Спрос и предложение на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:03, доклад

Описание работы

Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики — занятость трудовых ресурсов. Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.11.2011) «О занятости населения в Российской Федерации».

Работа содержит 1 файл

микроэкономика.docx

— 67.71 Кб (Скачать)

     Спрос и предложение на рынке труда

     Изменения, происходящие на рынке, связанные с  количественным предложением товара, всегда зависят от цены, установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, характеризует возрастание спроса на него. Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

     В широком смысле рынок труда —  система социально-экономических  и юридических отношений в  обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный  процесс воспроизводства рабочей  силы и эффективное использование  труда.

     Отношения на рынке труда регулируются общественными  и государственными институтами.

     Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается  состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем  занятости и оплатой труда.

     Спрос на рабочую силу в условиях свободной  конкуренции формируется под  влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости  предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым  работником). Предложение труда прямо  зависит от уровня оплаты труда: чем  выше зарплата, тем выше уровень  предложения рабочей силы.

           Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики — занятость трудовых ресурсов. Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.11.2011) «О занятости населения в Российской Федерации».

     Одним из основных элементов рыночного  хозяйства является фирма. Под фирмой (firm) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы  для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые .Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. "Фирма, таким образом,— писал Р. Коуз, — есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
 
 
 

Спрос

 Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

     Величина  спроса   — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

     Потребность в некотором благе подразумевает  желание обладать товарами. Спрос  же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

     Виды  спроса:

  • Индивидуальный спрос
  • Рыночный спрос
  • Спрос на факторы производства (Спрос производства)
  • Потребительский спрос

     На  величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит  от:

  • использования рекламы
  • моды и вкусов
  • ожидания потребителей
  • изменений предпочтений окружающей среды
  • доступности товаров
  • величины доходов
  • полезности вещи
  • цены установленной на взаимозаменяемые товары
  • а также зависит от количества населения.

     Максимальная  цена, которую покупатели готовы заплатить  за определенное количество данного  товара или услуги называется ценой спроса (обозначают  )

     Зависимость между величиной спроса и определяющими  его факторами называют функцией спроса. 
В самом общем виде ее записывают следующим образом   где:

  •  — величина спроса на рассматриваемый товар;
  •  цены рассматриваемого и других товаров;
  •  — потребительский доход;
  •  — ожидания потребителей относительно будущих цен;
  •  — денежный доход потребителей;
  •  — количество потенциальных покупателей;
  •  — вкусы и предпочтения потребителей;
  •  — другие факторы.

     Если  все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для  данного периода времени, то можно  от общей функции спроса перейти  к функции спроса от цены . Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса 
 

     

     

     D

        D1 D2    

                                                      Р1                                              

       D     D1 D2

          P2         D2

                                  Q       0 Q1 Q2           Q

     При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между  спросом и величиной спроса, а  также между изменениями величины спроса и изменениями в самом  спросе на данный товар.

     Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

     Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево.

     Важную  роль в изучении возможных реакций  со стороны экономических агентов  на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спроса относительно цены (price elasticity of demand) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один продукт. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 рублей — это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически не ощутим для покупателей этой автомашины. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Предложение

     Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение  — это предложение конкретного  производителя или предложение  конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий  объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране. Факторы, влияющие на величину предложения, можно разделить на две большие группы:

     внешние факторы, влияние которых не зависит  от деятельности производителей товаров  и услуг:

     социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень процентных ставок по вкладам; демографическая ситуация и т.д.;

     культурные  и этнические;

     политические: экономическая политика государства, уровень инфляции, государственные  дотации и заказы в той или  иной отрасли производства и т.д.;

     конкуренция — в частности, выход на рынок  новых фирм или выпуск новых товаров;

     цена  товара, сложившаяся на рынке.

     внутренние  факторы, влияние которых может  контролироваться непосредственно  производителями товаров и услуг:

     объективность маркетингового анализа прогноза спроса на продукцию предприятия;

     уровень конкурентоспособности продукции;

     уровень организации процесса сбыта и  продвижения продукции на рынок;

     ценовая политика предприятия;

     величина  издержек производства.

     Объем предложения у каждого конкретного  производителя обычно меняется в  зависимости от цены товара, складывающейся на рынке. Зависимость предложения от цены товара нашла отражение в законе предложения.

     Закон предложения заключается в том, что при прочих равных условиях с  ростом цены товара увеличивается объем  его предложения на рынке, а со снижением цены предложение сокращается.

     Таким образом, предложение находится  в прямой зависимости от изменения  цены. Если на рынке складывается низкая цена, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе предприятия до роста цены, а если цена будет высокой, то они предложат  рынку большой объем товара, так  как, во-первых, продавцы при повышении  цены задействуют резервные или  быстро вводимые новые мощности, а  во-вторых, в данную отрасль (с тенденцией к повышению цены) устремятся другие производители. В краткосрочном  периоде за повышением цены не всегда следует увеличение предложения, так  как для внедрения резервов для  увеличения производства {имеющееся  оборудование, численность работников) и перелива капитала из других отраслей требуется время. Но в долгосрочном периоде за повышением цены всегда следует увеличение предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Равновесие

     В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

     Рыночное  равновесие спроса и предложения  — это равенство спроса и предложения  на определенный товар в определенное время на определенном рынке, иначе  говоря, это совпадение планов покупателей и продавцов при определенной цене. Таким образом, рыночное равновесие зависит от соответствия спроса и предложения. В условиях совершенной конкуренции

происходит быстрое  взаимное приспособление цен спроса

и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители.

Равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной

     цены  или количества продаваемых товаров. Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных

потребностей. Так  как равновесная цена значительно  превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

     Устойчивое  равновесие достигается тогда, когда  отклонения цен спроса от цен предложения  постепенно погашаются, стремясь к  равновесной цене, а объем предложения  приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = Ps) и объем спроса равен объему предложения (QD = Qs). Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение

для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.)

Информация о работе Спрос и предложение на рынке труда