Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей, сущность теории эластичности и рассматривают варианты практического применения теории эластичности.

Содержание

Введение 3
1. Эластичность спроса 4
2. Эластичность предложения 12
3. Практическое значение теории эластичности 15
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Эластичность спроса и предложения.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

    Если  фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может  определить, по какой цене следует  сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

    Другим  примером практического использования  теории эластичности является государственная  налоговая политика. При введении косвенных налогов государство  преследует цель увеличить объем  налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

    Рассмотрим  распределение налогового бремени  при эластичном и неэластичном спросе на продукцию  (эластичность предложения  принимается постоянной).

    На  рис. 7 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.

    График  спроса D на рис. 6, а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 6, б - относительно неэластичен. График предложения S0 - предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 - равновесные цена и объем производства до введения налога.

    

    Рис. 7. Распределение налогового бремени  при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D - спрос; S0, S1, - предложение до и после введения налога. 

    Когда государство ввело налог кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1. Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога, установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать - это поднять цену до равновесного уровня.

    В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя  налога ляжет в основном на него. На рис. 6, а  выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии - потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

    В случае если спрос неэластичен, налоговое  бремя ляжет преимущественно  на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при  неэластичном спросе. Именно поэтому  государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

    Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 7. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

    Теперь  рассмотрим зависимость распределения  налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 8 иллюстрирует ситуацию  до и после введения налога.

        

    Рис. 8. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D - спрос; So, S1, - предложение до и после введения налога 

    При эластичном предложении налоговое  бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества - выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

    Теория  эластичности спроса так же применяется и в сельском хозяйстве. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

    Характер  воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

    Заключение

 

    Рассмотрев  тему по данной контрольной работе, можно сделать следующий вывод, что изучение спроса на продукцию  является первейшей задачей фирмы  в условиях рынка. Одной из важнейших  характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

    Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия  изменения цены на величину общей  выручки от продажи продукции.

    Практическое  значение коэффициента эластичности заключается  в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы  на процветание и расширение, а  какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

    Теория  эластичности спроса и предложения  имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости. 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

 
  1. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 720с.  
  2. Курс экономической теории: Уч. пос./ Под ред. Сидоровича П. Н. М.: МГУ, 2007.-182 с.
  3. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2004. - 512 с.  
  4. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.: Республика, 1993. – 1199  с.   
  5. Лобачева Е.Н. Экономика – М.: Эксмо, 2007. - 648 с.
  6. Максимова В.Ф. Микроэкономика. - М.: Соминтэк., 2006. – 552 с.      
  7. Николаева И.П. Экономическая теория. М.: Проспект, 2007. – 449 с.
  8. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика. - М.: Инфра-М, 1999.- 211 с.  
  9. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. / А.Ф. Шишкин – М.: Владос, 2006. – 493с.
  10. Экономика. / Под   редакцией   А. И. Архипова,   А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. — М.: ПРОСПЕКТ,  2006.—792 с.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения