Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:46, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность конкурентоспособности, ее основные показатели и направления повышения.
Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть роль и характер конкуренции в рыночной экономики;
Изучить различные уровни конкурентоспособности (национальную конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, отрасли, организации, товара);
Установить состояние конкурентоспособности российской экономики;
Выявить основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики;
Описать конкурентные преимущества и недостатки Алтайского края.
Объект исследования: конкурентоспособность.
Предмет исследования: особенности конкурентоспособности в рыночной экономики, России и Алтайском крае.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Роль и характер конкуренции
в рыночной экономике………………………………………………...6
Национальная конкурентоспособность……………………………...12
Конкурентоспособность региона и отрасли………………………....16
Конкурентоспособность организации и товара……………………..21
Конкурентоспособность России
Состояние конкурентоспособности российской экономики……………………………………...………………………28
Повышение конкурентоспособности российской экономики……...32
Конкурентоспособность
Алтайского края…………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….45
Пределы власти каждой группы монополистов и их контроль над предложением товаров ограниченны вследствие существования товаров-заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене. Успех фирмы часто зависит не столько от цены и потребительских качеств продукта, столько от того, сумел ли продавец завоевать привилегированное положение на рынке. Отсюда в условиях «монополии по дифференциации продукта» монопольная прибыль может возникнуть, если при определенной защите от вторжения конкурентов сформирован и активизирован спрос на определенную продукцию.
Таким образом, состояние «монополистической конкуренции», по Э. Чемберлину, ведет к тому, что в масштабе общества потребители платят за товары больше, выпуск товаров меньше потенциально возможного и, как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица.
Одновременно Э. Чемберлин отмечает, что в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов потребителей, повышением их изощренности и требований, а стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса.
Таким образом, монополия и конкуренция — взаимосвязанные явления; рынок любого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями самого продукта, расходами по сбыту; дифференцированный продукт имеет большую цену, что является платой за дифференцированное потребление.
Несовершенная
конкуренция имеет общие черты
с монополией: спрос менее подвижный,
условия для свободной
Фирма, занимающая монопольное положение на рынке, пользуясь неэластичностью спроса, может снизить выпуск и одновременно повысить цену, в итоге увеличивая суммарную выручку.
Другими словами, выгодно сократить объем производства: производить продукции как можно меньше и продавать ее по более высокой цене. Цена на таком рынке превышает предельные издержки.
В
современной экономике
Таким образом, более обычной является монополистическая, или несовершенная, конкуренция с ограниченным числом покупателей или продавцов. В этом случае покупатели или продавцы понимают, что количество, которое они могут купить или продать, зависит от предлагаемой ими цены.
Монополия
подразумевает существование
В
случае разовой поставки товаров
или услуг конкуренция
Сегодня конкуренция за рынки сбыта ведется не только посредством цен, но и по разным причинам определяется качеством продукции, сроками поставки, гарантиями, надежностью и степенью репутации поставщика, возможностями продажи в кредит, уровнем послепродажного обслуживания и др. Для покупателя важно быть уверенным, что победители торгов обладают достаточными техническими возможностями и финансовыми ресурсами, дня того чтобы выполнить свои обязательства и обеспечить своевременную поставку заказанных товаров или услуг.
Все это делает чрезвычайно важной проблему выбора направлений и методов обеспечения конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и другие факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Именно совершенствование и обновление — непрерывный процесс, который позволяет создать конкурентные преимущества.
Постоянная реализация обновления производства на основе новшеств является источником устойчивых конкурентных преимуществ не только компаний и отраслей, но и стран.
Национальная конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) — это способность ее предприятий, организации и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках, обусловленная экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.
К конкурентным преимуществам страны можно отнести:
Среди показателей в международной практике наиболее часто используются следующие:
С
1986 г. под эгидой Всемирного Экономического
форума начали публиковаться доклады
о сравнительной
Национальная
конкурентоспособность
Экономические показатели по каждой стране составляют около 70% всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков и опросами авторитетных экспертов (синтез количественных и качественных характеристик).
Страны
ранжируются по количеству баллов,
сумма которых позволяет
При оценке конкурентоспособности страны на товарных рынках может быть использована система экономических индикаторов которые характеризуют:
Предлагается
использовать девять принципов оценки
конкурентоспособности страны [6; С. 38-39]:
1) применение преимущественно количественных
методов оценки (количество показателей
должно быть минимальным, но достаточным
для соблюдения принципа комплексности);
2) использование статистических данных
страны и международных организаций с
тем, чтобы один человек мог собрать информацию,
другой — рассчитать показатель, а третий
— проверить работу первых двух;
3) применение к формированию показателей
комплексного подхода (оценка конкурентоспособности
с учетом политического, социального,
духовного, экологического, технического,
экономического развития страны);
4) идентичность структуры формулы оценки
конкурентоспособности страны структурам
формул оценки товаров и организации с
определением весомости частных показателей
конкурентоспособности;
5) применение показателей, опережающих
прошлое, настоящее и будущее страны;
6) включение в формулу оценки конкурентоспособности
страны показателя, отражающего естественные
конкурентные преимущества;
7) независимость показателей от размера
страны и численности ее населения;
8) ежегодная оценка конкурентоспособности
страны;
9) установление по результатам оценки
ежегодных международных знаков отличия.
Расчеты
конкурентоспособности
Под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве страны, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой).
Конкурентные преимущества региона определяются пятью группами факторов:
На основе перечисленных групп факторов каждый регион может сформировать свои конкурентные преимущества для привлечения инвестиций.
Конкурентоспособность территории основывается на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье и капитал, обладающих определенными характеристиками.
Переход к устойчивому развитию региональной экономики невозможен без широкого использования передовых достижений науки и техники. Территориальные аспекты развития сферы науки и техники традиционно важны для стран с большой территорией. В этой связи решение стоящей перед российскими регионами задачи перехода к экономическому росту и стабильному социально-экономическому развитию в рыночных условиях одновременно требует от них формирования соответствующего инновационного потенциала.
Ставка на инновации в конкурентной борьбе представляется сегодня более перспективной, нежели концентрация внимания на решении других стратегически значимых вопросов бизнеса. Как бы ни был высок риск нововведений, неспособность к их осуществлению порождает еще большую опасность.
Определить
качественный состав инновационного потенциала
региона можно на основе нескольких
показателей.
1. Научно-исследовательский показатель
— численность организаций, выполняющих
научные исследования и разработки; численность
научных работников, выполняющих научные
исследования и разработки; объем научно-технических
работ, в том числе выполненных исследований
и разработок, оказанных научно-технических
услуг.
2. Производственный показатель — объем
разработок, внедренных в производство;
число инновационно активных организаций;
стоимость продукции, производимой инновационно
активными предприятиями.
З. Технологический показатель — число
отраслей, сфер и организаций, внедривших
новые технологии; затраты на приобретение
лицензий, прав на патенты; объем (стоимость)
продукции, снятой с производства в связи
с устаревшей технологией; объем (стоимость)
продукции, произведенной с использованием
принципиально новых технологий; стоимость
приобретенного и установленного на инновационно
активных предприятиях технологического
оборудования.
4. Инвестиционный показатель — инвестиции
в сферу науки и научного обслуживания;
инвестиции в технологическую подготовку
производства новой продукции, пробное
производство и испытания; инвестиции
на внедрение в производство продуктов-инноваций
и процессов-инноваций.
5. Кадровый показатель — численность
научно-технических работников, имеющих
ученые степени и звания; затраты на подготовку
персонала, занятого в научных организациях;
затраты на повышение квалификации работников
инновационно активных организаций.
Информация о работе Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения