Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 03:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятий спроса и предложения, их эластичности, а также сущность рыночного равновесия и формирование равновесной цены.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить закон спроса, факторы спроса, кривую спроса и ее смещение;
- исследовать виды эластичности спроса;
- изучить закон предложения, факторы предложения, кривую предложения и ее смещение;
- исследовать эластичность предложения;
- проанализировать сущность рыночного равновесия и проблемы формирования равновесной цены.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 Спрос в механизме рынка 5
1.1 Спрос: закон, кривая спроса 5
1.2 Факторы спроса и их влияние на спрос 6
1.3 Эластичность спроса по цене 9
РАЗДЕЛ 2 Предложение в механизме рынка и равновесная цена 13
2.1 Предложение: кривая, закон, факторы предложения 13
2.2 Эластичность предложения по цене 14
2.3 Сущность рыночного равновесия и формирование равновесной цены 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
В приложении 2. влияние неценовых факторов на спрос, может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост cпроса) или влево (снижение спроса).
При росте цен на определенные
товары наблюдался рост спроса,
вместо ожидаемого уменьшения. Впервые
на эту группу товаров обратил
внимание английский экономист
Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары
получили название благ
Если допустить, что все
Такая зависимость носит
Логично предположить, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается.
К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов и цен на сопряженные товары.
1.3 Эластичность спроса по цене
Для того, чтобы боле полно понять взаимосвязь цены и спроса необходимо обратиться к такому понятию как эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Согласно закону спроса, потребители
при снижении цены будут приобретать
большее количество продукции. Однако
степень реакции потребителей на
изменение цены может значительно
варьироваться от продукта к продукту.
Экономисты используют концепцию ценовой
эластичности для определения
На величину спроса также оказывают влияние изменения в ожиданиях будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цены, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево.
Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен.
Основные свойства эластичности:
3. В зависимости от
знака при коэффициенте
4. В зависимости от
абсолютной величины
В приложении 3 рассматривается эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.
Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.
Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:
Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:
Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.
Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:
РАЗДЕЛ 2 Предложение в механизме рынка и равновесная цена
2.1 Предложение: кривая, закон, факторы предложения
Предложение количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. [13 c. 45] А объем предложения - это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.
Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения.
Количество товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно - в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.
Функцией предложения
QS = f (P, P1, P2,…K, C, Z), где QS - объем предложения данного товара; K - характер применяемой технологии; C - налоги и дотации; Z - природно-климатические условия. [12, с.62]
Если все факторы, определяющие
объем предложения, кроме цены рассматриваемого
товара (P), предположить неизменными, то
от функции предложения (5) можно
перейти к функции предложения
от цены, которая характеризует
По более высокой цене на рынке
предлагается большее количество единиц
товара, то есть объем предложения
увеличивается, когда увеличивается
цена. В приложении 4. изображена кривая
предложения (S) некоторого товара. При
движении вдоль этой линии вправо
вверх повышению цен
Помимо цены на предложение оказывают
воздействие и неценовые
В приложении 5. влияние неценовых факторов на предложение, может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.
2.2 Эластичность предложения по цене
Реакция предложения на изменение
цены также характеризуется
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.
В приложении 6 рассматривается эластичность предложения.
Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:
2. специфика производства
(минимальный объем затрат на
расширение производства);
3. возможности хранения изготовленной
продукции;
4. максимально возможный объем производства
при полной загрузке мощностей.
Изучение эластичности
предложения является необходимым
условием исследования относительного
изменения предложения в
Если предлагаемое количество
товара остается неизменным для перепродажи
по любой цене, то имеет место
неэластичное предложение. Когда же
небольшое изменение цены вызывает
сокращение предложения до нуля, а
небольшое увеличение цены обуславливает
увеличение предложения то данная ситуация
характеризует абсолютно
Таким образом эластичность
предложения изменяется под воздействием
технического прогресса, изменения
качественного и