Классическая модель рынка спрос предложение равновесная цена (с неценовыми факторами)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 03:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятий спроса и предложения, их эластичности, а также сущность рыночного равновесия и формирование равновесной цены.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить закон спроса, факторы спроса, кривую спроса и ее смещение;
- исследовать виды эластичности спроса;
- изучить закон предложения, факторы предложения, кривую предложения и ее смещение;
- исследовать эластичность предложения;
- проанализировать сущность рыночного равновесия и проблемы формирования равновесной цены.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 Спрос в механизме рынка 5
1.1 Спрос: закон, кривая спроса 5
1.2 Факторы спроса и их влияние на спрос 6
1.3 Эластичность спроса по цене 9
РАЗДЕЛ 2 Предложение в механизме рынка и равновесная цена 13
2.1 Предложение: кривая, закон, факторы предложения 13
2.2 Эластичность предложения по цене 14
2.3 Сущность рыночного равновесия и формирование равновесной цены 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.34 Кб (Скачать)

 

2.3 Сущность рыночного равновесия  и формирование  равновесной цены

Выше были рассмотрены спрос  и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две  стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную  цену и равновесный объем или  рыночное равновесие.

Иными словами, рыночное равновесие - это положение на рынке, при котором  спрос на товар равен его предложению[15].

Совместим линии спроса и предложения  на одном графике и покупателю и продавцу выгодно совершать  сделки лишь в зоне, расположенной  под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует  все возможные на данном рынке  ситуации обмена. Это и есть рынок  одновременно как продавцов, так  и покупателей. Любая точка, принадлежащая  данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют  неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит  на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально  выгодную как для продавца, так  и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения  называется точкой равновесия. Точка PE - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE - величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного  равновесия. Равновесная цена - это  цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе  говоря, это единственная цена, соответствующая  условию:

PE = PD = PS

При данной цене на рынке устанавливается  и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров: QE = QD = QS

Функция является внешним проявлением свойств  какого-либо объекта в данной системе  отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической  категории [7]. 
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены. 
              1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли [7; 8]. 
              Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. 
Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара. 
В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование. 
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов. 
В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные. 
Количественные показатели – валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др. [1; 3; 7]. 
Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др. [1; 3; 7]. 
Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда. 
В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. 
             2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию. 
                 С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать [6]: 
- научно-технический прогресс; 
- экономию затрат ресурсов; 
- изменение качества продукции; 
- изменение структуры производства и потребления.  
Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. 
Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помощью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны. 
            Важное значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов. 
Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рационализация структуры производственного потребления осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта и др. [5]. 
Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж и др.), а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы договорных цен и т.д. 
              В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынков. 
              3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между: 
- отраслями экономики; 
- различными формами собственности; 
- регионами страны; 
- фондом накопления и фондом потребления; 
- различными социальными группами населения [5; 6]. 
Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения. 
Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества. 
С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы.[14] 
Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый характер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о закономерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности. 
            В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они – не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население. 
            4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. 
Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно. 
           Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложением регулировалась планами производства и материально-технического снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более высоких цен на особо модные товары и снижением цен на товары, не пользующиеся спросом, – так называемые сезонные цены (уценки) [7]. 
             В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом. 
Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен. 
Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импортом. 
Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров. 
По мере становления рыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров. 
С развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве. 
            5. Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать вес более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен [5]. 
В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В таком случае капиталы приобретают форму торгового капитала. В этой сфере деятельности имеет место довольно сильная конкуренция между различного рода концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров. 
Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу. 
Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. 
Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли [4; 5]. 
Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации. 
В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).

Чтобы окончательно определить понятие  рыночного равновесия нужно рассмотреть  его свойства.

Из выше сказанного неявно предполагались следующие допущения:

·   на рынке отдельного товара равновесие существует;

·  равновесие существует только при  единственном сочетании значений цены и объема.

Однако можно привести примеры, в которых эти допущения нарушаются:

· объем предложения и объем  спроса не равны между собой при  любом неотрицательном значении цены;

· существует более чем одно сочетание  цена-объем, при котором достигается  равновесие на рынке.

Рассмотрим существование равновесия на рынке. Оно возможно, если имеется  одна или более неотрицательных  цен, при которых объемы спроса и  предложения равны и неотрицательны. При графическом изображении  это означает, что равновесие будет  существовать, если линия спроса и  предложения имеют, по крайней мере, одну общую точку.

В приложении 7. изображены две линии, спроса и предложении, имеющее общую  точку.

Устойчивое равновесие достигается  тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепенно погашается, стремясь к равновесной цене PE, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS). Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время T, а на оси ординат цену P. Когда отклонения от равновесной цены (например, P1,P2) постепенно выравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены, относительное - при небольших отклонениях от нее.

Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания  цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом устойчивость достигается  лишь в интервале от P2 до P3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены, то устойчивость носит глобальный характер.

Анализ рыночного равновесия с  точки зрения его устойчивости требует  определенного представления о  том механизме, посредством которого устанавливается равновесие на рынке. По-разному понимали действие этого  механизма два крупнейших экономиста - Л.Вальрас и А.Маршалл.

Существует два подхода к  исследованию установления равновесной  цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.

Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и  предложения рис. 2.5. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке - избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.

Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2 рис. 2.6. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров - продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Цена равновесия обычно ниже максимально  предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который  составляет излишек, прежде всего для  состоятельных потребителей, которые  могли бы приобрести товар выше равновесной  цены PE вплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной цене.

Графически излишек потребителя, можно изобразить через площадь  фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой PE, то есть площадь PmaxE PE. Излишек потребителя - это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигуры PminEQE, а излишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены PE, но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.

Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых  факторов. Предположим, что объем  предложения возрастает. Значит, возрастает спрос на данный товар. Дефицит QE1QE2 продукта Q при цене PE 1 повысит цену до PE 2 в результате установится новое равновесие в точке E2 .

Предположим, что в результате применения новых технологий сократились издержки производства у производителей и  как следствие, возросло предложение  товара Q на рынке. Излишек E1B предложение товара при Q при цене PE1 вызовет падение цены до PE2. в результате установится новое равновесие в точке E2. размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии D (S) и наклона графиков D и S.

При одновременном движении спроса и предложения. (если растет доход  потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия PE и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.

 Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения  к состоянию равновесия, когда  реакция предложения или спроса  запаздывает. Она описывает динамический  процесс: траекторию корректировки  цен и объема производства  при движении от одного состояния  равновесия к другому; используется  для описания колебаний цен  на рынках сельскохозяйственной  продукции; на биржевом рынке,  где предложение реагирует на  изменение цен с некоторым  запозданием. 

Равновесие в паутинообразной  модели зависит от углов наклона  кривой спроса и 

предложения. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения  толкает цены вниз, и в результате возникает избыток спроса, который  поднимает цены вверх. Это приводит к новому избытку предложения  и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие. Колебания  носят затухающий характер.

Возможен, наконец, и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения  равновесия. Это возможно в том  случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона  кривых спроса и предложения имеют  существенное значение для понимания  механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения  на рынке покупателей и продавцов.

Статистические модели рыночного  равновесия, в которых фактор времени  не учитывается явно: динамические процессы в данном случае представляют собой как бы мгновенные «фотокадры». Можно проиллюстрировать динамические процессы методом сравнительной  статики, при котором сдвиг показан  соответственным перемещением линии  спроса или предложения.

Хотя метод сравнительной статики  не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение  становится возможным посредством  учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.

Для этого при использовании  метода сравнительной статики принято  различать три периода. Первый, в  котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом. Другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длительный, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.

Для анализа устойчивости рыночного  равновесия могут применяться различные  динамические модели, причем эти модели приводят к различным условиям устойчивости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из выше сказанного следует, что  при характеристике рынка как  экономической категории следует  учитывать конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных и качественных соотношениях элементов  рынка - спроса, предложения, цены. Эти  главные элементы характеризуют  конкретные формы взаимосвязи и  количественные пропорции между  производством и потреблением.

Рыночный механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, то есть стремлением к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение  цен на некоторые товары при значительном росте спроса на них - явление довольно обычное для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее  наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей  экономике рост цены товара устанавливает  равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а  в более длительном - оно достигается  путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения - основной способ достижения рыночного  равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.

Рынок замечателен тем, что при  любом отклонении от равновесия он стремится к нему возвратится. И  в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно  удовлетворить собственные потребности  при любой установленной на товар  цене, однако каждая из них находится  во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики – ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.

Информация о работе Классическая модель рынка спрос предложение равновесная цена (с неценовыми факторами)