Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:54, дипломная работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может
быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими
единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель
конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией
называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса
потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Введение.......................................................................3
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-17
2. Виды конкуренции........................................................18-22
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы.................................... 23-28
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных
отношений на рынке................................ 29-35
8. Заключение.................................................................36
8. Список литературы..........................................................37
монополий. Современный этап характеризуется переходом от административных
монополий к монополиям экономическим, что достаточно быстро отразилось на
росте цен, снижении качества предлагаемых товаров и т.п. Необходимость
регулирования монопольного рынка потребовала незамедлительных действий
государства. В России, в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно
высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного
типа, государственное регулирование конкурентных отношений приобретает особо
важное значение.
И такие действия последовали после утверждения в 1993 г. Закона «О
конкуренции и
ограничении монопольной
Принятие данного закона преследовало две основные цели - определение
организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и тем самым
обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных
рынков.
Закон запрещает антиконкурентные соглашения, которые связаны с установлением
(поддержанием) цен, скидок, надбавок, уменьшением или поддержанием цен на
аукционах и торгах; разделом рынка по территориальному принципу, объему
продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу
продавцов или покупателей; отказом от заключения договоров с определенными
продавцами или покупателями.
В законе определены задачи, функции и полномочия Государственного комитета РФ
по антимонопольной
политике и поддержке новых
как органа, на который
возлагается осуществление
антимонопольного регулирования, предусмотрены меры ответственности за
нарушение требований антимонопольного законодательства. К основным функциям
ГКАП были отнесены:
- совершенствование нормативной базы и положений Закона «О конкуренции и
ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»;
- разработка регламентирующих положений о естественных монополиях;
- разработка
правовой базы для
за рынком ценных бумаг;
- регламентация санкций к организациям, производящим операции повышенного
риска с вкладами физических лиц;
- регулирование деятельности товарных бирж, российских нефтяных компаний;
- изменение национальной системы сертификации товаров и услуг и др.
Первым существенным шагом в направлении поощрения конкуренции со стороны
вновь образованного
органа стала государственная
экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994-1995
годах. В целях предупреждения образования новых монополистических структур со
стороны Государственного комитета по антимонопольной политики был введен
контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией
хозяйственных структур.
Сегодня, можно
с удовлетворением
существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в
области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться.
Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного
отношения к этому
Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении российского бизнеса
находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции.
Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить
уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать
дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее
ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких
приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы
особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в
России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.
Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах
рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и
организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на
российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило
рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и
уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, в которых
конкуренция стала обыденным делом.
Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к
активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка
инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-
нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции
предприятий, стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового
положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства,
ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является
не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.
1. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996
2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов.
3-е издание. – М.: ИНФА-М, 1999.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:
Соцэкгиз, 1962. С 331-332
4. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и
политика. Т.: Издательство «Туран», 1996. Т.2.
6. Журнал “Коммерсант - Деньги” № 43 от 03.11.99
7. Ежедневник “Коммерсант" от 10 ноября 1999 года
8. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.:
Международные отношения. 1986
9. Никеров Г.Н. Антитрестовское регулирование монополии и
конкуренции.// «США. Экономика, политика, идеология.» 1990г. №3
10. Никеров Г.Н. Монополия и антимонопольная политика «у них» и «у нас»
// «Вопросы экономики» 1990г. №6.
11. Железнов И.А., Буданова И.Б. Антимонопольное законодательство России.
// «Общество и экономика» 1996г. №5-6.
12. Юданов А.В. Теория конкуренции: прикладной аспект //Мировая экономика
и междунароные отношения. 1997, №6