Лекции по «Экономические основы социальной работы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, курс лекций

Описание работы

1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»
2. Принципы и методы экономики социальной работы
3. Экономическое пространство социальной работы

Работа содержит 1 файл

Лекции по Экономическим основам СР.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

     - благотворительные пожертвования  и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.

     Службы  могут работать полностью на бюджетном  финансировании, на благотворительные  средства, на деньги от с: ей коммерческой деятельности или быть на смешанном  финансировании.

     Экономические функции служб определяются положением об их деятельности. Так, в соответствии с примерным положением (Минсоцзащиты от 14 августа 1994 г.) в территориальных центрах социальной помощи семье и детям предусмотрено создание отделений социально-экономической помощи. В их функции входит:

     - содействие в получении льгот,  пособий, компенсаций других выплат, материальной помощи, кредитов, алиментов,  улучшении жилищных условий в  соответствии с действующим законодательством;

     - организация мероприятий по привлечению  средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж, вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);

     - консультирование по вопросам  самообеспечения семей, семейного  предпринимательства, надомных промыслов;

     - содействие в вопросах занятости,  устройства на курсы переподготовки;

     - социально-экономический патронаж  многодетных, неполных, малообеспеченных семей, экономическая поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения ими совершеннолетия и материальной независимости и т.п.

     План  работы — это обязательный для исполнения адресный документ, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения работ, относящихся к сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения.

     План  работы может быть комплексным или  целевым по отдельным проблемам, в зависимости от сроков исполнения - перспективным (на один год и более  длительный срок) и текущим (на месяц, квартал).

     Особенностью  плана работы социальной службы (центра) является то, что границы его действия совпадают с границами административно-территориального деления и то, что орган управления (районные, городские отделы или управления социальной защиты населения) является организационным звеном в структуре местной администрации.

     Поэтому план работы социальной службы (центра) имеет самостоятельное значение, но в то же время является составной частью местной программы социальной защиты населения и направлен на ее реализацию.

     Разработка  плана начинается с анализа социально-экономических и демографических процессов, происходящих на территории (район, город, село и др.). На этом этапе выявляются тенденции, диспропорции, узкие места в экономическом и социальном положении населения, определяются приоритетные направления на предстоящий плановый период.

     На  основании данного анализа формируется  концепция (основные направления) долгосрочного  развития социальной службы (центра) и  ее. работы. Затем разрабатываются  цели и задачи, производится предварительная  оценка ресурсных затрат, разрабатывается структура перспективного, текущего планов службы и ее подразделений.

     После этого определяются программные  мероприятия, исполнители, уточняются необходимые ресурсы. Мероприятия, включенные в план работы, должны быть увязаны с требованиями Положения (Устава) о службе (центре) социального обслуживания населения. Разработанный проект плана согласовывается с вышестоящими органами, заинтересованными службами и предприятиями. План может рассматриваться на попечительском совете, собрании трудового коллектива или расширенном производственном совещании. Утверждается план директором службы (центра), после чего становится документом, обязательным для исполнения. План должен быть доведен до каждого исполнителя.

     Важнейшим условием успешной реализации плана является действенная система контроля. Руководителю службы необходимо систематически анализировать и подводить итоги выполнения плана, его отдельных разделов на планерках и совещаниях, оценивать результативность мероприятий на основе вопросов, анкетирования, социологического исследования и т.д.

     Структура перспективного плана работы центра социального обслуживания населения на год может быть примерно следующей:

     I.  Организационная работа.

     II. Основные виды социального обслуживания.

     III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания.

     IV. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

     К плану могут прилагаться мероприятия  всех структурных подразделений центра, отдельных комиссий, целевые программы. На основе перспективного формируется план-сетка на каждый месяц, квартал или полугодие, который является одной из форм контроля. Таким образом, рациональная деятельность по разработке, осуществлению и контролю за выполнением плана будет служить залогом повышения эффективности социального обслуживания и способствовать успешному решению задач, стоящих перед социальной службой.

     Наиболее  детально структура перспективного плана работы может быть представлена на примере деятельности центра социального обслуживания населения.

