Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность конкурентоспособности, ее основные показатели и направления повышения.
Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть роль и характер конкуренции в рыночной экономики;
Изучить различные уровни конкурентоспособности (национальную конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, отрасли, организации, товара);
Установить состояние конкурентоспособности российской экономики;
Выявить основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики;
Описать конкурентные преимущества и недостатки Алтайского края.
Объект исследования: конкурентоспособность.
Предмет исследования: особенности конкурентоспособности в рыночной экономики, России и Алтайском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Конкурентоспособность: основные понятия, сущность
Роль и характер конкуренции
в рыночной экономике………………………………………………...6
Национальная конкурентоспособность……………………………...12
Конкурентоспособность региона и отрасли………………………....16
Конкурентоспособность организации и товара……………………..21
Конкурентоспособность России
Состояние конкурентоспособности российской экономики……………………………………...………………………28
Повышение конкурентоспособности российской экономики……...32
Конкурентоспособность
Алтайского края…………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….45

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      Существенным  элементом повышения эффективности  можно считать организационный  фактор, связанный с региональным объединением производителей. В этом случае на рынке конкурирует не отдельный хозяйствующий субъект, а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря технологической кооперации компаний.

      Крупные города играют важную роль в жизни  страны. Конкурентоспособность города зависит от конкурентоспособности предприятий и организаций, расположенных в нем. Но чтобы их привлечь и удержать в городе, необходимо предоставить фирмам условия, способствующие их конкурентоспособности. Поэтому привлекательность города считается синонимом его конкурентоспособности как места размещения различных видов деятельности. При этом город должен быть привлекательным не только для организаций но, в условиях повышения роли квалифицированных кадров и инноваций, и для населения, являющегося одним из важнейших ресурсов, которые город может предложить предприятиям.

      Многие  ученые сходятся во мнении, что следует  выделить два типа факторов конкурентоспособности  города:  
1) экономические детерминанты (место расположения, факторы производства, инфраструктура, экономическая структура, городские достопримечательности и места отдыха);  
2) стратегические детерминанты (эффективность органов управления, городская стратегия, социальное партнерство и институциональная гибкость).

      Политика  городского развития должна создавать условия, в которых организации и предприятия могут повышать свою конкурентоспособность, и быть направлена на усиление конкурентного преимущества города путем манипуляции отдельными атрибутами, увеличивающими ценность территории для размещения разнообразных видов деятельности. В связи с этим возрастает необходимость разработки стратегии для повышения конкурентоспособности города. Эти процессы привели к появлению понятий «город-предприниматель» и «городской маркетинг».

      Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

      Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у  нее технических, экономических  и организационных условий для  создания производства и сбыта (с  издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей  требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии: рациональной отраслевой структуры; группы высококонкурентных организаций-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной производственно-технологической базы; развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами; эффективной системы распределения продукции.

      Кроме того, конкурентоспособность на уровне отрасли можно оценивать, применяя следующие показатели (или их комбинацию): производительность труда, удельную оплату труда, капиталоемкость и наукоемкость, технический уровень продукции, совокупность знаний и научных разделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства; объем технических заделов для реализации научных проектно-конструкторских разработок; степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли; степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства, степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслей.

      Конкурентоспособность конкретной отрасли зависит и  от способности промышленности вводить  новшества и модернизироваться. В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с сильнейшими конкурентами на мировом рынке. В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых масштабах неуклонно возрастает, конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы. Структура конкурентоспособности каждой страны сильно различается, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях потому, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.

    1. Конкурентоспособность организации и товара.

      Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции.

      Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.

      Конкурентоспособность организации определяется шестью факторами:  
1) качеством продукции и услуг;  
2) наличием эффективной стратегии маркетинга;  
З) уровнем менеджмента и квалификации персонала;  
4) технологическим уровнем производства;  
5) налоговой средой, в которой действует организация;  
6) доступностью источников финансирования.

      Конкурентоспособность организации зависит от ряда факторов, таких как емкость рынка (количество ежегодных продаж), легкий доступ на рынок, вид производимого товара, однородность рынка, конкурентные позиции  организаций, уже работающих на этом рынке, возможность использования технических новшеств.

      Оценка  конкурентной позиции организации  на отраслевом рынке позволяет:

  • разработать меры по повышению конкурентоспособности;
  • выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции;
  • привлечь инвестиции в перспективное производство;
  • составить программы выхода организации на новые рынки сбыта.

