Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:46, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность конкурентоспособности, ее основные показатели и направления повышения.
Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть роль и характер конкуренции в рыночной экономики;
Изучить различные уровни конкурентоспособности (национальную конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, отрасли, организации, товара);
Установить состояние конкурентоспособности российской экономики;
Выявить основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики;
Описать конкурентные преимущества и недостатки Алтайского края.
Объект исследования: конкурентоспособность.
Предмет исследования: особенности конкурентоспособности в рыночной экономики, России и Алтайском крае.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Роль и характер конкуренции
в рыночной экономике………………………………………………...6
Национальная конкурентоспособность……………………………...12
Конкурентоспособность региона и отрасли………………………....16
Конкурентоспособность организации и товара……………………..21
Конкурентоспособность России
Состояние конкурентоспособности российской экономики……………………………………...………………………28
Повышение конкурентоспособности российской экономики……...32
Конкурентоспособность
Алтайского края…………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….45
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования. В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на нем. Данные факторы выступают как ограничения, обязательные для выполнения.
Оценка конкурентоспособности товара включает изучение:
Конкурентоспособность товара повышают постоянно, добиваясь максимального соответствия его потребительских и стоимостных характеристик существующим и потенциальным запросам покупателей.
На основе выявления рыночных изменений конъюнктуры анализируемого товара производится отбор тех групп товаров, которые в большей мере соответствуют запросам потребителей. Далее изучаются прогнозы появления новых товаров конкурентов. При этом выделяются те новинки, вероятность успешной продажи которых очевидна и которые вызовут жесткое соперничество между конкурентами. После этого формируются технические требования к параметрам товаров, составляются оценочные таблицы соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без которых невозможен выпуск нового товара.
В конечном итоге выбор варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в области технологии, материального обеспечения и коммуникаций. Правильный вариант повышения конкурентоспособности товара позволит в максимальной степени избежать бессмысленных потерь, а полученные итоги по анализу этого широкого спектра параметров дадут возможность сформулировать программу целенаправленного изменения в производственной, финансово-экономической и сбытовой работе промышленной фирмы для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.
Однако следует отметить, что наличие одной стратегии не является обязательным признаком перспективного курса организации, проводящей активную политику в области конкурентоспособности, которая в существенной степени подвержена влиянию конъюнктуры внутренних и внешних рынков, условий окружающей среды, ресурсных источников и целей руководства организации.
Глава 2. Конкурентоспособность России.
2.1 Состояние конкурентоспособности российской экономики.
Последствия
длительных и разнообразных деформаций
общественного развития России прямо
и резко негативно отразились
на ее конкурентоспособности и
В мировом рейтинге конкурентоспособности Россия, по данным Всемирного экономического форума, занимает 70-е место по перспективной конкурентоспособности (индекс перспективной конкурентоспособности — GCI). По индексу деловой конкурентоспособности (BCI) страна переместилась с 65-го на 59-е место [2; С. 42-43]. Эти индексы оценивают возможности экономического роста страны на ближайшие 5—8 лет, при этом по первому индексу данные сопоставляются по 103 странам, а по второму — по 93.
О слабой конкурентоспособности России свидетельствует сохраняющийся в стране неудовлетворительный инвестиционный климат. Для России характерен постоянный отток капитала за рубеж на протяжении последних 15 лет. За годы реформ из страны вывезено свыше 250 млрд долл. [4; С. 9-10].
На конкурентоспособность России оказывает влияние резкая дифференциация показателей социально-экономического развития различных слоев российского общества. Так, коэффициент, выражающий соотношение доходов 10% самого богатого и самого бедного населения в 2008 г., поднялся до рекордного уровня — 18 раз против 13,9 в 2000 г., 13,5 — в 1995 г. и 8 раз — в 1992 г. [10; С. 25-26]. Между тем критически опасным для социальной обстановки считается 7-8-краткый разрыв. Такое неравенство тормозит экономический рост, поскольку ведет к социально-политической нестабильности. Статистические данные последнего времени о росте реальных доходов в среднем на душу населения не вызывают массового доверия, поскольку понятно, что рост средних показателей обеспечивается сверхдоходами богатой небольшой части населения (в эту группу входит слой населения, сконцентрировавший в своих руках основную часть национального богатства страны, а также группа правящей бюрократии, держащей в своих руках реальные рычаги регулирования экономической, денежно-кредитной, внешнеторговой деятельности.
Также
наблюдается серьезная
Своеобразие конкуренции на российских рынках определяется многими социально-экономическими факторами: низким уровнем и неразвитостью структуры платежеспособного спроса; сохраняющимся разрывом между внутренними и мировыми ценами на аналогичные товары; отличными от стран-членов ВТО экспортными и импортными пошлинами; более низким качеством макро- и микроконкурентной экономической среды и др.
Огромное влияние на конкурентоспособность отечественных и зарубежных участников российского рынка оказывают монополизм, теневая экономика, коррупция, высокие риски. Все это определяет уровень глобальной конкурентоспособности страны.
