальное

финансирование  с момента их государственной  аккредитации.

     Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительное финансирование, в том числе за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом, услуг.

     Рассматривая  возможности привлечения дополнительных средств в систему образования, следует отметить, что в условиях недостатка бюджетных средств возрастает роль внебюджетных источников финансирования. Объем внебюджетных поступлений определяется рыночной конъюнктурой и возможностями учебных заведений по их привлечению. Законодательство в области образования предоставило возможность осуществлять практически все виды приносящей доходы деятельности, за исключением запрещенных законодательством.

     Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся. Платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, в том числе и на заработную плату, на его развитие и совершенствование.

     Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом.

     Индивидуальная  трудовая педагогическая деятельность, если есть доход, рассматривается как  предпринимательская и подлежит регистрации (не лицензируется). Без  регистрации физические лица несут  ответственность в соответствии с законодательством, а все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход местного бюджета.

     За  последние годы в системе высшего  образования наметилась следующая  тенденция:

число студентов, обучающихся на платной основе, растет. Причем темпы роста платного обучения превышают темпы роста приема на бесплатной основе. Совсем иная ситуация складывается в системе общего образования. Возникает реальная опасность ограничения доступа детей из бедных семей к обучению из-за дальнейшего снижения уровня государственного финансирования.

     Таким образом, принцип полной бесплатности начального и среднего образования  вступает в противоречие с принципом  всеобщности школьного образования. Одновременно в экономике системы  образования наблюдается следующая тенденция – расширяется сфера деятельности образовательных учреждений, не связанная непосредственно с образовательным процессом.

     В современных условиях оценка этой деятельности неоднозначна. С одной стороны, развитие приносящей доходы деятельности создает для учреждений дополнительный источник финансовых ресурсов. С другой, развитие коммерческой деятельности размывает и без того достаточно условные границы, которыми некоммерческая организация отделена (достаточно условно) от коммерческого, предпринимательского сектора. Увеличение доли внебюджетных поступлений ставит под сомнение некоммерческий характер сферы образования, закрепленный в действующем законодательстве. Поэтому основным принципом реформирования системы финансирования является создание условий для обеспечения возможности финансирования учебных заведений из бюджетов различных уровней на основе нормативов. При этом каждый бюджет обеспечивает наполнение определенной части нормативов.

       Экономическая эффективность  образования

     Образование оказывает многостороннее значительное влияние на развитие экономики. Это  воздействие идет главным образом  через повышение производительности труда. Рабочий, имеющий более высокий  уровень образованности и культурного  развития, как правило, быстрее осваивает специальность и достигает высокой квалификации, производительнее и экономнее использует оборудование, материалы. Разумеется, производительность труда зависит не только от уровня образования рабочего и его квалификации. Она определяется многими факторами, прежде всего уровнем технической вооруженности труда и его организации. Внедрение новой техники, прогрессивной технологии и методов организации труда не может обеспечить желаемых результатов, если уровень образования и квалификации не будет повышаться. Не всегда возможно точно определить, какая часть прироста производительности труда обеспечивается за счет техники, и какая часть – за счет роста квалификации рабочих. Следовательно, рост образования и квалификация рабочих – один из основных факторов повышения эффективности труда, ускорения социально-экономического развития общества.

     Экономическая эффективность  образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.

     Экономическая оценка образования как отрасли  человеческой деятельности требует  количественного измерения затрат в этой сфере с его экономической отдачей. Однако, поскольку результаты труда в сфере образования нельзя выразить в каких-либо стоимостных

показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией).

В сочетании  двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования.

     С другой стороны, многофункциональность  образовательного комплекса приводит к тому, что его эффективность  имеет несколько взаимосвязанных  элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы. 
 

7. Экономика основных сегментов социальной сферы.

     Не  менее важны и вопросы социально-экономического воспитания, т.е. педагогически ориентированная  и целесообразная система общественной помощи подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь Воспитание как целостный процесс становления личности включает: образование, обучение и развитие детей и подростков.

     Учитывая  специфику экономической концепции  воспитания, можно условно вычленить следующие основные функции заинтересованных в ее осуществлении институтов:      

     - в семье: формирование и закрепление  экономических качеств, навыков  и умений посредством привлечения  всех ее членов к труду, ведению  семейного бюджета; воспитание экономически осознанного отношения к материальным ценностям, природной среде, семейному и общественному достоянию; выработка разумных потребностей и умение сочетать их с общественными возможностями;

     - в школе: насыщение экономическим  содержанием учебного процесса и внеклассной работы, формирование экономических умений и навыков в области планирования, экономического расчета, контроля и анализа результатов хозяйственной деятельности. Целью системы социально-педагогического воспитания является формирование экономически грамотной социально-активной личности.

     Составной частью экономического пространства являются культура и искусство, которые регламентируются следующими ФЗ «Основы законодательства российской федерации о культуре», «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», «О библиотечном деле», «Об охране и использовании памятников истории и культуры», «О государственной поддержке кинематографии РФ», «О ввозе и вывозе культурных ценностей» и др.

    Законодательство  регулирует культурную деятельность в  следующих областях:

  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
  • художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • самодеятельное (любительское) художественное творчество;
  • музейное дело и коллекционирование;
  • книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
  • телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
  • научные исследования культуры;
  • международные культурные обмены;
  • производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
  • иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

    Задачами  законодательства Российской Федерации  о культуре являются:

  • обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность, на творчество, на личную культурную самобытность, на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, право собственности в области культуры и др. права;
  • создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
  • определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
  • определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

    Правительство Российской Федерации разрабатывает  федеральные государственные программы  сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.

    К полномочиям федеральных органов  государственной власти в области  экономики культуры относится формирование федерального бюджета в части  расходов на культуру.

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относится организация и поддержка учреждений культуры и искусства.

    К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

  • организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
  • сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
  • содержание музеев;
  • создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

Информация о работе Лекции по «Экономические основы социальной работы»