Классическая модель рынка спрос предложение равновесная цена (с неценовыми факторами)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 03:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятий спроса и предложения, их эластичности, а также сущность рыночного равновесия и формирование равновесной цены.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить закон спроса, факторы спроса, кривую спроса и ее смещение;
- исследовать виды эластичности спроса;
- изучить закон предложения, факторы предложения, кривую предложения и ее смещение;
- исследовать эластичность предложения;
- проанализировать сущность рыночного равновесия и проблемы формирования равновесной цены.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 Спрос в механизме рынка 5
1.1 Спрос: закон, кривая спроса 5
1.2 Факторы спроса и их влияние на спрос 6
1.3 Эластичность спроса по цене 9
РАЗДЕЛ 2 Предложение в механизме рынка и равновесная цена 13
2.1 Предложение: кривая, закон, факторы предложения 13
2.2 Эластичность предложения по цене 14
2.3 Сущность рыночного равновесия и формирование равновесной цены 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.34 Кб (Скачать)

            В приложении 2. влияние неценовых  факторов на спрос, может быть  изображено как сдвиг кривой  спроса вправо (рост cпроса) или влево (снижение спроса).

            При росте цен на определенные  товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые  на эту группу товаров обратил  внимание английский экономист  Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары  получили название благ низшего  порядка предполагается, что он  описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют  потребление картофеля, несмотря  на его подорожание. Объяснение  сводится к тому, что картофель  занимает большую долю расходов  на еду в бедных семьях. Другую  пищу такие семьи могут позволить  себе нечасто. И если происходит  рост цен на картофель, то  бедная семья вообще вынуждена  будет отказаться от покупки  мяса. [1, с. 45]

             Если допустить, что все названные  факторы, оказывающие влияние  на объем спроса, остаются неизменными,  за исключением одного - цены рассматриваемого  товара. Тогда каждому значению  цены соответствует определенное  значение объема спроса.  

            Такая зависимость носит название  функции спроса от цены: Q = f (P)

Логично предположить, что при прочих неизменных условиях с увеличением  цены объем спроса уменьшается.

К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов  и цен на сопряженные товары.

 

1.3  Эластичность спроса по цене 

Для того, чтобы боле полно понять взаимосвязь цены и спроса необходимо обратиться к такому понятию как  эластичность спроса — изменение  спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Согласно закону спроса, потребители  при снижении цены будут приобретать  большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно  варьироваться от продукта к продукту. Экономисты используют концепцию ценовой  эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

На величину спроса также оказывают  влияние изменения в ожиданиях  будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения  линии спроса. Если ожидается увеличение цены, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия  спроса сместится влево.

Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного  изменяет объем покупок, то спрос  неэластичен.

Основные свойства эластичности:

  1. Эластичность — это безмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры.
  2. Эластичность взаимно обратных функций — взаимно обратные величины:

  • Ed — эластичность спроса по цене;
  • Ep — эластичность цены по спросу;

3. В зависимости от  знака при коэффициенте эластичности  между рассматриваемыми факторами  может иметь место:

  • Прямая зависимость, когда рост одного из них вызывает увеличение другого и наоборот, например эластичность спроса на товары по потребительскому доходу E >0;
  • Обратная зависимость, когда рост одного из факторов предполагает убывание другого, например эластичность спроса по ценам E <0;

4. В зависимости от  абсолютной величины коэффициента  эластичности различают:

  • E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину.
  • |E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.
  • E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;
  • 0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;
  • E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;

В приложении 3 рассматривается эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

  1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.
  2. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.
  3. Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

  • ΔQ — изменение величины спроса;
  • ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы эластичности спроса

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

  • наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
  • временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);
  • доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
  • степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
  • разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
  • важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).

Факторы неэластичности спроса

Чувствительность различных  групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно  отличаться.

Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:

  • Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те моделил, которые хорошо себя зарекомендовали);
  • Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)
  • Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)
  • Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)
  • Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2 Предложение в механизме рынка и равновесная цена

2.1  Предложение: кривая, закон, факторы предложения

Предложение количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. [13 c. 45] А объем предложения - это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.

Объем предлагаемого к продаже  товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом  предложения.

Количество товара, которое производители  готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения. Продавцу выгодно совершать продавать  лишь в левой верхней зоне, но убыточно - в правой нижней, так как  кривая предложения демонстрирует  множество минимальных цен для  продавца.

 Функцией предложения называют  зависимость объема предложения  от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и  цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид:

QS = f (P, P1, P2,…K, C, Z), где QS - объем предложения данного товара; K - характер применяемой технологии; C - налоги и дотации; Z - природно-климатические условия. [12, с.62]

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно  перейти к функции предложения  от цены, которая характеризует зависимость  объема предложения данного товара лишь от его цены: Q = f (P)

По более высокой цене на рынке  предлагается большее количество единиц товара, то есть объем предложения  увеличивается, когда увеличивается  цена. В приложении 4. изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При  движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует  увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.

Помимо цены на предложение оказывают  воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:

  • НТП (научно-технический прогресс);
  • Уровень цен на факторы производства;
  • Ожидание доходов населения;
  • Цены на взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары;
  • Изменение числа продавцов.

В приложении 5. влияние неценовых  факторов на предложение, может быть изображено как сдвиг кривой предложения  вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.

 

2.2 Эластичность предложения по  цене

Реакция предложения на изменение  цены также характеризуется эластичностью.

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

  • ΔS — изменение величины предложения;
  • ΔP — изменение рыночной цены на товар;

В приложении 6 рассматривается эластичность предложения.

Факторы определяющие эластичность предложения

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

  1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)
  • для мгновенного периода предложение неэластично;
  • для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;
  • для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный объем затрат на  расширение производства); 
3. возможности хранения изготовленной продукции; 
4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

Изучение эластичности предложения является необходимым  условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи  по любой цене, то имеет место  неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а  небольшое увеличение цены обуславливает  увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.

Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения  качественного и количественного  состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых  при производстве того или иного  товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

Информация о работе Классическая модель рынка спрос предложение равновесная цена (с неценовыми факторами)