На
микроуровне
Позитивными характеристиками российских фирм считаются потенциал инноваций, товарный дизайн, наличие цепочек предприятий с последовательным добавлением стоимости; негативными — слабый маркетинг, плохую ориентацию на потребителя, низкое качество производственных процессов.
К преимуществам предпринимательской среды относятся: высокое качество работ научно-исследовательских институтов, сравнительно неплохое развитие дорожной инфраструктуры, современный профессиональный уровень инженеров и ученых; к недостаткам — низкое качество телефонной и факсимильной связи, слабую интенсивность местной конкуренции, недостаточную эффективность антимонопольной политики. Одна из причин того, что на мировых рынках российская продукция малоконкурентоспособна - слабая интенсивность конкуренции на внутреннем рынке РФ. Лишь в немногих отраслях российской промышленности достигнут такой уровень международной конкурентоспособности, который позволяет им осуществлять крупномасштабный экспорт своей продукции.
По оценкам, к группе конкурентоспособных относятся 20—25 % российских предприятий обрабатывающей промышленности. 35—40 % предприятий явно относятся к группе аутсайдеров, которые теряют свою конкурентоспособность [4; С. 10-11]. Так, по мнению российского правительства, основная масса российских промышленных предприятий в состоянии удерживать свои позиции на внутреннем рынке, и только 30 % мощностей не могут производить конкурентоспособную продукцию. Эту оценку подтверждает и исследование, проведенное международной консалтинговой компанией «McKinsey» в 10 отраслях российской экономики, по которому только 25 % имеющихся в стране промышленных мощностей являются нежизнеспособными.
Опросы российских промышленных предприятий, касающиеся конкурентоспособности, четко показывают две тенденции.
Во-первых, 2/3 менеджеров промышленных предприятий считают, что продукция, выпускаемая на их предприятиях, имеет средний уровень конкурентоспособности.
Во-вторых, она конкурентоспособна на рынках России и малоконкурентоспособна на рынках Западной Европы и Северной Америки.
На макроуровне позиции России более выигрышны. С начала 2000-х годов постепенно снижается инфляция, государственный бюджет формируется со значительным профицитом, высокими темпами растет золотовалютный запас страны, со значительным избытком сводится платежный баланс. Из страны сокращается отток капитала, с переменным успехом, но все же растут котировки ценных бумаг российских фирм на фондовом рынке. Наблюдается удорожание рубля.
В настоящее время по объему ВВП Россия переместилась со 2-го (после США, 10 трлн. долл.) на 10-е место, пропустив вперед Китай (5 трлн. долл.), Японию (3 трлн. долл.), Индию (2,5 трлн. долл.), Германию (около 2 трлн. долл.), Францию, Великобританию и Италию (1,2—1,3 трлн. долл.).
По уровню ВВП на душу населения Россия занимает место в пятом десятке стран, уступая не только 35 развитым странам, но таким странам, как Болгария, Румыния, страны Балтии, Мексика, Бразилия, Аргентина и т.д. Еще хуже в России социальные показатели. По ним Россия находится в седьмом десятке стран. По средней продолжительности жизни Россия не попадает в рейтинги 100 стран, занимая от 101 до 110 места в зависимости от методики расчета рейтинга. Средняя продолжительность жизни в России 65 лет, это ниже, чем в странах СНГ и почти во всех развивающихся странах. По состоянию здравоохранения Россия входит в тринадцатый десяток стран (от 121-го до 130-го места) [11; С. 37-40].
Повышение конкурентоспособности России возможно на основе темпов роста ВВП, превышающих 7% в год. Более низкие темпы будут закреплять существующее отставание России по конкурентоспособности от развитых и таких развивающихся стран, как Китай и Индия.
2.2 Повышение конкурентоспособности российской экономики.
В
современном мире социально-политические
факторы, особенно государственно регулирование,
стали общепризнанным условием жизнеспособности
и эффективного функционирования экономической
системы. Конкурентоспособная экономика
немыслима без эффективного механизма
ее взаимодействия с государством, органами
его законодательной и исполнительной
власти. Более того, такой механизм стал
одним из сущностных признаков демократического
общества. Опыт индустриально развитых
стран показывает, что действующая
форма взаимоотношений между экономической
системой и государством прошла длительный
и сложный путь развития.
К началу 2000-х годов стало понятно, что необходимо совместными усилиями представителей государства, бизнеса, науки и общественных организаций разработать политику международной конкурентоспособности России. В ней следует определить наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальный капитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а также секторы, в которых целесообразно создавать ТНК под эгидой российского капитала. При этом разные отрасли российской экономики требуют государственной поддержки разного рода, а ее ядром должна стать политика диверсификации экономики, которая позволит снизить ее зависимость от экспорта природных ресурсов.
В российской экономике можно выделить пять структурообразующих секторов, существенно различающихся по уровню конкурентоспособности и условиям воспроизводства:
Часть отраслей, с точки зрения своей роли в хозяйстве, не включены ни в один из секторов, и образуют подгруппу «прочие отрасли». Это тоже довольно крупный, хотя и разномастный кусок российской экономики — 28 % ВВП и 18 % занятых. Внутри него выделяются такие виды деятельности, как госуправление, финансы, операции с недвижимым имуществом.
Информация о работе Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения