Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:54, дипломная работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может
быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими
единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель
конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией
называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса
потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Введение.......................................................................3
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-17
2. Виды конкуренции........................................................18-22
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы.................................... 23-28
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных
отношений на рынке................................ 29-35
8. Заключение.................................................................36
8. Список литературы..........................................................37
экономики состоят не столько в борьбе с монополией, сколько в поддержании
эффективной конкуренции для стимулирования экономической эффективности
национальной экономик.
Практика стран
с развитыми рыночными
регулировании конкуренции и ограничении монополизации с целью создания гибкой
рыночной структуры. В качестве критерия демонополизации рынка и создания
условий для конкуренции в США используется индекс Харфиндела-Хиршмана.
Рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным,
когда на рынке рассматриваемого товара и/или услуги имеется:
10 и более фирм;
1 фирма не занимает более 31% рынка;
2 фирмы не занимают более 44% рынка;
3 фирмы не занимают более 54% рынка;
4 фирмы не занимают более 63% рынка.
Главная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения
монополизма на рынке состоит в обеспечении достаточно надежной, безотказной
реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка.
Антимонопольная политика государства, включает разработку антимонопольного
законодательства и контроль за его осуществлением.
Антимонопольное законодательство представляет собой комплексное образование в
системе норм коммерческого и хозяйственного права и направлено на сохранение
и поддержание конкуренции.
Существующие в разных странах антимонопольные законодательства чрезвычайно
разнообразны. Однако каждое из них в большей или меньшей степени принадлежит
к одной из двух основных систем: запретительной или регулятивной.
Запретительная система антимонопольного законодательства предполагает полный
запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США,
антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости
монополии и конкуренции.
Первый антитрестовский закон в США, закон Шермана, был принят в 1890 году в
качестве ответной меры на изменения, произошедшие в экономике США.
После гражданской войны (1861-1865 г.г.) железные дороги связали между собой
все районы страны, способствуя тем самым созданию национальных рынков. В ответ
на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались
корпорации, по размерам превосходящие существовавшие когда-либо прежде, причем
многие из них образовались путем слияния конкурирующих фирм. Фирмы и мелкие
бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов, и Закон
Шермана был принят главным образом под влиянием этих монопольных настроений.
Два других основных антитрестовских закона были приняты 1914 году. Закон
Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании
закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая
комиссия в качестве экспертного органа, помогающая министерству юстиции
предварять в жизнь антитрестовские законы. Закон Клейтона содержал три основных
раздела.
Раздел 2, усиленный в 1936 году Законом Робинсона - Пэтмана, определяет
ценовую дискриминацию следующим образом:
... будет считаться незаконной ... дискриминация различных категорий
покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров
... в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление
конкуренции, или создание монополии в любой отрасли торговли, или ущемление и
уничтожение конкуренции, равно как и создание препятствий для конкуренции ...
Закон Робинсона - Пэтмана был принят под давлением со стороны владельцев
мелких бакалей, магазинов, которые поняли, что возникающие цены однотипных
магазинов были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления
им «несправедливых» скидок с цены приобретаемых товаров.
Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи или сдачу в аренду,
обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех
случаях, когда это «может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции
или создание предпосылок для создания монополий».
Раздел 7 Закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм «в любой отрасли
коммерции или в любой части страны в тех случаях, когда это может повлечь
существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания
монополий». Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до
тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта
в 1950 году Законом Селлера - Кефаувера.
Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены три типа
наказания. Во-первых, преступлением считается нарушение Закона Шермана.
Максимальный размер штрафа за нарушение Закона Шермана был увеличен в 1974 году
до 100 тыс. $ для частных лиц и до 1 млн. $ для корпораций. Максимальный срок
тюремного заключения составляет 3 года.
Во-вторых, многие судебные дела завершаются постановлением Федерального суда
или ФТК, требующими от фирмы, нарушившей закон, прекратить определенные
незаконные действия или, напротив, предпринять конкретные действия, такие, как
отказ от слияния или, наоборот, от разделения фирмы с целью усиления
конкуренции. В-третьих, и это особенно важно, фирмы или потребители,
пострадавшие в результате нарушения антитрестовских законов, имеют право на
возмещение своих потерь в троекратном размере.
Надзор за соблюдением антитрестовских законов осуществляется Федеральной
торговой комиссией и Министерством юстиции - единственным органом, имеющим
право выдвигать обвинения в нарушении уголовной ответственности за несоблюдение
Закона Шермана. В этих учреждениях преобладали, как правило, профессионалы-
юристы и в последние годы экономисты.
В первые годы проведения антитрестовской политики судебные процессы были
редким явлением, а давление со стороны государства не так велико. До 1900 года
Министерством юстиции было возбуждено только 15 «антитрестовских» дел. В
последние годы действия, как частных фирм, так и правительства, направленные на
выполнение антитрестовских законов стали значительно более энергичными.
К запретительной системе можно также отнести и антимонопольное
законодательство Японии, при разработке которого широко использован опыт США.
Вторая известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет
антимонопольное законодательство большинства европейских стран в т. ч. стран
Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а
против злоупотребления ею.
Например, в Финляндии совет по вопросам конкуренции, работа которого
регулируется Законом о конкуренции, рассматривает и решает вопросы, связанные
с вредными последствиями ограничения конкуренции.
Ограничение конкуренции имеет вредные последствия, если оно, с точки зрения
здоровой и действующей конкуренции, не должным образом:
· влияет на образование цен;
·
снижает и склонно снижать
эффективность экономической
· препятствует или вредит деятельности другого предпринимателя;
· приводит к злоупотреблению положением на рынке;
· противоречит международной договоренности.
Закон об ограничении конкуренции предусматривает:
- Устранение
отрицательных явлений,
- Исключение
неправильного использования
- Расширение
прав ведомства по делам
- Исключение
превышения устанавливаемых
В России антиконкурентная политика государства привела к тому, что к началу
80-х годов
советская ведомственная
высокомонополизированных в мире, но и весьма специфичной в этом плане.
Исключительность вытекала из «выращивания» монополий за счет
монополизированного государственного сектора экономики. Такая система
характеризовалась абсолютной государственной монополией, основу которой
составляли: монополия на собственность, монополия на определение сфер и
характера предпринимательской деятельности и монополия внешней торговли.
Существенной предпосылкой для вытеснения конкуренции из практики
производственно-хозяйственной деятельности предприятий являлась
исключительно высокая степень концентрации и специализации производства. По
данным Госкомстата в 1990 г. предприятия с числом занятых более 1000 чел.
(16.4% общего количества) выпускали около 74% промышленной продукции. Особо
крупные предприятия (свыше 10000 работающих) производили почти 20% общего
объема продукции промышленности. В то же время в результате узкой
специализации, например, в машиностроении, около 80% всей номенклатуры
отрасли выпускалось практически безальтернативным способом, в редких случаях
— 2-3 производителями. Таким образом, одно из важнейших условий конкуренции
— наличие на рынке большого количества различных вариантов предложений одной
и той же продукции — было во многих отраслях промышленности практически
невыполнимо.
Монополия внешней торговли и не конвертируемость рубля привели к изоляции
нашей экономики от мировой и свели практически к нулю возможности конкуренции
со стороны зарубежных производителей.
Изменения, происходящие в экономике, начиная с 1985 года, связанные с отменой
монополии на собственность
и предпринимательскую
увеличение прав
предприятий значительно