Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:42, курсовая работа
Сегодня уже только ленивый не говорит о мировом экономическом кризисе, однако как только дело доходит до внятного объяснения его причин, прогнозов его течения и, тем более, его итогах, начинается существенная невнятица. Вместе с тем, достаточно полная теория этого кризиса была разработана российскими экономистами О.В.Григорьевым, А.Б.Кобяковым и М.Л.Хазиным еще в 1997-2001 гг. Более или менее полно она изложена в книге: А.Кобяков, М.Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana".
Введение 3
Экономический цикл, его фазы. Кризис и его характеристика.
5
Экономический цикл и его фазы. Классификация циклов
5
Теории экономических циклов и причины кризисов в экономике
12
Современный кризис: глобальный и национальный
16
Последствия экономического кризиса
18
Динамика уровня и структуры ВВП
18
Безработица и ее последствия
22
Инфляция: механизмы, последствия
24
3. Социальные и политические последствия кризиса (или современного кризиса в российской экономике) 30
3.1. Безработица и инфляционные процессы в России за период 2009-2011 гг.
30
3.2. Политические последствия экономического кризиса в России
36
Заключение 39
Список использованной литературы 42
В наше время популярность вновь приобретают кейнсианские методы регулирования макроэкономики. Основными направлениями макроэкономической политики кейнсианцы считают фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим вкратце их сущность.
Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов, фискальная политика предполагает:
снижение ставки налога
увеличение расходов государства
применение обоих методов одновременно
Если
же в экономике существует избыточный
уровень совокупных расходов, тогда
правительству нужно
увеличение ставки налога
сокращение расходов
применение обоих методов одновременно
Данные меры приводят к тому, что в первом случае увеличивается располагаемый доход и, соответственно, потребительские расходы, а также увеличиваются расходы государства; увеличение же потребительских и государственных расходов приводит к многократному увеличению совокупного спроса (эффект мультипликатора). Во втором же случае, наоборот, происходит сокращение государственных и потребительских расходов, что ведет к многократному сокращению совокупного спроса. В первом случае мы имеем дело со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае – со сдерживающей.
Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:
Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика
Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.
Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время как на изменение ставки налогов много времени не уходит.
Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.
Кредитно-денежная
политика также направлена на управление
совокупным спросом, но для этой цели
используются финансовые механизмы. Основными
инструментами кредитно-
операции на открытом рынке
изменение резервной нормы
изменение учетной ставки
При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).
При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:
покупка ценных бумаг
снижение резервной нормы
снижение учетной ставки
В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.
Если
же в экономике уровень
продажа ценных бумаг
повышение резервной нормы
повышение учетной ставки
Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.
Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:
Ослабление контроля за предложением денег.
Циклическая ассиметрия.
Изменение
скорости обращения денег. По мнению
некоторых экономистов, скорость обращения
денег меняется в направлении, противоположном
изменению денежного
Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики.
Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесообразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.
Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики правительства почти всех стран проводят ее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социо-культурных, экономических и других особенностей.
Причины кризиса могут подразделяться на:
Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.
Если
согласиться с тем, что кризис может возникнуть
вследствие действия всего многообразия
внешних и внутренних факторов, можно
сделать вывод, что опасность кризиса
существует постоянно, его необходимо
предвидеть и прогнозировать.
1.3
Современный кризис: глобальный и национальный
Глобальный
экономический кризис продолжает усугубляться.
В течение последних нескольких
месяцев наблюдается
По всей видимости, мир испытывает наиболее глубокую экономическую рецессию за всю современную историю. Никогда прежде экономический кризис не охватывал все без исключения страны. Его особенностью стало то, что он был сгенерирован усилившимся дисбалансом глобальной финансовой системы, которая хотя ранее и проявлялась на протяжении 1970-90-х годов, но носила умеренную и непродолжительную форму.
Нынешний кризис уже вышел из состояния глобальной финансовой нестабильности и его можно с уверенностью позиционировать в качестве крупнейшей экономической депрессии, которая может продлиться несколько лет. Несмотря на то, что пик кризиса, по всей видимости, придется на первый-второй кварталы текущего года, однако выход из него займет гораздо более продолжительное время – вполне вероятно, 2-3 года. Озабоченность вызывает то, что ее глубину никто не смог предугадать, а значительное количество гуру от экономики попросту не оценили сразу всю опасность ситуации. Это обстоятельство выводит на размышления.
Сравнение с Великой депрессией 1930-х годов в нынешних условиях несколько неуместно. По сути, Великая депрессия представляла собой экономический кризис национального уровня, акцентировано затронувшего США и, далее по инерции, ряд стран Западной Европы.
Экономики даже ведущих государств зависели друг от друга только в формате двусторонних торговых отношений, а протекционизм был обыденным явлением. Это позволяло через торговые барьеры и автаркию национальных финансовых систем гораздо более эффективно сдерживать кризисные явления, и не зависеть в принятии решений от позиций «третьих сторон», как оно имеет место быть в настоящее время.
Великая депрессия 1930-х годов не была глобализированной, она была национальной. В этом заключается большая разница в сравнении с экономическим кризисом, который наблюдается сегодня.
А теперь о национальном кризисе.
Классические государства с самого момента их становления были полиэтничными империями. Об этом мы тоже говорили. Россия тоже была и есть полиэтничное государство.
В данном случае мы не будем кивать на то, что в России около 80% русских. Данный факт что-либо значил, если бы в России власть хоть как-то контролировалась народом.
Но в авторитарном бюрократическом государстве власть контролируется коррупционным процессом. Поэтому реальное влияние русского большинства на власть минимально, ибо коррупционные потоки контролируются не русским средним классом и простонародьем, а иноэтническими олигархами и иноэтнической мафией, у которых свободных средств больше.
Эти потоки принимаются русскими чиновниками и силовиками, которые, не смотря на свое русское происхождение (по большей части), ведут антирусскую политику.
Для русского человека это обидно, но это закономерное следствие «сильного российского государства». Которое авторитарно и бюрократично, а следовательно, неизбежно коррупционно по своей природе.
Тем деятелям, которые возмущены подобным положением вещей, но при этом не желают признавать факты и следовать логике, напомним, что Россия никогда не была русским государством.
Об этом говорил император Николай I, заявив: «У меня нет русских и не русских. У меня есть верноподданные и скверноподданные». Об этом сказал президент Путин, заявив: «Те, кто говорит Россия для русских либо идиот, либо провокатор».
Мы полностью согласны с г-ном Путиным. А тем, кто не хочет сохранения такого положения вещей, можем сказать, что оно изменится только после того, как российское государство «сильное, единое и неделимое» развалится. И на его обломках будет воссоздано национальное государство русского народа – Русь.
Не авторитарное, конфедеративное, не бюрократизированное, не коррумпированное.
Впрочем, мы забегаем вперед.
А пока лишь напомним, что один из существеннейших моментов глобального цивилизационного кризиса это тот тупик, в который мировая цивилизация загнала себя в отношениях с цивилизационными маргиналами.
В России этот тупик, по сравнению со среднемировой ситуацией, гораздо глубже и безысходней.