Конкуренция в рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:54, дипломная работа

Описание работы

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может
быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими
единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель
конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией
называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса
потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Содержание

Введение.......................................................................3
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-17
2. Виды конкуренции........................................................18-22
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы.................................... 23-28
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных
отношений на рынке................................ 29-35
8. Заключение.................................................................36
8. Список литературы..........................................................37

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 142.64 Кб (Скачать)

монополий. Современный  этап характеризуется переходом  от административных

монополий к  монополиям экономическим, что достаточно быстро отразилось на

росте цен, снижении качества предлагаемых товаров и т.п. Необходимость

регулирования монопольного рынка потребовала  незамедлительных действий

государства. В  России, в связи с неразвитостью  конкуренции и чрезвычайно

высоким уровнем  монополизации рынка, характерным  для экономики переходного

типа, государственное  регулирование конкурентных отношений  приобретает особо

важное значение.

И такие действия последовали после утверждения  в 1993 г. Закона «О

конкуренции и  ограничении монопольной деятельности на товарных рынках».

Принятие данного  закона преследовало две основные цели - определение

организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения

монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции  и тем самым

обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных

рынков.

Закон запрещает  антиконкурентные соглашения, которые связаны с установлением

(поддержанием) цен, скидок, надбавок, уменьшением  или поддержанием цен на

аукционах и торгах; разделом рынка по территориальному принципу, объему

продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых  товаров либо по кругу

продавцов или  покупателей; отказом от заключения договоров с определенными

продавцами или  покупателями.

В законе определены задачи, функции и полномочия Государственного комитета РФ

по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур (ГКАП)

как органа, на который  возлагается осуществление государственного

антимонопольного  регулирования, предусмотрены меры ответственности за

нарушение требований антимонопольного законодательства. К  основным функциям

ГКАП были отнесены:

- совершенствование  нормативной базы и положений  Закона «О конкуренции и

ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»;

- разработка  регламентирующих положений о  естественных монополиях;

- разработка  правовой базы для регулирования  деятельности банков и контроль

за рынком ценных бумаг;

- регламентация  санкций к организациям, производящим  операции повышенного

риска с вкладами физических лиц;

- регулирование  деятельности товарных бирж, российских  нефтяных компаний;

- изменение национальной  системы сертификации товаров  и услуг и др.

Первым существенным шагом в направлении поощрения  конкуренции со стороны

вновь образованного  органа стала государственная программа  демонополизации

экономики и  развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994-1995

годах. В целях предупреждения образования новых монополистических структур со

стороны Государственного комитета по антимонопольной политики был введен

контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией

хозяйственных структур.

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                  

Сегодня, можно  с удовлетворением констатировать, что традиционно

существовавший  разрыв между Россией и развитыми  капиталистическими странами в

области теории и практики конкуренции, по крайней  мере, перестал углубляться.

Реальный переход  к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного

отношения к  этому

Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении российского бизнеса

находится теоретический  и огромный практический опыт мировой  конкуренции.

Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные  разработки, усвоить

уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы  избежать

дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее

ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких

приемов и методов  конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы

особенностям  развития конкретного производства, с другой — сложившейся в

России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

Опыт последних  лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах

рыночной деятельности. Появление большого количества новых  предприятий и

организаций, либерализация  импорта, образование рынка капитала, внедрение на

российский рынок  иностранных компаний - все это  значительно осложнило

рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров  и услуг, с одной стороны, и

уменьшение платежеспособного  спроса — с другой, создали условия, в которых

конкуренция стала  обыденным делом.

Как показала практика, большинство российских предприятий  не готово к

активному ведению  конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка

инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом  положении, что сколько-

нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции

предприятий, стали  невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового

положения может  быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства,

ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является

не только дестабилизирующим  фактором, но и условием выживания  предприятия.

    

    

                                Список литературы                               

     1.       Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996

     2.       Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов.

3-е издание.  – М.: ИНФА-М, 1999.

     3.       Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:

Соцэкгиз, 1962. С 331-332

     4.       Портер. М Международная конкуренция. М.:1994

     5.       Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и

политика. Т.: Издательство «Туран», 1996. Т.2.

     6.       Журнал “Коммерсант - Деньги” № 43 от 03.11.99

     7.       Ежедневник “Коммерсант" от 10 ноября 1999 года

     8.       Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.:

Международные отношения. 1986

     9.       Никеров Г.Н. Антитрестовское регулирование монополии и

конкуренции.// «США. Экономика, политика, идеология.» 1990г. №3

     10. Никеров Г.Н. Монополия и антимонопольная политика «у них» и «у нас»

// «Вопросы экономики» 1990г. №6.

     11. Железнов И.А., Буданова И.Б. Антимонопольное законодательство России.

// «Общество  и экономика» 1996г. №5-6.

     12. Юданов А.В. Теория конкуренции: прикладной аспект //Мировая экономика

и междунароные отношения. 1997, №6

Информация о работе Конкуренция в рыночной экономики