     I. Организационная работа:

     1) разработка и принятие нормативных  актов и других документов, связанных  с работой центра и его структурных подразделений: положений о работе ЦСО, комплексных социальных программ и др.;

     2) управление центром: делопроизводство, формирование банка данных по  всем категориям населения, собрания, планерки, семинары; использование достижений науки и практики.

     П. Развитие основных видов социального  обслуживания:

     1) предоставление материальной помощи: денежной, натуральной; предоставление специальных технических средств для инвалидов;

     2) организация социального патронажа  на дому: выявление и учет клиентуры, определение перечня платных и бесплатных социально-бытовых услуг и расширение их ассортимента и ареала;

     3) предоставление временного проживания;

     4) организация дневного пребывания  для одиноких пожилых людей. Предоставление социально-бытового, медицинского, культурного и иного обслуживания в отделении дневного пребывания;

     5) консультативная помощь: телефон  доверия, психолого-педагогическая, социально-экономическая, правовая, медико-социальная и др.;

     6) реабилитационные услуги в мастерских, комнатах психологических разгрузок и т.п.

     III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания:

     1) имущественное обеспечение центра: создание подсобного хозяйства; приобретение необходимого оборудования, транспорта, техники; строительство, ремонт, реконструкция и т.д.;

     2)  финансовое обеспечение: составление  смет расходов бюджетных поступлений;  привлечение внебюджетных поступлений от проведения благотворительных мероприятий; обращение за материальной помощью к предприятиям, организациям, фондам и т.д.;

     3) хозяйственная деятельность: создание  и функционирование собственных или совместных предприятий и производственных служб; организация внутрихозяйственной деятельности;

     4) кадровое обеспечение: комплектование  кадрами в соответствии со штатным расписанием; проведение учебы и аттестации, конкурсов на лучшего по профессии, разработка и реализация форм морального и материального стимулирования работников; реализация материальных и других льгот для работников, непосредственно оказывающих эти услуги и организующих эту деятельность;

     5) льготы по налогообложению в  сфере социального обслуживания: внесение предложений в местные органы самоуправления.-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

     IV. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию:

     1) контроль за предоставлением  социальной помощи и услуг;

     2) контроль за деятельностью работников  центра (заслушивание отчетов, проведение опроса мнения клиентов, рейдов-проверок и т.д.);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

     3) контроль за выполнением планов  работ центра и его структурных  подразделений;

     4) подготовка письменного и других  отчетов, цифровых данных анализа  и других документов о деятельности  центра; изучение предложений, заявлений,  жалоб граждан.

     Общепрофильные  и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом организационно-экономического механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.

     В то же время экономическая эффективность  деятельности социальных служб в решающей степени зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального стимулирования работающих. 

     5. Экономика здравоохранения

       Экономика здравоохранения в системе охраны здоровья населения

     Период  экономических реформ ознаменовался  массовыми процессами ухудшения  здоровья населения. Продолжительность  жизни в России мужчин составляет 60,4 лет, женщин 72,9 года. Показатели смертности превышают показатели рождаемости. Высоки естественная убыль населения, показатель младенческой смертности. Ухудшились показатели по многим видам заболеваемости.

     Считается, что ухудшение здоровья населения вызвано двумя группами факторов.

Первая группа факторов, объективных, связана с  проведением реформ:

1. распад системы  всеобщего бесплатного здравоохранения  и перенос основной ответственности  за состояние здоровья с государственных  структур на самих граждан;

2. наступление  бедности, повлекшее за собой  ухудшение питания, снижение социально-

гигиенических условий жизни.

     Реформа здравоохранения повлияла на адаптационное  поведение населения. Для некоторой  части значимость здоровья повысилась, так как появилась возможность осуществлять большие расходы на поддержание здоровья, правильное и качественное питание, занятие спортом, полноценный отдых. Для другой же, не имеющей материальных и психологических ресурсов, характерно деградационное поведение, в том числе, и по отношению к здоровью.

Информация о работе Лекции по «Экономические основы социальной работы»