Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность конкурентоспособности, ее основные показатели и направления повышения.
Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть роль и характер конкуренции в рыночной экономики;
Изучить различные уровни конкурентоспособности (национальную конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, отрасли, организации, товара);
Установить состояние конкурентоспособности российской экономики;
Выявить основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики;
Описать конкурентные преимущества и недостатки Алтайского края.
Объект исследования: конкурентоспособность.
Предмет исследования: особенности конкурентоспособности в рыночной экономики, России и Алтайском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Роль и характер конкуренции
в рыночной экономике………………………………………………...6
Национальная конкурентоспособность……………………………...12
Конкурентоспособность региона и отрасли………………………....16
Конкурентоспособность организации и товара……………………..21
Конкурентоспособность России
Состояние конкурентоспособности российской экономики……………………………………...………………………28
Повышение конкурентоспособности российской экономики……...32
Конкурентоспособность
Алтайского края…………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….45

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      Пределы власти каждой группы монополистов и их контроль над предложением товаров ограниченны вследствие существования товаров-заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене. Успех фирмы часто зависит не столько от цены и потребительских качеств продукта, столько от того, сумел ли продавец завоевать привилегированное положение на рынке. Отсюда в условиях «монополии по дифференциации продукта» монопольная прибыль может возникнуть, если при определенной защите от вторжения конкурентов сформирован и активизирован спрос на определенную продукцию.

      Таким образом, состояние «монополистической конкуренции», по Э. Чемберлину, ведет  к тому, что в масштабе общества потребители платят за товары больше, выпуск товаров меньше потенциально возможного и, как следствие, имеет  место недогрузка производственных мощностей и безработица.

      Одновременно  Э. Чемберлин отмечает, что в целом  процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов потребителей, повышением их изощренности и требований, а стремление к монополии объясняется  склонностью к дифференциации спроса.

      Таким образом, монополия и конкуренция взаимосвязанные явления; рынок любого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями самого продукта, расходами по сбыту; дифференцированный продукт имеет большую цену, что является платой за дифференцированное потребление.

      Несовершенная конкуренция имеет общие черты  с монополией: спрос менее подвижный, условия для свободной конкуренции  отсутствуют, цены воздействуют на спрос, служат средством регулирования сбыта, поставщиков на рынке немного, выход на рынок для других фирм сопряжен с преодолением ряда барьеров.

      Фирма, занимающая монопольное положение на рынке, пользуясь неэластичностью спроса, может снизить выпуск и одновременно повысить цену, в итоге увеличивая суммарную выручку.

      Другими словами, выгодно сократить объем  производства: производить продукции  как можно меньше и продавать  ее по более высокой цене. Цена на таком рынке превышает предельные издержки.

      В современной экономике совершенной  конкуренции практически нет. Как  правило, рынки в современной  экономике находятся во власти нескольких, крупных фирм, иногда всего двух или трех.

      Таким образом, более обычной является монополистическая, или несовершенная, конкуренция с ограниченным числом покупателей или продавцов. В этом случае покупатели или продавцы понимают, что количество, которое они могут купить или продать, зависит от предлагаемой ими цены.

      Монополия подразумевает существование только одного продавца. Однако такая ситуация также весьма необычна. Хотя монополистические конкуренты обладают некоторой монопольной властью, в долгосрочном периоде она ограничивается потенциальной конкуренцией с новыми компаниями, вступающими в данную отрасль, а также существующей конкуренцией с уже действующими соперниками.

      В случае разовой поставки товаров  или услуг конкуренция принимает  форму конкурентных торгов, когда  вероятные поставщики предлагают свои условия поставки и покупатель выбирает одного из них. При прочих равных условиях предпочтение обычно отдается поставщику, предложившему наиболее низкую цену.

      Сегодня конкуренция за рынки сбыта ведется  не только посредством цен, но и по разным причинам определяется качеством  продукции, сроками поставки, гарантиями, надежностью и степенью репутации поставщика, возможностями продажи в кредит, уровнем послепродажного обслуживания и др. Для покупателя важно быть уверенным, что победители торгов обладают достаточными техническими возможностями и финансовыми ресурсами, дня того чтобы выполнить свои обязательства и обеспечить своевременную поставку заказанных товаров или услуг.

      Все это делает чрезвычайно важной проблему выбора направлений и методов  обеспечения конкурентных преимуществ.

      Конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и другие факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Именно совершенствование и обновление — непрерывный процесс, который позволяет создать конкурентные преимущества.

      Постоянная  реализация обновления производства на основе новшеств является источником устойчивых конкурентных преимуществ не только компаний и отраслей, но и стран.

    1. Национальная конкурентоспособность.

      Национальная  конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) — это способность ее предприятий, организации и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках, обусловленная экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.

      К конкурентным преимуществам страны можно отнести:

  • высокие расходы на развитие человека;
  • стабильность политической и правовой системы;
  • долю валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения;
  • высокую продолжительность жизни;
  • высокую эффективность использования ресурсов;
  • оптимальный экспорт;
  • низкую инфляцию;
  • наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение;
  • значительную долю конкурентоспособных организаций;
  • конкурентоспособность трудовых ресурсов;
  • гибкость финансовой системы;
  • динамичность внутреннего рынка;
  • отсутствие государственной задолженности;
  • высокую образованность населения;
  • высокую конкуренцию во всех сферах деятельности;
  • открытость, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;
  • высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;
  • низкие налоговые и таможенньие ставки;
  • высокую культуру бизнеса;
  • высокий уровень информационного обеспечения управления страной.

      Среди показателей в международной  практике наиболее часто используются следующие:

    • объем ВВП, отражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики;
    • доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении;
    • отношение экспортно-импортных сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны, отражающее динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики;
    • соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги;
    • прирост золотовалютных резервов страны;
    • структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности.

      С 1986 г. под эгидой Всемирного Экономического форума начали публиковаться доклады  о сравнительной конкурентоспособности  ведущих стран мира, а позднее  — разработки Всемирного банка и Международного института совершенствования методов управления.

      Национальная  конкурентоспособность определяется Всемирным экономическим форумом  на основе многофакторных моделей, в  которых 381 показатель распределен  по восьми агрегированным группам: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, финансово-кредитная система, инфраструктура система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы.

      Экономические показатели по каждой стране составляют около 70% всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков и опросами авторитетных экспертов (синтез количественных и качественных характеристик).

      Страны  ранжируются по количеству баллов, сумма которых позволяет составить представление не только об уровне развития производительных сил, но и о гибкости хозяйственной системы в соответствии с изменениями в мировой экономике.

      При оценке конкурентоспособности страны на товарных рынках может быть использована система экономических индикаторов которые характеризуют:

  • макроэкономические условия функционирования производителей товаров;
  • конкурентоспособность страны в интегральной, обобщенной форме как отражение положения страны на внутреннем и внешнем рынках, позволяющее отслеживать «критические точки», по которым генерируется информация для принятия соответствующих решений в области экономики;
  • конкурентные позиции региона, изучаемого на предмет выявления условий, благоприятствующих конкурентоспособности производителей товаров;
  • позиции страны на конкретных товарных рынках;
  • непосредственные экономические и квалиметрические показатели конкурирующих товаров в сравнении с товарами-аналогами.

      Предлагается  использовать девять принципов оценки конкурентоспособности страны [6; С. 38-39]: 
1) применение преимущественно количественных методов оценки (количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для соблюдения принципа комплексности); 
2) использование статистических данных страны и международных организаций с тем, чтобы один человек мог собрать информацию, другой — рассчитать показатель, а третий — проверить работу первых двух; 
3) применение к формированию показателей комплексного подхода (оценка конкурентоспособности с учетом политического, социального, духовного, экологического, технического, экономического развития страны); 
4) идентичность структуры формулы оценки конкурентоспособности страны структурам формул оценки товаров и организации с определением весомости частных показателей конкурентоспособности;  
5) применение показателей, опережающих прошлое, настоящее и будущее страны;  
6) включение в формулу оценки конкурентоспособности страны показателя, отражающего естественные конкурентные преимущества;  
7) независимость показателей от размера страны и численности ее населения;  
8) ежегодная оценка конкурентоспособности страны;  
9) установление по результатам оценки ежегодных международных знаков отличия.

      Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и  внимание к ним мирового сообщества постоянно растет.

    1. Конкурентоспособность региона и отрасли.

      Под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве страны, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой).

      Конкурентные  преимущества региона определяются пятью группами факторов:

  1. конкурентоспособностью страны;
  2. природно-климатическими, географическими, экологическими и социально-экономическими параметрами региона;
  3. предпринимательской и инновационной активностью в регионе;
  4. уровнем соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
  5. уровнем международной интеграции и кооперирования региона.

      На  основе перечисленных групп факторов каждый регион может сформировать свои конкурентные преимущества для привлечения инвестиций.

      Конкурентоспособность территории основывается на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье и капитал, обладающих определенными характеристиками.

      Переход к устойчивому развитию региональной экономики невозможен без широкого использования передовых достижений науки и техники. Территориальные аспекты развития сферы науки и техники традиционно важны для стран с большой территорией. В этой связи решение стоящей перед российскими регионами задачи перехода к экономическому росту и стабильному социально-экономическому развитию в рыночных условиях одновременно требует от них формирования соответствующего инновационного потенциала.

      Ставка  на инновации в конкурентной борьбе представляется сегодня более перспективной, нежели концентрация внимания на решении  других стратегически значимых вопросов бизнеса. Как бы ни был высок риск нововведений, неспособность к их осуществлению порождает еще большую опасность.

      Определить  качественный состав инновационного потенциала региона можно на основе нескольких показателей.  
1. Научно-исследовательский показатель — численность организаций, выполняющих научные исследования и разработки; численность научных работников, выполняющих научные исследования и разработки; объем научно-технических работ, в том числе выполненных исследований и разработок, оказанных научно-технических услуг.  
2. Производственный показатель — объем разработок, внедренных в производство; число инновационно активных организаций; стоимость продукции, производимой инновационно активными предприятиями.  
З. Технологический показатель — число отраслей, сфер и организаций, внедривших новые технологии; затраты на приобретение лицензий, прав на патенты; объем (стоимость) продукции, снятой с производства в связи с устаревшей технологией; объем (стоимость) продукции, произведенной с использованием принципиально новых технологий; стоимость приобретенного и установленного на инновационно активных предприятиях технологического оборудования.  
4. Инвестиционный показатель — инвестиции в сферу науки и научного обслуживания; инвестиции в технологическую подготовку производства новой продукции, пробное производство и испытания; инвестиции на внедрение в производство продуктов-инноваций и процессов-инноваций.  
5. Кадровый показатель — численность научно-технических работников, имеющих ученые степени и звания; затраты на подготовку персонала, занятого в научных организациях; затраты на повышение квалификации работников инновационно активных организаций.

Информация о работе Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения