Классическая модель рынка спрос предложение равновесная цена (с неценовыми факторами)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 03:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятий спроса и предложения, их эластичности, а также сущность рыночного равновесия и формирование равновесной цены.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить закон спроса, факторы спроса, кривую спроса и ее смещение;
- исследовать виды эластичности спроса;
- изучить закон предложения, факторы предложения, кривую предложения и ее смещение;
- исследовать эластичность предложения;
- проанализировать сущность рыночного равновесия и проблемы формирования равновесной цены.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 Спрос в механизме рынка 5
1.1 Спрос: закон, кривая спроса 5
1.2 Факторы спроса и их влияние на спрос 6
1.3 Эластичность спроса по цене 9
РАЗДЕЛ 2 Предложение в механизме рынка и равновесная цена 13
2.1 Предложение: кривая, закон, факторы предложения 13
2.2 Эластичность предложения по цене 14
2.3 Сущность рыночного равновесия и формирование равновесной цены 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.34 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 

РАЗДЕЛ 1  Спрос в механизме рынка 5

1.1 Спрос: закон, кривая спроса 5

1.2 Факторы спроса и их влияние на спрос 6

1.3         Эластичность спроса по цене                                                                     9          

РАЗДЕЛ 2 Предложение в механизме рынка и равновесная цена 13

2.1 Предложение: кривая, закон, факторы предложения 13

2.2 Эластичность предложения по цене 14

2.3 Сущность рыночного равновесия и формирование равновесной

            цены                                                                                                                           15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  28

ПРИЛОЖЕНИЯ  29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Равновесные модели применяются при  изучении взаимоотношений между  экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем более  общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством  равновесных моделей изучаются  и равновесное и неравновесное  положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические  агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют  достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку  каждый отдельный экономический  агент не может иметь такую  информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может  стать допущение о равновесном  положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

Экономическая жизнь - это производство, обмен, распределение и потребление  материальных благ. Экономическая жизнь  существует столь же долго, как и  существует человечество.

Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия был  швейцарский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания. Предшественником Л.Вальраса в построении модели общего равновесия был  представитель французской школы экономистов-инженеров А.-Н.Иснар (1749-1803). Главная работа А.-Н.Иснара – «Трактат о богатстве», вышедший в 1781г.  Работа А.-Н.Иснара оказала влияние на Л.Вальраса, выявилось  много общего в работе того и другого, включая общность аналитического инструментария вплоть до использования тем и другим одного из всего множества товаров в качестве счетного товара – numeraire.

В свою очередь взаимодействие спроса и предложения рассматривал английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), его концепция рыночного равновесия получила название «компромисс А.Маршалла». А.Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого  на потребление. От анализа спроса А.Маршалл  перешел к анализу предложения  товаров и взаимодействия между  предложением и спросом при установлении цены. Он определил зависимость влияния  спроса и предложения на цену от фактора времени. При этом он исходил  из того, что в краткосрочном периоде  главным ценообразующим фактором является спрос, а в долгосрочном – предложение.

Позднее в 30-х гг. первое строгое  доказательство существование общего равновесия осуществил немецкий математик  и статистик  А.Вальд (1902-1950). В последствии это доказательство усовершенствовал К.Эрроу и Ж.Дебре. Они  установили, что существует единственной состояние общего равновесия с неотрицательными ценами и количествами, если выполняются два условия: 1) существует постоянная или убывающая отдача от масштаба; 2)для любого блага существует одно или несколько других благ, находящихся в отношении замещения.

Перед человечеством всегда стояли, стоят  и будут стоять три взаимосвязанные  проблемы: "что производить?", "как  производить?", "для кого производить?". 
Любое предприятие, занимающееся производством каких-либо товаров или услуг сталкивается с вопросами: Какой товар или услугу предложить покупателям? Какой объем товаров или услуг необходимо произвести? По какой цене продавать данный товар и встретит ли товар производителя соответствующий спрос покупателя.

Актуальность  данной темы заключается в том, что спрос, предложение и цена являются основополагающими понятиями рыночной экономики. Знание законов взаимодействия спроса и предложения и особенностей ценообразования на рынке позволяется грамотно и рационально организовать экономическую деятельность.

