Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:25, контрольная работа
Дайте характеристику такой рыночной структуры, как чистая монополия. Приведите из отечественной или зарубежной хозяйственной практики пример организации, работающей в такой рыночной структуре.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Инженерно-экономический факультет
Кафедра «Менеджмент»
РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Экономическая теория»
Студент группы 2Моб3а-1 А.В. Архипов
Преподаватель Т.А. Яковлева
2013
Контрольная работа № 2
Чистая
монополия — организация рынка,
при которой на нем существует
единственный продавец товара, причем
этому товару нет близкого заменителя
в других отраслях. Наряду с олигополией
и монополистической
Основные признаки чистой монополии:
Кривая
спроса на продукт монополии является
кривой рыночного спроса. Монополист
может определять объем производства
и назначать цену (рис.7.1). Чтобы
максимизировать прибыль, монополист
выпускает такой объем
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вхождения в отрасль, то есть препятствий, которые мешают другим фирмам войти в отрасль. Барьеры для вхождения в отрасль также имеют отношение к объяснению существования олигополии или монополистической конкуренции между такими рыночными крайностями, как чистая конкуренция и чистая монополия.
В случае
чистой монополии барьеры для
вхождения в отрасль достаточно
высоки, чтобы полностью блокировать
всю потенциальную конкуренцию.
Так правительство
зачастую предоставляет естественным
монополиям исключительные привилегии.
Государство создает также
Патенты. Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать рынок продукта в течение 17 лет, американские патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, потраченных на его разработку. К тому же патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время их действия.
Патентный контроль сыграл заметную роль в росте многих современных индустриальных гигантов, таких, как National Cash Register, General Motors, Xerox, Polaroid, General ElecTRic, Du Pont. Деятельность компании United Shoe Machinery — ярчайший пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. Компания United Shoe стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей ее патентованных машин подписывать соглашение, по которому производители обуви должны также брать в аренду все другое сапожное оборудование у компании United Shoe. Это позволило ей монополизировать рынок, пока правительство не предприняло в 1955 г. антитрестовские расследования, имевшие некоторый эффект.
В основе
разработки пригодной для патентования
продукции лежат научные
Лицензии. Вхождение в отрасль или род деятельности может быть ограничено государством путем выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по коммуникациям выдает лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнано, что ограничение вследствие этого лицензирования предложения такси приводит к возникновению монопольных доходов владельцев и шоферов такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины. Многие штаты фактически «выдали» себе лицензию на проведение лотерей.
Преградой
на пути проникновения конкурентов
в отрасль может служить
Серьезным препятствием на пути проникновения в отрасль, являются и приемы нечестной конкуренции, допускаемые фирмами, действующими в данной сфере, по отношению ко вновь вступающим или к «собратьям»-конкурентам. Например, могут быть организованы реклама в целях «поношения» продукта своего конкурента, а также явление на поставщиков ресурсов и банки с целью не предоставления кредитов и т.д. Эта же политика может быть использована при ценообразовании. Хотя многие из подобных действий являются противозаконными, тем не менее, они часто используются конкурирующими фирмами.
Фирмы, у которых есть технические секреты, обладают монополией, если другие фирмы не могут воспроизвести их приёмы обработки и производства продуктов.
Барьером на пути проникновения на рынок является экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами. Это может способствовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия, защищая свой рынок сбыта, может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам, недоступным для новичков на рынке). Например, если небольшая фирма, которой необходимо распечатать десяток листов бумаги, покупает для этой цели принтер, то один напечатанный лист обойдётся ей в кругленькую сумму. Издержки, на один лист крупной фирмы, печатающей тонны документов, будут во много раз ниже.
Легальными барьерами являются высокие расходы на транспортировку данного вида продукции, что приводит к появлению локальных монополий.
В то же
время следует иметь в виду,
что существующие преграды на пути
проникновения в отрасль можно
обойти посредством разработки новой
или отличающейся от уже существующей
продукции. Могут быть найдены новые
источники стратегического
Типы монополий.
Можно выделить следующие типы монополий:
1) естественная монополия в этом случае обусловлена тем,что на длительных временных промежутках средние издержки в отрасли будут минимальными, если в ней действует одна, а не несколько конкурирующих фирм.
Дж. С. Милль был первым, кто, говоря о монополии, употребил эпитет «естественная»; он подразумевал газо-и водоснабжение, дороги, каналы и железные дороги;
2) случайная монополия - возникает в результате временного превышения спроса над предложением данного продукта. Носит временный характер;
3) искусственная монополия – возникает в результате ограничений на выпуск продукции данного вида со стороны государства;
4) местная монополия – возникает в местности, куда затруднён доступ определённого вида товаров.
Основными
формами монополистических
1. картель;
2. синдикат;
3. трест;
4. концерн;
5. консорциум;
6. пул;
7. ринг;
8. финансово-промышленная группа.
В большинстве
городов принадлежащие
Профессиональные спортивные лиги также обладают монопольной властью. Лиги предоставляют клубам-членам права быть единственными поставщиками их услуг в определенных географических районах. За исключением Чикаго, Нью-Йорка и одного или двух других больших городских конгломератов, крупные города США обслуживаются одной профессиональной бейсбольной, футбольной, хоккейной или баскетбольной командой. Если вы хотите увидеть живую игру в баскетбол профессионалов высшей лиги в Фениксе или Сиэтле, то должны оказать финансовую поддержку соответственно командам Suns или Sonics.
Монополия
может также иметь
Классическим примером частной нерегулируемой монополии является корпорация De Beers, которая эффективно контролирует от 80 до 90% мирового предложения алмазов («Последний штрих»). Консолидированные алмазные копи корпорации De Beers в ЮАР являются одной из сильнейших и долгоживущих монополий в мире, которая в течение 60 лет доминирует на мировом рынке алмазов.
Корпорация De Seers производит 50% всех необработанных алмазов мира и покупает для перепродажи большую долю алмазов, добываемых в других странах. В результате она продает свыше 80% алмазов в мире избранной группе производителей обработанных алмазов и дилерам.
Она продает только то количество бриллиантов, которое обеспечивает соответствующую монопольную цену. Эта цена далека от издержек производства, а прибыль при этом огромна. В «хорошие» годы прибыль составляет 60% совокупных доходов, а норма прибыли на капитал достигает 30% или более.
Когда спрос падает, корпорация De Seers ограничивает продажи, чтобы поддержать цену. Излишки произведенной, но не проданной продукции пополняют растущие товарные запасы. Корпорация также старается «подстегнуть» спрос путем рекламы. Когда спрос велик, De Beers увеличивает продажи путем уменьшения своих запасов.
Существует несколько способов, с помощью которых корпорация De Beers контролирует производство не принадлежащих ей добывающих компаний. Первый способ заключается в том, что корпорация пытается убедить независимых производителей, что единый канал или монопольный маркетинг отвечает их интересам, так как максимизирует прибыль. Второй способ состоит в том, что добывающие компании, которые не сотрудничают с De Beers, скорее всего, обнаружат, что рынок наводнен взятыми из запасов алмазами именно того вида, который производят эти компании. Отсюда следуют падение цены и упущенная прибыль, что, вероятнее всего, заставит эти компании прийти с поклоном к корпорации De Beers. В результате корпорация просто скупит и отложит в запасы алмазы, произведенные независимыми производителями, так чтобы их дополнительное предложение не «портило» рынок.
Информация о работе Контрольная работа по "Экономическая теория"