Кадровый потенциал предприятия как важный фактор производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы разносторонне расссмотреть кадровый потенциал предприятия. Оценить влияние кадрового потенциала на производство и предприятие в целом.
Отсюда следующие задачи:
* Определение содержания и участников управления кадровым потенциалом
* Изучить методологические основы процесса управления кадровым потенциалом предприятия
* Отметить условия для повышения эффективности управления кадровым потенциалом.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Персонал предприятия и его классификация 5
1.2 Основные аспекты развития кадрового потенциала 16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА 20
2.1. Анализ кадрового потенциала как фактор стимулирования активности персонала 20
2.2 Основные показатели оценки кадрового потенциала предприятия 30
Глава 3 АТТЕСТАЦИЯ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИЛА 38
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 50

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКономической ТЕОРИИ.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

     Профессиональная  переподготовка кадров (переквалификация) – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и  способов общения в связи с  овладением новой профессией или  сильно изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. По результатам профессиональной переподготовки слушатели получают диплом государственного образца, дающий право вести профессиональную деятельность в определенной сфере [35.С.67].

     В рамках системы непрерывного обучения на предприятии предполагаются следующие основные виды обучения персонала:

     Обучение  при приеме на работу осуществляется для изучения специфики деятельности и тесно связано с программой адаптации сотрудников. Начало обучения – сразу после оформления документов о приеме на работу. Продолжительность обучения от одной до двух недель. Успешное завершение первичного обучения обеспечивает допуск к работе в конкретной должности.

          Ежегодное обучение руководителей и специалистов проводится с целью ознакомления их с новыми технологиями, эффективными приемами управления и анализа, инновациями в сфере производства и др. Длительность такого обучения обычно несколько дней. Знания, умения и навыки каждого сотрудника для предприятия очень ценны, способный работник стал главным преимуществом организации в конкурентной борьбе. Именно поэтому «утечка мозгов», переманивание предприятиями работников друг у друга стало важным инструментом конкурентной борьбы, противостоять которому можно только с помощью эффективной работы по закреплению кадров их всестороннему мотивированию, особенно с помощью инвестиций в обучение и развитие персонала [24.С.98].

     Повышение квалификации, которое занимает особое место в обучении персонала предприятия  как основной способ обеспечения  соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации популярно на предприятиях в силу ряда причин:

  1. Повышение квалификации дешевле подготовки специалистов.
  2. Меньшая продолжительность обучения в сравнении с подготовкой персонала.
  3. Целевая направленность обучения на узком круге модулей для специалистов и руководителей.[10.C.138-139]

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КАДРОВОГО  ПОТЕНЦИАЛА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Анализ  кадрового потенциала как фактор  стимулирования активности персонала

 

     Анализ  кадрового потенциала может служить важным организационным фактором удовлетворения некоторых социальных потребностей как личности, так и коллектива, немаловажным условием стимулирования качества труда и особенно профессионального развития личности. Но стать сферой удовлетворения социальных потребностей анализ кадрового потенциала может при выполнении некоторых требований.

     Во-первых, в этом процессе должно выражаться коллективное отношение к результатам  деятельности, а не только отношение  администрации. В противном случае создаются условия для двойного стандарта в оценках: коллектива или референтной группы - с одной стороны, и администрации - с другой. Вступая в противоречие, оценки каждой стороны из фактора удовлетворения социальных потребностей личности становятся фактором конфликтогенным. Об этом приходится специально говорить, так как до сих пор в анализе кадрового потенциала коллективы нередко выступают в роли ведомых, им навязывается сформированная административным аппаратом точка зрения на работника [29. C. 76].

     Во-вторых анализ кадрового потенциала способен вызвать потребность в самоутверждении и стать областью ее удовлетворения при условии, если содержанием оценки станет не результат работы в коллективе, в котором непосредственно осуществляется деятельность личности, а достижение, если так можно выразиться, на государственном или международном уровне в каждой конкретной профессии. Это важный аспект - ориентация на уровень небольшой группы, в которой, бывает, действуют противоречивые мотивы деятельности, и при определенных условиях, способных вызвать поведение, ориентированное на нивелирование качества труда, на равнение по среднему уровню - или ориентация на достижения в данной деятельности, в данном виде труда на высочайшем уровне. В последнем случае оценка становится не столько фактором согласования интересов в коллективе, сколько действительно фактором удовлетворения социальных потребностей личности.

     Компоненты  анализа кадрового потенциала предприятия (организации) включают оценку и аттестацию кадров.

     Социально-психологическая  задача оценки. У каждого человека есть настоятельная потребность в положительной оценке деятельности, источниками которой являются коллективы, руководители непосредственные потребители продуктов труда. Причем оценка только в том случае выполнит свои задачи, если будет исходить от трех источников. В противном случае оценка может способствовать развитию даже негативных явлений трудовой деятельности. Так, например, отсутствие оценки со стороны потребителей труда или пренебрежение этой оценкой неизбежно приводит к снижению качества самого труда. При отсутствии оценки со стороны членов коллектива утрачивается одна из движущих сил профессионального развития. В этой оценке аккумулирован коллективный опыт, она формируется значимой для личности группой. Следует, однако, заметить, что значимость оценки коллектива связана с уровнем его активности, с его способностью самостоятельно формировать и выражать адекватную нравственно-психологическую оценку способностей и отношения к труду. В оценке труда со стороны руководителя отражаются социальная значимость и соответствие сложившимся экономическим требованиям. Таким образом, у каждого из видов оценки, если классифицировать их по источникам, есть своя социально-психологическая нагрузка, свой акцент оценивания деятельности. Но только вместе они способны удовлетворить потребность личности в оценивании ее труда, в сопоставлении ее достижений с достижениями других лиц и коллективов.

     Невозможно  отдать предпочтение ни одной из названных  оценок. Но некоторые из них имеют  более оперативный характер, а  следовательно, применяются чаще. Другие, вследствие организационных и производственных факторов, применяются с большими временными интервалами, что не может не повлечь снижения влияния этой оценки на профессиональное развитие личности. Эти чисто временные различия могут создать у личности установку к более ответственному реагированию на оперативные оценки. С меньшей энергией осуществляется реагирование на оценивание с длительным временным интервалом. Чтобы значимость его оставалась на высоком уровне, это оценивание должно быть особенно эффективно по своим последствиям. В первую очередь необходимо повышать значимость оценивания труда со стороны коллектива.

     Между тем, в практике использования оценок эта истина понимается далеко не всегда. В результате в коллективе, оценки которого не принимаются во внимание, складывается неблагоприятный психологический климат или, напротив, осуществляется консолидация коллектива на основе ценностей и интересов, противоречащих линии руководства.

     При несовпадении оценок, идущих из различных  источников, необходимо самым тщательным образом разобраться в причинах. Не пожалеть усилий на убеждение коллектива в ошибочной оценке или отказаться от амбициозных притязаний и опять же признать перед коллективом неправильность собственной оценки .

     Причиной  расхождения в оценках нередко бывает различие в приоритетах, которые придаются той или иной стороне деятельности или, говоря иначе, различия в образе, в представлениях деятельности. Нередко оценка дается по вспомогательному в профессиональном отношении аспекту деятельности. Довольно часто основными объектами оценки служат умение оформить стенд наглядной агитации, написать заметку в стенную газету, провести праздничный вечер и т.д.

     Следует отметить, что и оценка коллектива может быть неадекватной. Так, отмечено, что люди общительные получают более высокие оценки, чем заслуживают в соответствии с реальным вкладом. В данном случае коммуникативность, способность к контакту более значимы, чем профессионально важные качества.

     Оценка  по вспомогательной или обеспечивающей деятельности, перенос этой оценки на всю систему умений и навыков происходят и при оценке Деятельности руководителя. Здесь довольно часто деятельность оценивается на основании следующих признаков:

  • умение достать, выбить, получить строго фондируемые средства, ресурсы, сырье, материалы и т.п.;
  • умение доказать, убедить вышестоящее руководство в необходимости строительства, закупок и т.д., которые имеют чисто ведомственный или местнический интерес;
  • умение обеспечить проведение какого-нибудь крупного совещания,

     встретить гостей, проявить щедрость;

  • умение ладить со всеми, особенно нужными людьми;
  • знания в специальной узкой области, которые при этом оцениваются как разовые для решения всех управленческих проблем;
  • ореол, созданный прошлыми заслугами, позволяет неудачи рассматривать как случайность, частность.
  • симпатии вышестоящего руководства, сложившиеся на основе личных наблюдений деятельности подчиненного [34. C. 179].

     Некоторые из указанных сторон работы и поведения  не входят даже в число обеспечивающих основную деятельность, т.е. в социальном плане они вообще могут рассматриваться как отрицательные, но тем не менее порой включаются разряд основных оцениваемых параметров и при негативной оценке собственно профессиональных качеств способны уравновесить оценку деятельности в целом.

     Наблюдения свидетельствуют, что в наибольшей мере этому соответствует оценка, даваемая потребителями результатов труда. Но в настоящее время именно она наименее приоритетна в системе оценок. Причина и в том, что эту оценку бывает трудно сформировать, представить в некотором завершенном виде. Но это не главное. Главное же - это определенная организационная или ведомственная, в данном случае, психология, выражающаяся в стремлении сохранения права на оценку только своей группой (маскируется обычно это стремление заботой о том, чтобы результаты деятельности оценивались профессионалами). Далее - стремление "нагрузить" оценку социально-психологическим содержанием, выражающимся в том, что близкие люди способны привнести в оценку не только анализ результата труда, но и некоторые, порой сложные условия, в которых результат был достигнут. Здесь нередко сказывается влияние эффекта непосредственного участника, выражающегося в том, что люди, непосредственно включенные в трудовую группу, не только совместно работающие, но и переживающие все отношения, ситуации, связанные с организацией работы, т.е. воспринимающие ее со значительной эмоциональной нагрузкой, склонны к переоценке достигнутого результата, к переоценке как личного вклада, так и вклада коллектива в целом.

     Таким образом, чтобы оценка была действенной, а смысл ее был понятен как производящим оценку, так и получающему ее, она должна производиться по основному содержанию деятельности, по тем ее аспектам, которые прямо связаны с профессиональной квалификацией.

     Почему  происходят смещения акцентов оценки на второстепенные в профессиональном отношении качества?

     Довольно  часто это следствие размытости функций специалиста и руководителя. Для подтверждения обратимся к должностным инструкциям. Как правило, в них довольно редко дифференцированы обязанности должностных лиц по профессиональной значимости. Нет, например, формулировок типа: "главной обязанностью", "основной обязанностью", "в первую очередь" и т.п. Поэтому складывается впечатление о рядоположенности, равнозначности всех функций. Вследствие такого понимания и является на свет оценка, не фиксирующая профессиональной успешности, а напротив, даже маскирующая собственно трудовую деятельность личности. Нетрудно заметить, что психологическая причина такого смещения акцентов оценки - отсутствие системного, иерархически сконструированного образа должностной деятельности, по сути своей единственно способного обеспечить дифференциацию результатов деятельности на основные и обеспечивающие.

     Вторую  причину смещения акцентов можно  связать с факторами ситуативного характера, т.е. когда результат деятельности оценивается не объективно, не в связи с основными ее задачами и целями, а в связи со "сложившейся ситуацией. Например, при оценивании деятельности трех работников с однотипными недостатками в работе для положительной оценки на основании каких-либо нюансов избирается один из работников. Его деятельность практически оценивается как положительная. Могут возникать и ситуации, связанные с объективно сложившимися условиями, когда причины недостатков в работе склонны объяснить главным образом ими, а не личностными качествами, проявленными в этой обстановке.

     Наконец, причинами смещения акцентов могут  быть и чисто субъективные особенности  лиц, осуществляющих оценивание: компетентность, ценностные ориентации, установка на другого человека, эмоциональные состояния и другие психологические причины [30. C. 83].

     Оценка  по основным параметрам деятельности. Оценка по основным параметрам деятельности может быть комплексной, локальной, пролонгированной и экспрессивной.

Информация о работе Кадровый потенциал предприятия как важный фактор производства