Целью данной работы является изучение понятий спроса и предложения, их эластичности, а также сущность рыночного равновесия и формирование  равновесной цены. 
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи: 
- изучить закон спроса, факторы спроса, кривую спроса и ее смещение; 
- исследовать виды эластичности спроса; 
- изучить закон предложения, факторы предложения, кривую предложения и ее смещение; 
- исследовать эластичность предложения; 
- проанализировать сущность рыночного равновесия и проблемы формирования равновесной цены. 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1  Спрос в механизме рынка

1.1 Спрос: закон, кривая спроса

Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует  состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Связь между ценой блага и  объемом спроса на него выражается в законе спроса.

            Изучая, как покупатели реагируют  на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет  куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в  обратной зависимости между уровнем  цен и количеством покупаемой продукции.

           Таким образом, в сущности закона  спроса лежит, во-первых, психология  покупателя, которая заключается в том, что большие объемы конкретного товара покупаются по более низкой цене, чем более высокой. Во-вторых, подчинения потребления принципу убывающей предельной полезности, в соответствии с которой последующие единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор не так полезен в доме, как первый, поскольку основные потребности удовлетворены. В-третьих, действие закона спроса связанно с эффектом дохода, выражающегося в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе покупатель по более низкой цене может обрести больше данного товара. Напротив, более высокая цена приводит к снижению покупательского спроса. [2, с. 9-10]

Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой  цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.

Между ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса.

Зависимость между ценой блага  и объемом спроса называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и  количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в  единицу времени. В приложении 1. показана кривая спроса (D), на которой  по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной - цена на него (P). Из приложения 1. видно, чем выше цена товара, тем на меньшее  его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны.

 

1.2  Факторы спроса и их влияние  на спрос

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен  других товаров (P1,P2…), Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:

QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W), где QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N - общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.

 

Предположим, на молочной ферме обеспеченность собственными фуражными кормами  ниже нормального уровня. Произведенных  кормов хватит только для того, чтобы  удовлетворить минимальные потребности  молочного стада. Руководитель хозяйства  считает, что недостаток фуража в  рационе можно компенсировать другими  источниками белка. Он принимает  решение купить сено по цене Ц0. Однако если цена на сено увеличится до уровня Ц1, придется сократить его закупки  и докупить другие, более дешевые  корма. Если большинство руководителей  хозяйство отреагируют на повышение  цен подобным образом, спрос на сено снизится с К0 до К1.

Как видим, уровень спроса связан с  количеством продукции на рынке  и ценами на нее. Кроме того, на спрос  влияют такие факторы, как число  потребителей, их доходы и вкусы, наличие  товаров-конкурентов.

Они могу вызывать изменение спроса, даже если цена на продукцию остается постоянной, и поэтому называются факторами сдвига спроса.

Если изменение спроса на товар  графически отображается перемещением вдоль кривой спроса «Д», то действие факторов сдвига спроса означает перемещение  самой кривой влево или вправо. Возвращаясь к примеру с молочной фермой, предположим, что на рынке  появился продавец, предлагающий сено такого же качества, что и другие продавцы, но по более низкой цене. Соответственно спрос на товар других продавцов  снизится, и кривая сдвинется влево.

Факторы сдвига спроса оказывают влияние  также на рынки сырья и услуг. Так, перерабатывающие предприятия  приобретают сырье у производителей, перерабатывают его и продают готовую продукцию розничным торговцам, поэтому рыночные цены на сырье в значительной степени зависят от рыночных цен на готовую продукцию. Если, например, повышаются розничные цены на мясные и молочные продукты, то соответственно сельскохозяйственные предприятия стремятся дороже продать скот и молоко. [3  с. 46]

Таким образом, цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют, как уже говорилось выше и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Рассмотрим их подробнее:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным (во всяком случае, на Западе), а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Пример: бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги.

3. Доход. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

Пример: увеличение доходов повышает спрос на такие товары, как сливочное масло, мясо, и снижает спрос на ношеную одежду.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.[4, с.67]

5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.[1, с. 65-66]

Информация о работе Классическая модель рынка спрос предложение равновесная цена (с неценовыми факторами)