Экономика и экология: механизмы взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Общество постоянно развивается. Мировая обстановка сейчас как никогда пронизана тревогой за будущее человечества, прежде всего причиной этого являются нависшие над миром экологические угрозы.1
Для дальнейшего рассуждения введем понятие «устойчивое развитие». Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения без подрыва способности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3-6
Глава 1. Теоретические основы и историческое развитие механизмов взаимодействия экономики и экологии
1.1. Место проблемы в экономической теории…………………………….…..7-13
1.2. Нейтрализация внешних эффектов с помощью налогов А. Пигу………14-19
1.3. Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике…………………………………………………………………….….19-20
Глава 2. Взаимосвязи экономики и экологии в России
2.1. История развития экономического воздействия на экологию в РФ……21-23
2.2. Экономический механизм охраны природной среды и
природопользования………………………………………………………...23-25
2.3. Методика определения экономического ущерба от загрязнения
окружающей среды………………………………………………………….25-27
2.4. Разработка алгоритма расчета эколого-экономического ущерба……….27-30
2.5. Методика определения эффективности затрат на охрану природы….…30-34
Глава 3. Действующая система взаимосвязей экономики и экологии и
пути ее усовершенствования
3.1 Система финансирования и стимулирования природоохранной
деятельности………………………………………………………………...35-41
3.2 Экономическая ответственность за экологические правонарушения
и ущерб, наносимый окружающей природной среде…………………….41-44
Заключение……………………………………………………………………...45-47
Список используемой литературы………………………………………………..48
Приложение…………………………………………………………………..…49-57

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭКОНОМ ТЕОРИЯ.doc

— 2.11 Мб (Скачать)

• организации экологического воспитания и образования, пропаганды экологических знаний, издательской деятельности по экологии и природопользованию.

Часть средств (до 5%) экологических фондов может быть использована на строительство объектов здравоохранения, для восстановления здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.

Эти экологические фонды, являясь неотъемлемой частью экономического механизма регулирования природопользования, образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан, а также физических и юридических иностранных лиц. Данные фонды формируются за счет28:

•платежей за загрязнение окружающей среды;

•платежей за сверхнормативное и некомплексное использование (потери) природных ресурсов и получаемого из них сырья:

•платы по искам в возмещение ущерба;

•штрафов за нарушения природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;

•средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;

• добровольных взносов.

Кроме того, в эти фонды поступают:

  • отчисления на природоохранные мероприятия из федерального и местного бюджетов;
  • средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий и иных юридических лиц и кредитов;
  • доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности;
  • средства от проведения денежно-вещевых лотереи и различных благотворительно-экологических мероприятий:
  • прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;
  • средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству.

Страховые фонды охраны окружающей среды необходимо создать при Правительстве РФ и иметь региональные отделения для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Основным источником их формирования должны стать страховые взносы предприятий, деятельность которых сопряжена с риском экологически опасных аварий и нарушений технологического режима.

Экологические фонды предприятий в перспективе предлагается формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в эти фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления в заданные сроки природоохранных мероприятий по достижению выбросов в соответствии с установленным стандартом.

С целью приоритетного решения экологических вопросов в условиях перехода к рынку необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающей льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

Система налоговых льгот должна включать29:

  • уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;
  • налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т.п.).

Льготное по экологическим соображениям налогообложение может предусматривать30:

• уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом:

• прямое сокращение налогов (с использованием коэффициентов, дифференцированных по системе льготного налогообложения);

• исключение отдельных видов расходов из валового дохода;

• соответствующее использование подсистемы налогового кредита.

При расчете облагаемой налогом суммы дохода может предусматриваться возможность ускоренной амортизации основных фондов, в первую очередь с учетом требований охраны окружающей среды. В таких случаях от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми по системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации.

Система стимулирования НИОКР в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов может предусматривать скидки с дохода для налогообложения (для предприятий, переведенных на хозрасчет) и мер вый год в размерено 100%, включая текущие и капитальные затраты.

Экологические критерии регулирования системы налогообложения31:

•степень соответствия фактического уровня ресурсопользования и ресурсосбережения региональным удельным нормативам ресурсопользования и ресурсопотребления (по номенклатуре продукции и ресурсов);

  • нормативные нагрузки на окружающую природную среду;
  • территориальные лимиты природопользования;
  • необходимые темпы структурной перестройки народнохозяйственных (производственных) структур на экологосообразной основе;
  • уровень основных капитальных вложений на природоохранные мероприятия, оцениваемый с учетом эколого-экономической эффективности этих мероприятий;
  • природоохранная ценность территории.

Экологические льготы и преференции предоставляются в зависимости от32:

  • типов предприятий;
  • размеров и направлений развития предприятий;
  • видов потребляемых (охраняемых) природных ресурсов;
  • характера конечной продукции по взаимосвязи с лимитом техногенной нагрузки на территорию.

Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, областном и краевом уровнях в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления.

Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии, оборудование и транспортные средства.

Льготное налогообложение должно применяться и к территориям с высокой экологической напряженностью. В зонах экологического бедствия вся прибыль предприятий должна оставаться на данной территории (без отчисления в областной, краевой, республиканский и федеральный бюджеты).

 

3.2 Экономическая ответственность за экологические правонарушения и ущерб, наносимый окружающей природной среде

Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды, других экологических правонарушений представляет собой экономическую составляющую общественно необходимых затрат (издержек), вызванных отрицательным воздействием на различные элементы природной среды процесса производства и потребления продукции, приводящих к прямым и косвенным экономическим потерям рабочего времени.

Эффективно действующий комплекс методик оценки и компенсации ущерба в условиях перехода к рыночной экономике является исключительно важным, он должен содержать единые правила и определять порядок подсчета убытков, причиняемых вследствие экологических правонарушений государственными предприятиями, кооперативными, арендными, акционерными, совместными, общественными организациями и гражданами, иностранными юридическими и физическими лицами.

Подсчет убытков и предъявление исков о взыскании средств в возмещение ущерба осуществляются природоохранными органами, иными органами специальной компетенции.

Комплекс нормативных актов по экономической ответственности за экологические правонарушения формируется по определениям текущего, прогнозного, потенциального, возможного, предотвращенного ущерба, который, в свою очередь, может быть прямым и косвенным.

Учитывая реальные трудности определения полных последствий от несоблюдения природоохранного законодательства, неопределенности сроков проявления, множественности информации и специфичности всех видов прямых потерь, оценка убытков, нанесенных государству нарушением природоохранного законодательства, может приниматься по приведенным затратам, необходимым для устранения отрицательных последствий. Подсчет убытков осуществляется на основании определения затрат на мероприятия, устраняющие эти убытки, независимо от того, проводит ли государство эти мероприятия непосредственно за фактом нарушения или спустя некоторое время.

Взысканные в порядке возмещения ущерба средства подлежат перечислению в соответствующие экологические фонды (фонды охраны природы).

Для обеспечения эффективного функционирования рыночной экономики и выполнения природоохранных требований необходимо33:

  • принять Закон «Об экономической ответственности предприятий, организаций, должностных лиц и граждан за ущерб, нанесенный окружающей природной среде, и экологические правонарушения»;
  • утвердить комплекс методик оценки и компенсации экономического ущерба, наносимого окружающей природной среде, владельцам, пользователям природных ресурсов (по видам ресурсов);
  • ввести унифицированный порядок производства по делам о нарушении правил охраны и использования природных ресурсов (по видам и группам ресурсов);
  • разработать комплекс методик оценки ущерба, наносимого Природным ресурсам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных работ в природной среде (все группы ресурсов);
  • ввести методику оценок и компенсации ущерба, наносимого природным ресурсам (комплексам) вследствие прямых, косвенных, вторичных, кумулятивных, синергетических и иных воздействий (биота, литосфера, атмосфера, гидросфера);
  • ввести региональные нормативы оценки и компенсации ущерба (гражданско-правовая ответственность);
  • ввести порядок использования средств, взимаемых за ущерб, наносимый окружающей природной среде.

Финансирование затрат по предупреждению и ликвидации ущерба, наносимого окружающей природной среде, может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • компенсация на общегосударственном уровне тех расходов, которые приходится нести населению за ущерб, нанесенный здоровью, собственности, природным экосистемам в местах расселения;
  • капиталовложения предприятий в мероприятия по предупреждению ущерба, в том числе с учетом возможного установления соответствующих цен на продукцию этих предприятий дибо с включением механизма льготного налогообложения;
  • прямые компенсации предприятий, направленные на эквивалентное восстановление потребленных воспроизводимых ресурсов, рекультивацию земель после горных выработок и др.;
  • бюджетные субсидии, позволяющие вкладывать средства в осуществление превентивных, восстановительных и компенсационных мер.

Важнейшим элементом включения гражданско-правовых отношений в сферу оценки и компенсации ущерба является система экологического страхования. При этом страховым возмещением ущерба является сумма, выплачиваемая страховщиком в покрытие ущербов вследствие страховых случаев. Гарантией компенсации ущерба служит перестрахование экологического риска, а также другие элементы страхового дела в условиях рынка.34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

И в заключении приходится констатировать, что, изучая устойчивое развитии, науке до сих по не удалось ответить на множество вопросов. В первую очередь требуют решения вопросы управления взаимодействием экономики и ее сред, как теоретико-методологические, так и практические. Важность этих вопросов заключается в том, что они непосредственно связаны с выбором и использованием соответствующих инструментов управления, нацеленного на исключение отрицательных экстерналий функционирования экономики и тем самым обеспечение устойчивого развития общества. Причем эти вопросы необходимо решать применительно к разным уровням устойчивого развития: локальному, региональному, национальному и международному(глобальному).

Следует отметить, что  Россия пока находится лишь на начальном  этапе перехода к устойчивому развитию. Этот этап предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но, поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно в этот ериод соблюдать обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную базу реализации этих мер.

На следующем этапе  должны осуществляться основные структурные  преобразования в экономике, технологическое  обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.

Стабилизация экологической ситуации в России во многом зависит от эффективности проводимых в стране экономических реформ, их адекватности целям формирования устойчивого типа развития российской экономики. И здесь чрезвычайно важны меры по созданию с помощью эффективных рыночных инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития всех сфер бизнеса, способствующего экологизации экономики.

Информация о работе Экономика и экология: механизмы взаимодействия