Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность конкурентоспособности, ее основные показатели и направления повышения.
Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть роль и характер конкуренции в рыночной экономики;
Изучить различные уровни конкурентоспособности (национальную конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, отрасли, организации, товара);
Установить состояние конкурентоспособности российской экономики;
Выявить основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики;
Описать конкурентные преимущества и недостатки Алтайского края.
Объект исследования: конкурентоспособность.
Предмет исследования: особенности конкурентоспособности в рыночной экономики, России и Алтайском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Роль и характер конкуренции
в рыночной экономике………………………………………………...6
Национальная конкурентоспособность……………………………...12
Конкурентоспособность региона и отрасли………………………....16
Конкурентоспособность организации и товара……………………..21
Конкурентоспособность России
Состояние конкурентоспособности российской экономики……………………………………...………………………28
Повышение конкурентоспособности российской экономики……...32
Конкурентоспособность
Алтайского края…………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….45

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      Основной  вектор действий российского государства, связанных с диверсификацией экономики, — это преодоление структурных дисбалансов за счет повышения конкурентоспособности внутреннеориентированного сектора, модернизации инфраструктурного и социального секторов. Расчеты показывают, что для реализации этой задачи до конца текущего десятилетия требуется вложить в российскую экономику 430—450 млрд долларов. Рост объемов инвестиций можно постепенно привести к увеличению сравнительных преимуществ за пределами отраслей, занимающихся экспортом природных ресурсов. Однако это будет зависеть от того, насколько быстро удастся преодолеть существующие конкурентные недостатки путем модернизации производственных процессов и продукции, лучшего маркетинга и накопления большего опыта работы на международных рынках.

      Можно выделить два направления решения поставленной задачи диверсификации экономики.

      Первое  — выделение в структурообразующих секторах элементов, которые составляют сравнительные преимущества российской экономики, и их превращение в источник роста добавленной стоимости и в объект для инвестирования. В экспортно-сырьевом секторе это запасы углеводородов и леса. Во внутреннеориентированном — высокотехнологичный и научно-исследовательский, а также аграрный потенциалы. В инфраструктурном секторе — транзитный потенциал и информационные технологии, включая создание программного обеспечения. В социальном секторе — высшее образование и, частично, высокотехнологичное здравоохранение.

      Второе  направление — это распространение эффекта от капитализации сравнительных преимуществ на отрасли, производящие массовые товары и услуги, по следующей схеме:

  • капитализация сравнительных преимуществ обеспечивает приток доходов в экономику;
  • рост доходов стимулирует расширение внутренних рынков и рост капитализации российских компаний;
  • формируются благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, технологической модернизации производства второго эшелона и встраивания их в международные цепочки создания добавленной стоимости.

      Государство должно поддержать своими инвестициями стратегически важные инфраструктурные объекты, сферы, способствующие инновационно-технологическому прорыву, а также проекты, обеспечивающие экологическую безопасность.

      Общей задачей правительства и российских фирм является более активное использование инновационного фактора развития. Предстоит решить целый ряд серьезных вопросов, начиная от финансирования исследований и разработок, их внедрения в производство и кончая выпуском наукоемкой продукции. При этом важнейшей целью экономической политики российского государства должно стать создание условий, при которых отечественным компаниям будет выгодно учиться конкурировать с ведущими ТНК на их собственных условиях, то есть бороться за повышение уровня технологических инноваций и привлекательность продукции.

      В отличие от фирм, государство должно увеличить финансирование фундаментальных  исследований и приоритетных научно-технических  направлений, реализуемых в форме  государственных программ. При этом важный вклад в технологическое  развитие российской экономики призвано внести создание особых экономических зон (ОЭЗ).

      Еще одним направлением государственного участия в стимулировании инновационного развития является создание технопарков.

      Экономическая политика государства должна создать  максимально благоприятные условия для поддержания роста отраслевых кластеров российской экономики. Как показывает мировой опыт, создание кластеров предполагает решение трех важнейших хозяйственных проблем:

  • повышение целенаправленной прагматичности всей системы образования путем интеграции науки и экономики. Ставка должна делаться на формирование духа предпринимательства в рамках междисциплинарной системы обучения;
  • содействие развитию инновационного бизнеса;
  • постоянная модернизация инфраструктуры. Это существенно увеличивает рентабельность новейших видов производств, обеспечивает масштабный выход продукции на мировой рынок, массированный приток иностранного предпринимательского капитала.

      Выйти на тренд устойчивого роста и  обеспечить рост ВВП преимущественно  за счет несырьевых отраслей Россия может только одним способом — развивая инновационную экономику на основе формирования хозяйственных кластеров.

      Диверсификация  экономики и повышение конкурентоспособности  на мировых рынках невозможно обеспечить без завершения реформы российских фирм. При этом необходимо осуществить коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны и институциональную реформу предприятий. Кроме того, необходимо выровнять условия конкуренции путем отмены различных льгот и привилегий, предоставленных отдельным экономическим субъектам, реформировать естественные монополии. Следует уменьшить налоговую нагрузку на юридических и физических лиц, сократить и унифицировать ставки импортного тарифа, снизить стоимость кредита.

      Важнейшим направлением деятельности российского  правительства по повышению конкурентоспособности  экономики должна стать защита национальных рынков. Она предполагает, во-первых, борьбу с теневым импортом и подпольным производством, во-вторых, формирование в процессе вступления в ВТО торгового режима способного защитить потенциально конкурентоспособные отрасли от чрезмерной конкуренции с импортом.

      Для решения всех вышеперечисленных  задач российское государство должно существенно улучшить экономическую среду и качество самого государственного управления.

      Задачами  органов государственной власти должны стать улучшение предпринимательского климата, создание условий для модернизации и подъема отечественной экономики, ее более активного включения в систему мирохозяйственных связей. Крайне важно укрепить и повысить эффективность деятельности тех частей государственного аппарата, в функции которых входит осуществление инфорсмента — принуждения к исполнению норм и правил. Улучшение рыночной среды в российской экономике требует обеспечить силами судебных и правоохранительных органов защиту прав собственности, исполнение законодательства и контрактных обязательств.

      По  существующим в настоящее время  оценкам сложившейся в России экономической среды она остается одной из наименее привлекательных для бизнеса стран.

      Основной  целью экономической политики российского  государства должен стать выход  на «верхний путь» движения к конкурентоспособности. Добиться этого нельзя без кардинального  изменения всей экономической системы управления на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона, всего национального хозяйства. Для этого необходима политическая воля к возрождению государства и последовательное проведение социально-экономических преобразовании, которые приведут в конечном счете к формированию современной высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечат всесторонний рост духовного и материального богатства российского народа.

 

      Глава 3. Конкурентоспособность  Алтайского края.

      Алтайский край – один из динамично развивающихся регионов России. Он имеет мощный ресурсный, производственный, интеллектуальный потенциал и выгодное географическое положение. Основой экономики региона является промышленное и сельскохозяйственное производство, торговля, транспорт, строительство; развивающимся и перспективным сектором экономики – туризм и связанные с ним виды бизнеса.

      Алтайский край входит в число крупнейших производителей продовольствия в России: он занимает 1-е место в стране по производству молока на душу населения, 4-е место - по поголовью крупного рогатого скота и объемам производства зерна. В 2007 году в крае собрано около 5 млн. т зерна.

      Экономика Алтайского края – это сложившийся  многоотраслевой комплекс. В структуре  валового регионального продукта (ВРП) преобладают доли торговли, обрабатывающих производств и сельского хозяйства. Данные виды деятельности формируют свыше 58% общего объема ВРП.

      Максимальный  удельный вес в ВРП края, также  как и в целом по Российской Федерации, занимает вид экономической деятельности, связанный с оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 23,8%.

      Доля  сельского хозяйства в ВРП  края (16,2%) является одной из самых  высоких в России и Сибирском федеральном округе. При этом в структуре сельского хозяйства примерно 60% приходится на сферу растениеводства, 40% - животноводства.

      На  промышленные производства края в целом  приходится 23,3% ВРП (27,9% - по РФ). Однако в отличие от Российской Федерации в промышленности края преобладают обрабатывающие производства, на которые приходится 18,6% ВРП края; доля добывающего сектора незначительна - 0,5% ВРП. В Российской Федерации доли данных секторов соответственно составляют 16,3 и 8,9% ВВП.

      Темпы развития промышленности края в 2006-2007 годах опережают средние по России - в 2006 году индекс промышленного производства составил 110,3 % (по РФ- 106,3%), в 2007 году – 110,4 % (по РФ - 106,3%). По итогам первого полугодия 2008 года позиции Алтайского края по темпу роста промышленного производства улучшились: в рейтинге регионов Сибирского федерального округа край переместился с 5 (по итогам 2007 года) на 3 место, в рейтинге регионов России – с 32 на 19 место.

      Алтайский край является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации. Агропромышленный комплекс обеспечивает не только продовольственную безопасность региона, но и социальную стабильность в обществе. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения края.

      В последние два года сельское хозяйство  края развивается темпами, значительно  опережающими среднероссийские значения. По индексу физического объема сельскохозяйственного  производства Алтайский край в 2007 году занимает 13 место среди регионов России. При этом индекс производства сельскохозяйственной продукции на Алтае выше, чем в среднем по России (в 2007 году - 108,5% против 103,3%).

      По  площади пашни сельскохозяйственных культур (6,3 млн. га) Алтайский край занимает 1 место среди регионов Российской Федерации. Доля посевных площадей всех сельскохозяйственных культур Алтайского края составляет 6,7% посевных площадей Российской Федерации и 34% посевных площадей Сибирского Федерального округа.

      Выгодное  географическое положение, богатый  природно-ресурсный потенциал, развитая рыночная и производственная инфраструктуры, высокий научный и инновационный  потенциал и информационная открытость создают благоприятные условия  для инвестиционной привлекательности и деловой активности региона. При этом основной акцент в инвестиционной политике сделан на формирование точек экономического роста - особых экономических зон, стимулирование разработки и реализации крупных инвестиционных и инновационных проектов, способных модернизировать производственный капитал, организующих производство конкурентоспособной продукции и обеспечивающих высокую бюджетную эффективность.

      Инвестиционная  активность предприятий края демонстрирует  высокие темпы развития: на протяжении трех последних лет рост инвестиций в основной капитал в крае превышает средние показатели по Российской Федерации более чем на 5,9-9,1 процентного пункта. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал составил 42,7 млрд. рублей (128,2% к уровню 2006 года).

      Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» в августе 2008 года присвоило Алтайскому краю долгосрочный рейтинг по международной шкале на уровне "BB-". По национальной шкале присвоен долгосрочный кредитный рейтинг "A+(rus)". Прогноз по рейтингам дается как «Позитивный». Согласно полученному результату экономика Алтайского края имеет высокую конкурентоспособность относительно других регионов России; имеется потенциал для привлечения инвестиций и возможность дальнейшего повышения рейтинговых оценок; край в полном объеме выполняет свои финансовые обязательства и при возникновении кредитных рисков способен их нейтрализовать путем использования альтернативных ресурсов.

        В  современных  условиях конкурентоспособная экономика может быть сформирована только за счет поисков внутренних источников роста экономики. Для Алтайского края наиболее перспективны такие отрасли как агропромышленная и реакционная.

      В условиях кризиса агропромышленный комплекс стал своего рода «подушкой  безопасности» для экономики, сферой, которая способна дать пусть не очень высокую, но долгосрочную и надежную прибыль, именно поэтому в регионе сделана ставка на форсирование крупных аграрных проектов с государственным участием, которые в перспективе способны вытеснить импорт – прежде всего, речь идет о программе «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Идеология программы проработана с учетом инвестиционных возможностей региона, местных органов власти, частного бизнеса. Программа предусматривает строительство объектов по производству сельхоз продукции крупных молочных, птицеводческих («Алтайский бройлер») и свиноводческих комплексов («Алтайский бекон»).

      Что касается рекреационной отрасли  экономики – то развитие «Туристско-рекреационного комплекса «Бирюзовая Катунь» уже  сегодня существенно поддерживает экономическое состояние южных регионов Алтайского края, и руководство края рассчитывает на то, что кризисные тенденции повлияют на перераспределение туристических потоков с международного на российский и число отдыхающих на Алтае значительно вырастет.

      Благодаря реализации таких проектов как «Алтайское Приобье» и «Бирюзовая Катунь» Алтайский  край приобрел известность и собственной  лицо на федеральном, российском уровне.

Информация о работе Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения