Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность конкурентоспособности, ее основные показатели и направления повышения.
Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть роль и характер конкуренции в рыночной экономики;
Изучить различные уровни конкурентоспособности (национальную конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, отрасли, организации, товара);
Установить состояние конкурентоспособности российской экономики;
Выявить основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики;
Описать конкурентные преимущества и недостатки Алтайского края.
Объект исследования: конкурентоспособность.
Предмет исследования: особенности конкурентоспособности в рыночной экономики, России и Алтайском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Роль и характер конкуренции
в рыночной экономике………………………………………………...6
Национальная конкурентоспособность……………………………...12
Конкурентоспособность региона и отрасли………………………....16
Конкурентоспособность организации и товара……………………..21
Конкурентоспособность России
Состояние конкурентоспособности российской экономики……………………………………...………………………28
Повышение конкурентоспособности российской экономики……...32
Конкурентоспособность
Алтайского края…………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….45

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию 
 
 
 
 
 
 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: 
сущность, показатели, факторы повышения

Курсовая  работа по экономической теории

Студент группы – __________________________ 
Руководитель работы – ______________________

БАРНАУЛ 2009 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

  1. Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
    1. Роль и характер конкуренции 
      в рыночной экономике………………………………………………...6
    2. Национальная конкурентоспособность……………………………...12
    3. Конкурентоспособность региона и отрасли………………………....16
    4. Конкурентоспособность организации и товара……………………..21
  2. Конкурентоспособность России
    1. Состояние конкурентоспособности российской экономики……………………………………...………………………28
    2. Повышение конкурентоспособности российской экономики……...32
  3. Конкурентоспособность 
    Алтайского края…………………………………………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….43

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….45 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Проблема  формирования конкурентоспособности является довольно актуальной в современном мире, поскольку современный этап развития мировой экономики характеризуется дальнейшим углублением и расширением межгосударственных связей, самостоятельным выходом на мировые рынки хозяйствующих субъектов. И в этих условиях  объективные процессы активного включения стран в мировые экономические отношения делают одной из ключевых проблем дальнейшего развития их экономики выбор приоритетных направлений обеспечения долгосрочной конкурентоспособности, инструментов ее формирования при открытости внутреннего рынка.

      В условиях глобализации особо актуальными  также становятся проблемы формирования конкурентоспособности не только стран, но и вопросы, связанные с управлением конкурентоспособностью отдельных фирм и их товаров на современных мировых рынках, выбором основных методов и инструментов обеспечения конкурентных преимуществ в системе современных мировых экономических отношений.

      Повышение конкурентоспособности – это  один из важнейших вопросов в современной экономики, потому что от уровня конкурентоспособности страны или предприятия зависит их положение  на рынке (мировом или национальном). Чем большим количеством конкурентных преимуществ они обладают, тем больше у них шансов добиться превосходства над другими участниками экономических отношений и тем дольше они смогут оставаться на ведущих ролях на рынке, и наоборот. Именно поэтому первоочередной задачей любого участника экономических отношений является повышение его конкурентоспособности.

      При изучении данной проблемы были использованы учебные пособия по экономической теории, учебники известных российских экономистов, специалистов в области конкурентоспособности. Также были проанализированы статьи экономических журналов за 2008 год, в которых подробно описаны особенности конкурентоспособности, ее роль, а также положение России в современном мире. При оценке конкурентоспособности Российской Федерации и Алтайского края были проанализированы статистические данные за 2006-2008 года, взятые из российских статистических сборников и с официальных сайтов Алтайского края и специальных сайтов статистики.

      Цель исследования: изучить сущность конкурентоспособности, ее основные показатели  и направления повышения.

      Достижения  поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • Рассмотреть роль и характер конкуренции в рыночной экономики;
  • Изучить различные уровни конкурентоспособности (национальную конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, отрасли, организации, товара);
  • Установить состояние конкурентоспособности российской экономики;
  • Выявить основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики;
  • Описать конкурентные преимущества и недостатки Алтайского края.

      Объект  исследования: конкурентоспособность.

      Предмет исследования: особенности конкурентоспособности в рыночной экономики, России и Алтайском крае.

      Для рассмотрения всех аспектов проблемы конкурентоспособности сначала  необходимо изучить основные положения, связанные с ней, ввести основные понятия и дать им определения. Далее необходимо более подробно изучить все уровни конкурентоспособности, определить конкурентные преимущества и недостатки на каждом уровне. Переходя к оценке конкурентоспособности Российской Федерации и Алтайского края, необходимо определить их место среди других стран и среди других регионов, выявить их преимущества и недостатки и определить основные положения увеличения их конкурентоспособности. 
 
 
 

 

       Глава 1. Конкурентоспособность: основные понятия, сущность.

    1. Роль и характер конкуренции в рыночной экономике.

      Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

      Конкуренция определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Другая трактовка термина «конкуренция» предлагает понимать под конкуренцией «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции».

      Для того чтобы определить экономическое содержание понятия «конкуренция», часто выделяют три подхода к его пониманию: поведенческий, структурный, функциональный.

      Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции. А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Неоклассическая теория, придерживаясь поведенческого подхода, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага. Так, по мнению американского экономиста П. Хайне, «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам».

      Согласно  структурному подходу содержание конкуренции определяется типом рынка и тех условий, которые господствуют на нем. «Конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его».

      Функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее роли в экономическом развитии.

      События последних десятилетий особенно ярко высветили основополагающую роль конкуренции в развитии производительных сил, ее универсальное воздействие  на национальную экономику и мирохозяйственные  процессы.

      В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность. Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

      В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

      Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование».

      Однако  в современной экономике все чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства.

      Надо  отметить неразрывную связь современной внутринациональной конкуренции с международной, а современные процессы глобализации обусловливают тот факт, что международная конкуренция не только усиливает проявления национальной конкуренции, но часто влияет на характер ее проявлений.

      С понятием «конкуренция» тесно связан и термин «конкурентное преимущество». Конкурентное преимущество с позиции субъекта рынка - это его активы и различные характеристики (например, для фирмы оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию права собственности на сырье и материалы и т.д.), дающие ему преимущества над соперниками в конкуренции.

      Таким образом, конкуренция, с одной стороны, является важнейшим условием существования  и развития рынка, и именно конкуренция заставляет товаропроизводителей постоянно внедрять наиболее эффективные способы производства, обновлять номенклатуру изделий, обеспечивать их сбыт, формировать спрос, осуществлять поиски новых выгодных рынков сбыта. С другой формы проявления и содержание конкуренции прежде всего обусловлены состоянием рынка, его тенденциями и цивилизованностью.

      Рынок - это система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг. Структура современных рынков чрезвычайно разнообразна и динамична. На каждом рынке конкуренция имеет свои специфические черты и особенности.

      В зависимости от характера конкуренции обычно различают рынки совершенной, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

      В условиях совершенной конкуренции существует столько продавцов и покупателей, что все участники торговли могут игнорировать влияние собственных продаж или покупок на рынок в целом, пассивно принимая уровень цен и имея возможность купить или продать любое количество товара. Согласно неоклассическим взглядам рынок совершенной конкуренции состоит из множества независимых мелких фирм, производящих одинаковую продукцию и не влияющих на рыночную цену. В свою очередь покупатели имеют «совершенное знание» о качестве товаров, ценах и выгоде торговли.

      Совершенная конкуренция является чистой и не зависит от вмешательства государства и монополий. В реальной жизни подобная интенсивная конкуренция встречается довольно редко.

      Согласно  традиционной экономической науке  конкуренция и монополия - взаимоисключающие понятия. Американский экономист Э. Чемберлин ввел в экономическую теорию понятие «монополистическая конкуренция».

      На рынке существует большое число фирм, по сути своей независимых друг от друга, имеющих свободный доступ на рынок. При этом покупатели отдают предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить даже повышенную цену. Основным содержанием монополистической конкуренции является монополия продукта.

      Фирма стремится захватить контроль над предложением товара и диктовать цену на рынке, чтобы получить максимальную прибыль. Этого можно достигнуть, создавая товар, дифференцированный от товара конкурента, обладающий специфическими свойствами, что в конечном итоге должно привлечь новых покупателей и обеспечить возможность поднять цену.

      Таким образом, получает распространение неценовая конкуренция. К ее основным инструментам можно отнести: повышение качества товаров, выпуск новых моделей, привлекающие внимание дизайн и упаковка, улучшение обслуживания клиентов.

      Монопольное положение лидирующих фирм способствует появлению новых производителей новых дифференцированных товаров. И конкуренция качества, с этой точки зрения, эффективнее конкуренции цен. Достигнув дифференциации продукта, фирма получает «частичную» от рыночной власть, становясь монополистом в своем сегменте. Возникает так называемая «монополия по дифференциации продукта». В такой ситуации увеличение цен на эту продукцию не обязательно приводит к потере всех покупателей.

      Когда продукт дифференцирован, продавец одновременно является и монополистом и конкурентом. В этом случае низкие цены не являются решающим фактором обеспечения конкурентных преимуществ, и в формировании спроса должно много внимания уделяться качеству товара, рекламе, сервисному обслуживанию потребителей.

Информация о работе Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения