Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:54, дипломная работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может
быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими
единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель
конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией
называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса
потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Введение.......................................................................3
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-17
2. Виды конкуренции........................................................18-22
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы.................................... 23-28
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных
отношений на рынке................................ 29-35
8. Заключение.................................................................36
8. Список литературы..........................................................37
процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает
ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.
Д.Рикардо, развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции,
построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции,
при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Такой
подход позволил уйти от «деталей», связанных с государственным
регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и
т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.
Для условий, рассмотренных Д.Рикардо, принципиальным является то, что цены
складываются только под воздействием спроса и предложения в результате
конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет
конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков»,
постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.
Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные»
цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного
управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики.
Совершенно определенно на этот счет высказывался Дж.С.Милль: «Принимая во
внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен,
заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который
устанавливает правила этого регулирования». Им был сделан существенный вклад
в теорию конкуренции:
разработано уравнение
так называемые не конкурирующие группы на рынке, дана тройственная
классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на
масштабах, альтернативных издержек.
Существенные результаты, дополняющие модель совершенной конкуренции, но с
позиции закона стоимости, предложил в «Капитале» К.Маркс.
По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями,
способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы
прибыли. «Равенство прибыли во всех отраслях промышленности и народного
хозяйства предполагает полную свободу конкуренции, свободу перелива капитала
из одной отрасли в другую. А частная собственность на землю создает
монополию, помеху этому свободному переливу. В силу этой монополии, например,
продукты сельского хозяйства, отличающегося более низким строением капитала и
более высокой нормой прибыли, не идут в вполне свободный процесс выравнивания
нормы прибыли; собственник земли, как монополист, получает возможность
удержать цену выше средней, а эта монопольная цена рождает абсолютную ренту.
Неоклассическая школа, расцвет которой приходится на XIX век, еще более точно
и полно представила
влияние совершенной
Экономика западного общества становилась все более централизованной и
свободное ценовое регулирование, на этой стадии развития, применялось на
практике как никогда раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих
известных экономистов. Особенно значительными в этом смысле можно считать
неоклассические концепции А.Маршалла. Развивая основные положения классиков,
он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического
установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и
действия законов предельной полезности и предельной производительности.
Однако А.Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике
«условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного
и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития
технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен
позволили создать основы теории новой модели конкуренции — монополистической.
Критики модели
совершенной конкуренции
пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции.
Хронический дефицит
платежеспособного баланса
резкое замедление темпов роста экспорта, увеличение могущества монополий и
другие последствия первого этапа общего кризиса в начале XX века подтвердили
несостоятельность подходов невмешательства в процесс установления рыночного
баланса.
Работы Дж.Робинсон "Экономическая теория несовершенной конкуренции" и
Э.Чемберлина "Теория монополистической конкуренции" подытожили дискуссии о
характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых
форм конкуренции. При всей несхожести данные произведения объединяют
достаточно глубокий анализ и осмысление действия рыночного механизма при
обстоятельствах, исключающих условия свободной конкуренции. Оба автора
исходят из того, что рыночная цена складывается не при коллективных действиях
участников рынка, так как неоднородность товара лишает покупателя возможности
иметь полную информацию о ценах, а фирм-производителей - конкурировать между
собой из-за отсутствия
выбора более эффективной
Введенное Э. Чемберлен понятие «монополистическая конкуренция» стало
альтернативой понятию «чистая конкуренция». Он утверждал, что сутью монополии
является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается
усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией
продукта. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый
продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но
вместе с тем подвергается конкуренции со стороны заменителей. Исходя из
этого, он полагал, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о
«конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической
конкуренции».
В развитии своей идеи о процессе «дифференциации продукта» как о естественной
реакции конкурентов на не менее естественное проявление самой конкуренции Э.
Чемберлен обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов
конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами (фабричная марка,
своеобразие паковки)
и индивидуальными
рекламу.
Это означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и
быть монополистом может и мелкий (средний) торговец и производитель.
«Монополия не обязательно является следствием финансового контроля,
концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе
свойственны усиливающие конкуренцию тенденции».
В отличие от Э.Чемберлина, увязывавшего монополистическую конкуренцию с одной
из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, Дж.Робинсон
видела в несовершенной конкуренции нарушение и потерю нормального
равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы. В своей работе она
приходит к
выводу, что «преобладание в
несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации
факторов производства
и усиливается благодаря
объединений, поглощающих многие конкурировавшие между собой фирмы, . что
способствует еще большей несправедливости в распределении богатства» и
дестабилизации
социально-экономических
несовершенного рынка отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров,
функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только
повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить
издержки производства
путем совершенствования
отрасли».
В результате своего исследования Дж.Робинсон вполне могла бы сделать выводы о
конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью
устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции.
Обстоятельное обоснование таких мер спустя несколько лет было предложено
Дж.М. Кейнс.
Теории государственного регулирования экономики в рыночном хозяйстве имеют
два направления. Одно из них опирается на учение Дж.М. Кейнса и его
последователей. Рекомендуемые ими меры государственного вмешательства
называются «кейнсианскими». Другое направление обосновывает альтернативные
кейнсианству концепции, авторов которых принято называть неолибералами.
По оценкам многих экономистов «Общая теория » Дж.М. Кейнса явилась поворотным
пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую
политику стран и в настоящее время. Ее главная идея состоит в том, что
система рыночных экономических отношений не является совершенной и
саморегулируемой, и что максимально возможную занятость и экономический рост
может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Он
пишет: «Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на
склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов,
частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими
способами».Эффективность регулирования государством экономических процессов,
на взгляд Дж.М. Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные
инвестиции, достижение полной занятости населения, снижения и фиксирования
нормы процента.
Неолиберальная концепция основывается на идее приоритета условий для
неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному
вмешательству государства в экономические процессы. Неолибералы выступают за
либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования,
ведущую роль в
экономики частной
хозяйственных структур. По их утверждению: «Государство для поддержания