Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, курс лекций
1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы»
2. Принципы и методы экономики социальной работы
3. Экономическое пространство социальной работы
Финансовые
средства могут поступать в лечебно-
6. Предмет и метод и задачи экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой страны
Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения и навыки. Каждый этап эволюции общества связан и определяет особенности образовательного процесса.
Одна
из главных задач экономики
Образование играет огромную роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Перед экономикой образования стоят внутренние вопросы, среди них на первый план выдвигаются вопросы финансирования, планирования.
Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач деятельности системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором возможности прогрессивного развития общества. Весьма важно правильно распределить затраты по видам и формам обучения, производить расчет потребностей в преподавательских кадрах. Одним из главных моментов планирования образования является планирование капитальных вложений для создания и обновления основных фондов.
Существенную
часть предмета экономики образования
составляет разработка принципов организации,
оплаты труда и материального стимулирования
учителей школ, профессорско-
Таким
образом, экономика образования
исследует, во-первых, материальные отношения
людей, вовлеченных в сферу
Экономика образования опирается на специальные методы исследования, такие, как сравнительный, балансовый, экономический анализ, социологический метод, программно -целевой и комплексный методы, статистические методы.
Система организации и управления образованием
Система образования представляет собой совокупность системы:
1. преемственных
образовательных программ и
2. сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
3. системы органов
управления образованием и
Система
органов управления образования
включает в себя: Министерство образования
РФ, региональные управления образованием,
муниципальные управления образованием.
Управление образованием
– это целенаправленная деятельность
всех субъектов по обеспечению становления,
оптимального функционирования и обязательного
развития каждого образовательного учреждения,
всех звеньев и системы образования в
целом.
Рассмотрим функции органов управления на соответствующих уровнях.
Федеральные органы государственной власти и управления формируют и осуществляют федеральную политику в области образования; разрабатывают и реализуют программы развития образования; формируют органы управления образованием; устанавливают порядок создания, реорганизации и ликвидации учреждений, аттестации и государственной аккредитации учреждений, кадров; ежегодно устанавливают долю федерального дохода на нужды образования и др.
Органы управления образованием субъектов РФ осуществляют политику в области образования, обеспечивают доступность и обязательность основного общего образования, формируют расходы на образование, устанавливают местные налоги на цели образования, нормативы финансирования и др.
На
местном уровне реализуются права
граждан на получение обязательного
основного общего образования; формируются
местные бюджеты и фонды
Управление государственными, муниципальными образовательными учреждениями
осуществляются в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения. Общее руководство учреждения осуществляет совет образовательного учреждения. Управление негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или попечительский совет, формируемый учредителем.
Изменения в системе образования требуют совершенствования управленческой деятельности, нацеленной на развитие системы с помощью специальных форм, методов и средств, дающих возможность поднять на должный уровень эффективность образования.
В
новых социально-экономических
без:
• управления качеством образования;
• нормативного финансирования;
• управление с опорой на гибкие динамичные стандарты образования и гарантированные бюджетные нормативы;
• социально-экономического прогнозирования развития профессий и стратегического планирования;
• социального партнерства с регионами;
• всестороннего анализа и контроля с целью принятия оперативных управленческих решений, направленных на корректировку или ликвидацию имеющихся недостатков.
Задачей
краткосрочной перспективы
Учебно-материальная база образования. Затраты на образование и финансирование учебных заведений
Материально-техническая
база образования – совокупность
материальных средств вовлеченных
в процесс обучения учащихся, подготовки
специалистов, обеспечивающих условия
жизни, труда и быта студентов и профессорско-
В зависимости от особенностей функционирования материально-вещественных средств образования их можно подразделить на две группы: основные фонды и малоценные, быстро изнашивающиеся предметы.
В анализе основных фондов образования указываются натуральные и стоимостные показатели. К натуральным показателям относится: число учебных зданий, общежитий, лабораторий, столовых, единиц оборудования. Стоимостные показатели применяются при определении объема капитальных вложений.
В процессе потребления основные фонды постепенно утрачивают свою потребительскую стоимость и стоимость. Основные фонды образования подвержены не только физическому, но и моральному износу. Например, в высшей школе срок, за который физически и морально изнашивается научное и учебное оборудование, составляет 5-10 лет. Имеющийся же фонд зачастую не соответствует современным научно-техническим, педагогическим и санитарно-техническим требованиям. Основные фонды постоянно увеличиваются и совершенствуются за счет различных источников финансирования.
Высшая школа для своего функционирования и развития располагает значительными
основными фондами, происходит расширение полезной площади. Рост материально-технической базы вузов определяется не только размерами и структурой инвестиций, но и их
использованием. Использование основных фондов в высшей школе находит свое отражение и в показателях эффективности воспроизводства высококвалифицированных специалистов и
научных исследований. Взаимосвязь между показателями использования основных фондов и
эффективности воспроизводства специалистов с высшим образованием выражается в том, что с ростом фондовооруженности высшей школы совершенствуются количественная и качественная сторона воспроизводства специалистов.
Оценка использования отдельных видов основных фондов по вузам проводится на основе натуральных показателей:
• соотношение фактически используемого учебного и научного оборудования к имеющемуся в наличии;
• использование учебного и научного оборудования во времени;
• использование фактической площади зданий по назначению.
Финансирование содержания каждого бюджетного учреждения определяется особым документом – сметой. Смета представляет собой основной документ, устанавливающий объем, целевое назначение и квартальное распределение средств, которые отпускаются их бюджета на содержание учреждения. В сметах предусматриваются расходы на текущее содержание и расширение учреждений, кроме капитальных вложений. К текущим расходам относятся расходы на заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, командировки, расходы на питание, стипендии и др.
Сегодня планирование в учреждениях образования, находящихся на бюджетном финансировании, складывается с учетом требований рыночной экономики. В планах и сметах ослабляется жесткая прежняя регламентация, усиливается обоснованность расчетных показателей. При планировании развития образования следует учитывать его специфические особенности: тесную взаимосвязь педагогических и экономических процессов; большую, чем в отраслях материального производства, неопределенность планирования, связанную с «живым» объектом воспроизводства, с его индивидуальными способностями и запросами.
Сметы бывают индивидуальными, централизованными и сводными. Индивидуальная смета отражает потребность в средствах каждого учреждения с учетом его индивидуальных особенностей, централизованная смета – расходы на мероприятия, осуществляемые непосредственно министерством, сводные же сметы составляют комитеты, отделы администраций.
В новых условиях учебные заведения уже на стадии планирования получают большую самостоятельность в принятии решений. Например, общеобразовательные школы имеют право утверждать не только учебные планы, программы учебно-воспитательной деятельности, но и планы социально-экономического развития. В качестве основы для составления этих планов и программ вышестоящие органы доводят до школ только государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы.
Для установления размера расходов на текущее содержание учреждений применяется нормативный метод расчетов. Затраты по этому методу рассчитываются путем умножения числа планируемых (расчетных) единиц на норму расходов. Число планируемых (расчетных) единиц определяется данными школьной сети и контингентов учащихся (число классов,
учеников). Нормы расходов или размер затрат на расчетную единицу определяется в расчете на учащегося или на класс в школе, на учреждение в целом. Нормы расходов подразделяются на материальные и финансовые или денежные.
Материальные нормы определяют размеры затрат материалов, топлива, электроэнергии, воды в расчете на планируемую единицу в натуральном выражении. Финансовые нормы устанавливают размеры расходов определенного вида путем перевода материальных норм из натуральной формы в денежную.
Нормы расходов бывают годовые, месячные и дневные. Нормы подразделяются на обязательные и расчетные (ориентировочные). К обязательным относятся штаты, ставки, нормы питания. Расчетные не являются обязательными. На их основе намечается средний уровень удовлетворения потребностей учреждения.
Информация о работе Лекции по «Экономические основы социальной работы»