      В последнее время уделяется значительное внимание ключевым факторам успеха организации, к которым относят: платежеспособность, прибыльность, стратегичность управления, адаптивность системы управления, финансовую и управленческую прозрачность, управляемость бизнеса, инвестиционную привлекательность.

      Анализ  ключевых характеристик состояния  организации и известных подходов к оценке и повышению ее конкурентоспособности позволяет сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности организаций:

  • обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно самой организации;
  • выделение разных критериев конкурентоспособности организации в зависимости от горизонта планирования и управления в ней;
  • выделение интегрального показателя конкурентоспособности продукции как основного показателя конкурентоспособности организации на оперативном уровне;
  • определение на тактическом уровне конкурентоспособности организации ее общим финансово-хозяйственным состоянием и комплексным показателем ее состояния;
  • определение на стратегическом уровне конкурентоспособности организации инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.

      В условиях развития рыночных отношений  важное значение придается управлению конкурентоспособности организаций, ориентированных на освоение и расширение рынков сбыта. Различают четыре стратегии  обеспечения конкурентоспособности  организации: виолентную, патиентную, коммутантную, эксплерентную.

      Виолентная  стратегия предполагает массовое производство и поставку на рынок продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках производства, что позволяет производителям устанавливать невысокие цены в расчете на значительный объем спроса. Виолентную стратегию способны проводить крупные организации с устойчивой репутацией, постепенно овладевшие значительными сегментами рынка.

      Патиентная  стратегия рассчитана на завоевание и удержание относительно узких рыночных ниш, в пределах которых реализуются эксклюзивные товары специального предназначения и весьма высокого качества. Производители и продавцы таких товаров реализуют их на рынке по высоким ценам в расчете на состоятельных покупателей, что дает возможность при небольших объемах продаж получать значительную прибыль. Конкурентоспособность достигается изысканностью товара, удовлетворяющего тонким вкусам и запросам, показателями качества, превосходящими качество аналогичных товаров конкурентов.

      Коммутантная стратегия призвана удовлетворять не редкие, а быстро изменяющиеся, кратковременные нужды потребителей в товарах и услугах. Поэтому коммутантная стратегия характеризуется прежде всего высокой гибкостью, что предъявляет особые требования к перестройке производства на выпуск периодически обновляемой продукции.

      Обычно  такой стратегии придерживаются неспециализированные организации  с достаточно универсальными технологиями и ограниченными объемами производства, когда при осуществлении данной стратегии не ставится задача достижения высокого качества и продажи по высоким ценам.

      Эксплерентная стратегия опирается на достижение конкурентных преимуществ организации посредством осуществления конструктивных и технологических инноваций, позволяющих опережать конкурентов в выпуске и поставке на рынок принципиально новых видов продукции, за счет вложения капитала в многообещающие, но рискованные инновационные проекты. Такие проекты в случае успешной реализации позволяют не только превзойти соперников по качеству представленной на рынке продукции, но и создавать новые рынки, где в течение определенного времени они могут не опасаться конкуренции, поскольку являются единственными производителями уникального продукта. Реализация такой стратегии требует наличия значительного начального капитала, научно-производственного потенциала, персонала высокой квалификации.

      Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, характеризующая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение и определяемая четырьмя интегральными показателями первого уровня — качеством товара, его ценой, затратами на эксплуатацию товара за его жизненный цикл, качеством сервиса товара. Значения перечисленных интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.

      Внешние факторы конкурентного преимущества товара включают:

  • уровень конкурентоспособности страны;
  • уровень конкурентоспособности отрасли;
  • уровень конкурентоспособности региона;
  • уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар;
  • силу конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов;
  • силу конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов и комплектующих;
  • силу конкуренции среди товаров-заменителей;
  • появление новых потребителей;
  • уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров;
  • активность контактных аудиторий.  
    К внутренним факторам конкурентного преимущества товара относятся:
  • патентоспособность (новизна) структуры или состава товара;
  • рациональность организационной и производственной структур системы;
  • конкурентоспособность персонала системы;
  • прогрессивность информационных технологий;
  • прогрессивность технологических процессов и оборудования;
  • научный уровень системы управления;
  • обоснованность миссии системы.

      Конкурентоспособность продукции зависит также и  от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих их объем реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые.

      Технико-экономические факторы включают качество, продажную цену, затраты на эксплуатацию и зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции.

      Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке и включают конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию), предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьюторских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг), рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса), имидж фирмы (популярность торговой марки и репутация фирмы).

Информация о работе Конкуренстоспособность: сущность, показатели, факторы повышения