Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью. Без него человек не мог бы обеспечивать свои биологические и социальные потребности, а следовательно, и общество в целом не смогло бы развиваться. При этом далеко не всякий труд приносит человеку удовлетворение и радость. Он вызывает физическое и умственное утомление, часто связан с отрицательными эмоциями, требует определенных жертв (например, отказа от отдыха) и т.п.

Содержание

Тема № 1. «Рынок труда, заработная плата»……………………………………3
1. Рынок труда и особенности его функционирования………………………..3
2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы…………………...10
З.Понятие «безработица», виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………...17
Тема № 2. «Рынок природных ресурсов и их цена»…………………………..23
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности…………...23
2. Экономическая рента и ее виды……………………………………………...25
3. Цена земли……………………………………………………………………..27
Тема № 3. «Рынок капитала и ссудный процент»……………………………..31
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала………………...31
2. Ссудный процент, как цена производственного фактора «капитал»……...35
Тема № 4. «Рынок ценных бумаг»……………………………………………...37
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа………………37
2.Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг……………………………………43
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………..47
Тема № 5. «Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие»………………………………………………………………...50
1. Совокупный спрос…………………………………………………………….50
2. Совокупное предложение…………………………………………………….52
3. Макроэкономическое равновесие……………………………………………55
Тема № 6. «Национальный доход, его распределение и перераспределение»58
1. Макроэкономическое регулирование. Понятие. Цель макроэкономического регулирования……………………………………………………………………58
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение
национального дохода…………………………………………………………...63
3. Налоги………………………………………………………………………….68
4. Государственный бюджет…………………………………………………….75
5. Доходы населения и уровень жизни…………………………………………79

Работа содержит 1 файл

Копия Контрольная работа по экон. теории.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

     Проблема  неравенства и бедности всегда была (и всегда будет) актуальной для общества. Многие видели ее причину в естественных условиях существования человечества. Эта точка зрения наиболее рельефно была выражена английским экономистом и священником Т.Р. Мальтусом (1766-1834). В своем труде "Опыт о законе народонаселения" (1798г.) он стремился объяснить бедственное положение трудящихся и безработицу "абсолютным избытком людей", действием "естественного закона народонаселения", согласно которому рост средств существования отстает от роста народонаселения. Придавая определяющее значение биологическим факторам в воспроизводстве населения, Мальтус считал, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии, что и порождает бедность, нищету и социальные конфликты.

     Соответствие  между численностью населения и  количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, потребляющими огромные массы людей. Экономическое развитие стран опровергло утверждения Мальтуса, который не учитывал потенциальные возможности промышленности и сельского хозяйства по резкому наращиванию выпуска продукции. Однако он выдвинул важную проблему контроля над рождаемостью, которую и сегодня не в состоянии разрушить многие страны. Другая точка зрения принадлежит К. Марксу, который очень резко критиковал Мальтуса за то, что он переносил биологические законы борьбы за существование на развитие общества и не сумел понять социальную природу бедности. Маркс считал бедность и нищету неизбежным спутником капиталистического общества, где производство ведется не ради повышения благосостояния трудящихся масс, а ради получения максимальной прибыли капиталистами. По его мнению, в человеческом обществе нет и не может быть "вечных естественных законов народонаселения", а каждому общественному строю присущ свой закон народонаселения. В условиях капитализма, по Марксу, существует не абсолютное, а относительное перенаселение, т. е. безработица, являющаяся следствием погони капиталистов за прибылью в условиях конкурентной борьбы. Они вводят новую технику, повышают производительность и интенсивность труда, снижая этим самым издержки производства на единицу продукции и относительно сокращая потребность в найме рабочей силы.

     Таким образом, рабочее население, производя  накопление капитала, тем самым в  возрастающих размерах производит средства, которые делают его относительно избыточным населением. В этом и заключается свойственный лишь капиталистическому способу производства исторический закон народонаселения.

     Маркс также предсказывал, что по мере дальнейшего развития капитализма обнищание и бедность трудящегося населения будут возрастать, т. е. бедные будут становиться еще беднее, а богатые - богаче. Однако капиталисты сумели сделать выводы в этой взрывоопасной ситуации, направив часть своих сверхприбылей на улучшение положения трудящихся (социальное страхование, пенсионное обеспечение, охрана здоровья и другие социальные нужды). Этому во многом способствовало широко развернувшееся рабочее и профсоюзное движение, и хотя острота классовых антагонизмов ослабла, однако противоречия сохраняются и по сегодняшний день.

     Поскольку рыночная экономика сама по себе вообще не может обеспечить стабильного развития, не гарантирует каждому члену общества определенного стандарта благосостояния, не в состоянии решить проблему бедности, то вмешательство государства в целях поддержания социальной стабильности в таких условиях неизбежно. Оно стремится удовлетворить общественные потребности страны (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), поддержать временно не занятых в производстве, нетрудоспособных и малообеспеченных, уменьшить разрыв в доходах различных групп населения и т. д. Государство перераспределяет уже распределенные доходы, используя для этого прямые и косвенные способы, как-то:

     1. Проведение соответствующей фискальной (налогово-бюджетной) политики, внося необходимые изменения в порядок налогообложения и государственных расходов.

     2. Трансфертные платежи, т. е.  пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам населения, пенсионерам, инвалидам и безработным, которые наряду с государственными налогами значительно уменьшают степень неравенства доходов.

     3. Регулирование цен на социально  важную продукцию, т. е. установление  предельных цен на товары первой жизненной необходимости.

     4. Введение обязательного минимума заработной платы в качестве базы для оплаты труда во всех сферах экономики.

     5. Индексация доходов населения,  особенно его наименее защищенной  части и лиц с фиксированной заработной платой, которые больше всего страдают от инфляции (врачи, преподаватели, учителя, военные и т. д. ). Правда, между индексацией и ростом инфляции не должно быть прямой пропорциональной связи, т. е. не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию, так как такие действия будут лишь воспроизводить инфляцию и даже усиливать ее. Индексация доходов должна оставаться частичной, компенсируя, согласно мировой практике, 40-60% роста цен. Как правило, она осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. Закон об индексации в нашей республике устанавливает порог, с которого она будет начинаться: инфляция на уровне 6%.

     6. Компенсация потерь производителям  или потребителям продукции. Она  предполагает дотации государства производителям продукции, которая для них является убыточной, но крайне необходимой для населения (товары для детей, пенсионеров, инвалидов и т. п.). Кроме дотаций непосредственно предприятиям могут осуществляться также компенсационные выплаты соответствующим группам населения.

     Политика  распределения доходов и в  целом меры социальной защиты не должны сводиться к уравниванию доходов, так как в противном случае будут подрываться стимулы к производительному общественно полезному труду. Однако это не может служить основанием для отрицания социального равенства в обществе. Если рынок, в конечном счете, существует для людей (а это должно быть так), то обществу не должно быть безразлично материальное положение различных групп населения. Поэтому государство должно стремиться к такому социальному равенству, в основе которого лежит справедливый и экономически целесообразный для всего общества принцип: каждому по труду с учетом количества и качества последнего. Но для реализации этого принципа необходимо предоставить равные возможности для всех трудоспособных членов общества не только в экономической сфере (право на труд в соответствии со своим призванием и квалификацией), но и в социальной сфере (возможность получить образование, квалифицированную медицинскую помощь и т. п. ).

     Такой принцип вовсе не означает уравнительного распределения доходов между всеми слоями и социальными группами общества и не является антиподом эффективности производства. Напротив, он позволяет органически сочетать социальное равенство и социальное спокойствие с устойчивым экономическим ростом.

     Показателями  результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни населения характеризуется уровнем удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Он определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения (общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами населения, уровнем потребления продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченностью жильем, развитием образования, здравоохранения и. т. д.).

     Уровень жизни – показатель, определяющий степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. По рекомендации ООН уровень жизни - характеризующий здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилищные условия, социальное обеспечение.

     Прогноз уровня жизни населения должен включать обоснование важнейших параметров роста уровня жизни населения :

  1. ВВП на душу населения,
  2. реальные доходы,
  3. реальная заработная плата
  4. расходы на конечное потребление домашних хозяйств

     При обосновании параметров, характеризующих  уровень жизни населения, особое внимание должно быть уделено соблюдению важнейших экономических пропорций:

  1. между уровнем оплаты труда и ее ресурсным обеспечением (доля фонда оплаты труда в ВВП),
    1. денежными доходами населения и их обеспечением товарами и услугами,
    1. социальными гарантиями и их увеличением до целевых нормативов и др.

     Уровень жизни непосредственно связан с  воспроизводством способностей человека к трудовой деятельности и не является одинаковым для всех слоев общества. Можно рассматривать уровень жизни классов, социальных групп и слоев населения, семей и даже отдельных людей. Такой подход позволяет наглядно отразить социально-классовые различия любого общества.

     Уровень жизни и его динамика обусловливаются, прежде всего, степенью развития общественного производства (потребить можно только то, что произведено) и, конечно же, достигнутой ступенью развития производства предметов потребления. Он зависит не только от текущего производства, но и от размера национального богатства, и от накопленного личного имущества людей.

     Для оценки уровня жизни используется целый  ряд показателей, как-то: потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на отдельную семью (как правило, показатель обеспеченности дается в расчете на 100 семей), структура потребляемых благ (например, доля наиболее ценных продуктов в рационе питания), продолжительность свободного и рабочего времени, развитие социальной сферы и т. д. Чтобы иметь реальное представление о действительном уровне жизни, необходимо иметь какую-то точку отсчета, отталкиваясь от которой можно было бы проследить динамику этого уровня. Такой точкой отсчета является "потребительская корзина". Она включает в себя типичные для потребления блага и услуги, которые обеспечивают определенный уровень потребления в той или иной стране, Т.е. она включает в себя группу товаров народного потребления, наиболее полно отражающих уровень и структуру потребления населения данной местности (территории, страны). На основе сопоставления цен входящих в потребительскую корзину товаров и услуг за базовый и анализируемый периоды определяется динамика стоимости жизни (уровень благосостояния населения). При сопоставлении уровня жизни в различных странах соизмеряются цены товаров, включаемых в потребительскую корзину.

     В связи с этим выделяют "минимальный  уровень потребления" и "рациональный уровень потребления". Минимальный уровень потребления (минимальная потребительская корзина) означает такой минимально допустимый потребительский набор, при уменьшении которого потребитель не сможет обеспечить нормальных условий для своего существования. Это уровень потребления ("черта бедности"), снижение которого для общества неприемлемо. Ниже Минимального уровня потребления является лишь так называемый "физиологический минимум потребления", Ниже которого человек не может существовать физически (это уже граница выживания).

     Прожиточный минимум - уровень дохода, необходимый для поддержания минимального уровня жизни; падение дохода ниже этого уровня приводит к голоду и болезням.

     Рациональная  потребительская корзина - нормативный метод определения благосостояния семей; включает такой набор потребительских товаров и услуг, который является наиболее благоприятным (рациональным) для жизнедеятельности людей.

     Важнейшим показателем, характеризующим уровень  жизни в стране, является доля населения, которое находится за чертой бедности (не путать с физиологическим минимумом потребления).

     Что касается рационального уровня потребления, то он отражает количество и структуру благ и услуг, которые являются наиболее благоприятными (рациональными) для жизнедеятельности индивида. Это такой уровень потребления, к которому должно стремиться (как к идеалу) любое общество.

     Более сложным и трудно поддающимся  количественным оценкам является показатель качества жизни. Он включает в себя условия труда и его безопасность, состояние среды обитания, наличие свободного времени и возможности его рационального использования, культурный и образовательный уровень, физическое развитие, личную и имущественную безопасность, уверенность в своем будущем и в будущем своих детей и т. п. Ясно, что качество жизни и ее уровень не являются постоянными: они имеют тенденцию постоянно возрастать в силу действия общего экономического закона возвышения потребностей. При прочих равных условиях качество жизни зависит от результативности социальной политики государства, которая, в свою очередь, определяется экономическим состоянием страны. На этот интегральный показатель оказывает влияние и целый ряд других факторов, начиная от фазы экономического цикла и политической ситуации и кончая географическим положением страны, сложившимися традициями, национальным характером и т. п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"