Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:54, дипломная работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может
быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими
единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель
конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией
называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса
потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Введение.......................................................................3
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-17
2. Виды конкуренции........................................................18-22
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы.................................... 23-28
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных
отношений на рынке................................ 29-35
8. Заключение.................................................................36
8. Список литературы..........................................................37
спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные
автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких
случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами,
предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на
сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в
самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с
Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому
один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить
давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для
других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства
уклонения от нее.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:
-ценовую (конкуренцию на основе цены);
-неценовую (конкуренцию
на основе качества
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества,
когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным
ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец)
выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал
себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу
неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на
современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в
явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до
того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара.
В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы
прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению.
Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.
Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
-фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с
которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни
возможностей;
-для проникновения на рынки с новыми товарами;
-для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытой
ценовой конкуренции фирмы
улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально
мало.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у
конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более
высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более
современный дизайн).
К числу неценовых
методов относятся все
фирмой. Степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских
компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже:
Маркетинговые методы управления фирмой. Таблица №4
Метод маркетинговой политики | % компаний поставивших фактор на 1-ое место |
Разработка и выпуск новых товаров | 79 |
Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга | 73 |
Организация работы торгового аппарата | 59 |
Реклама и стимулирование сбыта | 56 |
Усовершенствование выпускаемой продукции | 52 |
Политика цен | 50 |
Совершенствование организационной структуры | 44 |
Выбор
наиболее эффективных каналов |
41 |
Сокращение издержек обращения | 17 |
Кредитная политика и финансирование | 14 |
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к.
необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания
потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение
требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность,
ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов).
Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по
обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями,
ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации,
прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С
помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о
том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве
доказательства можно привести следующий пример:
Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим
спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали
все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама
немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни
манипулирование ценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать
упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья
химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно
чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды,
медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво
все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.
Существует множество мнений относительно экономической и общественной
желательности рекламы. Расходы на рекламу и стимулирование сбыта в 1987 году
в США превысили
сумму, израсходованную
муниципалитетами на социальное обеспечение. Среди западных экономистов
существуют различные точки зрения о влиянии рекламы на степень конкуренции в
различных отраслях. Антиконкурентная точка зрения утверждает, что реклама
является формой
убеждения, которая усиливает
сознании потребителей, позволяя фирме получить большую степень монопольной
власти на рынке. Реклама уменьшает конкуренцию среди существующих фирм
отрасли, выступая для них в качестве барьера , защищает от новых
потенциальных конкурентов. В противоположность этой, иная, проконкурентная
точка зрения рассматривает рекламу как информацию, то есть как относительно
недорогое средство увеличения количества заменителей продуктов, известных
покупателям. Следовательно, реклама делает отрасль более конкурентной.
Еще один вид неценовой конкуренции - дифференциация продукции. То есть
предложение широкого ряда типов, стилей, марок данного продукта. При этом
диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки
потребительских вкусов удовлетворяются более полно. Правда существует угроза,
что увеличение ассортимента продукта может достичь такого уровня, когда
потребитель начнет путаться , разумный выбор станет трудным и покупки будут
занимать много времени
Каждая фирма имеет продукт, который в настоящее время отличается от продуктов
конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего
изменения и развития. Поэтому очень часто помимо выпуска на рынок новых
товаров производители используют политику модификации, т.е. изменение
наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, качества товара,
изменение внешнего оформления или формы упаковки. Благодаря этому фирма
может изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта.
Усовершенствование выпускаемой продукции дает фирме долговременное
преимущество. Поступление на рынок продукции более высокого качества или
новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны
конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл,
начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В
качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY"
осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим
направлениям.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
-промышленный (экономический) шпионаж;
-переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
-выпуск поддельных
товаров, внешне ничем не
подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на много
дешевле;
- махинации с деловой отчетностью;
- сокрытие дефектов и т.д.
Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты,
чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический
шпионаж кроме промышленных секретов охватывает макроэкономические показатели
и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных
запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор
информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.
Патент как стимул промышленного шпионажа.
Именно промышленный шпионаж так сказать "создал" патент на изобретение.
Поскольку сохранить секреты производства не удавалось, изобретатель,
потративший годы труда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое
изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершенно
посторонние, не имеющие ни какого отношения к изобретению люди. Предотвратить
такую несправедливость должен был патент.
Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за