Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность конкурентоспособности, ее основные показатели и направления повышения.
Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть роль и характер конкуренции в рыночной экономики;
Изучить различные уровни конкурентоспособности (национальную конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, отрасли, организации, товара);
Установить состояние конкурентоспособности российской экономики;
Выявить основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики;
Описать конкурентные преимущества и недостатки Алтайского края.
Объект исследования: конкурентоспособность.
Предмет исследования: особенности конкурентоспособности в рыночной экономики, России и Алтайском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Роль и характер конкуренции
в рыночной экономике………………………………………………...6
Национальная конкурентоспособность……………………………...12
Конкурентоспособность региона и отрасли………………………....16
Конкурентоспособность организации и товара……………………..21
Конкурентоспособность России
Состояние конкурентоспособности российской экономики……………………………………...………………………28
Повышение конкурентоспособности российской экономики……...32
Конкурентоспособность
Алтайского края…………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….45

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      Для дальнейшей реконструкции экономики, все хозяйствующие  субъекты  и отрасли должны  выстраивать свою перспективу развития, имея  в виду,  что администрация края   будет  придерживаться  следующей  стратегии действия:

      1. В агропромышленном комплексе края:

      - дальнейшее развитие агропромышленного производства на основе финансового оздоровления предприятий и организаций АПК;

      - повышение, в том числе и за счет развития федерального и краевого лизинга,  уровня технической  оснащенности и технологического уровня аграрного производства, улучшение состояния и повышение  плодородия почв;

      - формирование конкурентных и  эффективных агропромышленных рынков сельскохозяйственной  продукции  для обеспечения потребности населения в продуктах питания, а предприятий пищевой промышленности - в сельскохозяйственном сырье; 

      - становление и развитие инфраструктуры рынка земель сельскохозяйственного назначения;

      - всемерная  поддержка  развития  подсобных  хозяйств  сельского  населения  за  счет  организации    заготовки  кормов  и  закупа  сельскохозяйственной продукции. 

      2. В промышленности:

      - активизация (с долевым участием бюджетов всех  уровней) научно-технической и инновационной деятельности и, на этой основе, модернизация всех отраслей промышленности, освоение экономически эффективной наукоёмкой техники и технологий;

      - всемерная поддержка социально значимых инвестиционных проектов, признанных  районными (городскими)  администрациями «инвестиционными  точками  роста»;

      - интеграция предприятий в транснациональные корпорации, укрепление конкурентных позиций  предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

      - дальнейшее  укрепление  и  поддержка  малого бизнеса.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

      Роль  конкурентоспособности очень велика  в рыночной экономике, т. к. она определяет способность участников экономических  отношений конкурировать на рынках товаров и услуг. Чем выше уровень конкурентоспособности, тем большими преимуществами обладают государства или фирмы над своими конкурентами.

      Конкурентоспособность определяет уровень и дальнейшие возможности роста страны, региона  или фирмы. Поэтому необходимо разрабатывать проекты по повышению конкурентоспособности и реализовывать их.

      Различают несколько уровней конкурентоспособности: национальная конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, отрасли, предприятия и  товара. Показатель конкурентоспособности национальной экономики складывается из показателей конкурентоспособности каждого из этих уровней. Поэтому довиваться конкурентных преимуществ над своими оппонентами необходимо на каждом из них.  

      В настоящее время благополучие российской экономики определяется экспортом узкой группы конкурентоспособных сырьевых товаров, продуктов первичной переработки и вооружения. Но в целом Российская Федерация не обладает высокой конкурентоспособностью, это происходит из-за неудовлетворительного инвестиционного климата, постоянного оттока капитала за рубеж, дифференциации показателей социально-экономического развития различных слоев российского общества, а также дифференциации регионов по социально-экономическому развитию.

      Повышение конкурентоспособности России зависит как от российского бизнеса, его стратегии развития, так и от российского государства, призванного сформировать благоприятную для бизнеса экономическую среду.

      Алтайский край является одним из динамично развивающихся регионов России. Он обладает большим потенциалом и в будущем может иметь высокую конкурентоспособностью. Но в  современных  условиях конкурентоспособная экономика может быть сформирована только путем внедрения наукоемких производств и эффективных технологий, что в настоящее время пока невозможно.

      Повышение конкурентоспособности на любом  уровне должно стать одной из самых главных задач всех участников экономических отношений. Поскольку только так они смогут соперничать со своими конкурентами и опережать их. Кроме того, чтобы увеличить количество своих конкурентных преимуществ они будут вынуждены внедрять новое оборудование, разрабатывать новые технологии, а значит, развиваться. Таким образом, конкурентоспособность кроме всего вышеперечисленного также является еще и необходимым условием развития как участников экономических отношений, так и самого  рынка в целом.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Курбатова  М. В. Конкурентоспособность национальной  экономики в мировом хозяйстве.  – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.

2) Курнышева И. Конкурентоспособностсь и проблемы структурной модернизации / И. Курнышева, С. Лыков // Экономист. – 2008. – №9. – С. 39-47.

3) Куц В. Об  утопии бартерных инициатив и  перспективах экономики Алтайского  края // МК на Алтае. – 2009. – №19. – С.22.

4) Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства / Р. Кучуков, Савка А. // Экономист. – 2008. – №8. – С. 3-12.

5) Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности /под ред. Д. С. Львова, Д. Е. Сорокина. – М.: Наука, 2005.

6) Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. – М.: Омега-Л, 2007.

7) Тихомирова Е. И. Экономический рост и конкурентоспособность российских регионов. – Самара: издательство Самарского государственного экономического университета, 2006.

8) Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2006.

9) Конкуренция и конкурентоспособность / под ред. Т. Г. Философова. – М.: ЮНИТИ, 2007.

10) Национальные счета России: статистический сборник. – М.: Росстат, 2007.

11) Россия в цифрах: краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2008.

12) Алтайский край // http: www.bujet.ru

13) Регионы России // http: www.russianeconomy.ru

Информация о работе Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения