Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:10, реферат
О целях и методах антикризисной политики в специфических условиях российской экономики. Подход российского правительства к проведению антикризисной политики претерпел значительную эволюцию. В начале 2008 г. он сводился к тому, что Россия, благодаря наличию «подушки безопасности», останется «островом стабильности».
Мировой экономический кризис и проблемы развития экономики России. Проблемы прогнозирования.
О целях и методах антикризисной
политики в специфических условиях российской
экономики. Подход российского правительства
к проведению антикризисной политики
претерпел значительную эволюцию. В начале
2008 г. он сводился к тому, что Россия, благодаря
наличию «подушки безопасности», останется
«островом стабильности». Суверенные
фонды, средства которых ЦБ разместил
в международные резервные активы (далее
– валютные резервы), казалась огромной.
Однако уже осенью 2008 г. в качестве общей
цели реализуемой Правительством России
и ЦБ системы антикризисных мер декларировались
«минимизация масштабов экономического
кризиса и смягчение его последствий для
населения и экономики». В Программе антикризисных
мер Правительства РФ на 2009 год (от 19 июня
2009 г.) поставлены цели «поддержки граждан
и недопущения разрушительных процессов
в социальной сфере и в экономике страны
при обеспечении одновременно с этим решения
стратегических задач социально-экономического
развития».
В чем заключается специфика российского
экономического кризиса?
Во-первых, Россия до сих пор не
преодолела последствия трансформационного
шока от распада СССР и смены экономической
системы. Кризис государственности породил
резкое сокращение социальных расходов,
государственных инвестиций и закупок
оборонной продукции. Обвальное сокращение
объема оказываемых государством гражданам
и предприятиям общественных услуг не
только привело к уменьшению спроса на
товары со стороны государства и «бюджетников»,
но и резко ухудшило инфраструктурные
условия, обеспечивающие конкурентоспособность
российских предприятий и экономики в
целом.
Далее, либерализация торговли
привела к переориентации производителей
сырьевых товаров на их экспорт с резким
удорожанием ресурсов для отечественных
товаропроизводителей. Одновременно либерализация
импорта продукции инвестиционного и
потребительского характера привела к
вытеснению с рынка отечественных производителей,
не готовых к жесткой и зачастую недобросовестной
конкуренции со стороны иностранных предприятий
и связанных с ними российских импортеров
(особенно так называемых «серых» импортеров).
Вследствие названных причин в
российской экономике возник мощный структурный
кризис, при котором недостаточность конкурентоспособных
производств сочеталась с избытком неконкурентоспособных.
Избыточность подобных мощностей в обрабатывающей
промышленности, наряду с иностранной
конкуренцией, снижает привлекательность
инвестиций в несырьевые высокотехнологичные
секторы.
Из сказанного
выше также следует, что государство не
должно поддерживать «надувшиеся» в последние
годы «ценовые пузыри» на рынках столичной
недвижимости или акций компаний – экспортеров
сырья. Ясно, что котировки акций были
завышены в результате длительного периода
роста цен на углеводороды и подобные
товары. Этот период завершился стремительным
раздуванием «ценового пузыря» на нефтяном
рынке летом 2008 г. с последовавшим столь
же резким крахом. Вместе с лопнувшим «нефтяным
пузырем» закончилась и повышательная
стадия «голландской болезни». Теперь
благодаря мировому кризису проблема
перехода от сырьевой модели развития
российской экономики к инновационной
«вдруг» превратилась из перспективной
в крайне злободневную.
Возникла угроза национальной
экономической безопасности – развития
финансово-экономического коллапса, т.е.
перехода экономики в режим взаимно усиливающихся
процессов снижения совокупного спроса,
масштаба и эффективности общественного
воспроизводства.
О диагностике причин российского кризиса
и рецептах его «излечения».
Основными
причинами создавшегося
- развертывание глобального кризиса, приведшего
к оттоку транснационального капитала
из России и резкому падению цен на нефть
– основного источника экспортной выручки;
- проведение антикризисной политики с
использованием методов государственной
поддержки экономики, т.е. преимущественно
посредством поддержания ликвидности
банковской системы. По сути Минфин и ЦБ
по-прежнему действуют в логике иллюзий
либеральных фундаменталистов о «невидимой
руке» рынка, которая волшебным образом
все приведет в порядок. Они допускают
единственное исключение из этой логики,
а именно – поддержание ликвидности банковской
системы.
Первый (внешний) фактор российского
кризиса находится вне контроля российских
властей, за исключением цен на нефть (их
можно было бы немного поднять, проводя
скоординированную с ОПЕК политику ограничения
экспорта). Но второй фактор – внутренняя
экономическая политика – до сих пор не
соответствует масштабам угроз экономической
безопасности, возникших вследствие мирового
кризиса.
Россия не готовилась к кризису.
В августовском прогнозе социально-экономического
развития на 2008-2010 гг. и в Концепции долгосрочного
социально-экономического развития до
2020 г., утвержденной в 17 ноября 2008 г., кризисные
варианты не рассматривались и специальные
меры по подготовке к кризису не проводились.
Суверенные фонды и валютные резервы предназначались
для использования в отдаленном будущем.
Минфин, Минэкономразвития и ЦБ не готовились
к кризису потому, что и не проводили политику,
исходя из особенностей российской экономики,
и пытаясь ею управлять как малоразвитым,
но все же аналогом экономики США. Но экономика
США – рыночная, передовая, инновационная,
развитая капиталистическая. И крупнейший
в мире импортер нефти. Российская экономика
– переходная, технологически и институционально
отсталая, с только формирующимися рыночными
институтами. Экспорт продукции ее обрабатывающей
промышленности (за исключением оборонной)
почти отсутствует. Вместе с тем российская
экономика – крупнейший экспортер углеводородов.
Она живет за счет доходов от вывоза сырья
и поражена «голландской болезнью». Когда
цены на нефть и газ высокие – экономика
и бюджетные доходы растут. Когда цены
обрушиваются – наступает всеобщий крах.
Второй фактор – инфляция, имеющая,
вопреки утверждениям ЦБ и Минфина, главным
образом монопольный и структурный, а
не монетарный характер. В первую очередь
имеется в виду повышение государством
тарифов на услуги естественных монополий,
причем без серьезной работы по сокращению
непроизводительных издержек в этих монополиях,
особенно в сфере ЖКХ. И, разумеется, –
классическая олигополия тех нефтяных
компаний, которые умудрились навлечь
на себя нарекания руководителей государства,
практически не снижая розничные цены
на нефтепродукты при кратном падении
оптовых. Антимонопольная служба при этом
расписалась в собственном бессилии. Недостаточно
результативно ведется борьба с криминальными
структурами, «накручивающими» цены на
рынках. Следовательно, антиинфляционная
политика должна быть прерогативой не
только ФАС, а всего государства, включая
правоохранительные органы. Резервы снижения
«накруток» так велики, что вполне могут
компенсировать не такой уж и большой
эффект девальвации. Его можно оценить
следующим образом. При девальвации в
1,35 раза происходит соответствующее удорожание
рублевого эквивалента таможенной стоимости
товаров. Однако ее доля в розничной цене
товаров широкого потребления импортного
происхождения существенно ниже 50%. Большая
часть розничной цены, например, на импортированные
продовольственные товары, составляют
торгово-транспортные наценки на всех
этапах обращения товара на территории
России. Сказанное, разумеется, не относится
к таким дорогостоящим товарам, как автомобили,
ноутбуки. меховые изделия или драгоценности
иностранного производства. Однако они
не входят в корзину товаров, используемых
при расчете индекса потребительских
цен.
Россия оказалась подготовленной
к началу кризиса случайно, а не по причине
последовательной подготовительной работы.
Экономика не «рухнула» только благодаря
большим размерам накопленных за «семь
тучных лет» золотовалютных резервов.
Но эти резервы создавались в целях не
страхования от кризиса, а предотвращения
резкого укрепления рубля и чрезмерно
большого роста денежной базы. Приоритетной
задачей была только борьба с инфляцией.
Тратить суверенные фонды собирались
через много лет. То, что часть притока
«нефтедолларов» не «проедалась», это
правильно. Но если хотя бы треть валютных
резервов вкладывалась в проекты по модернизации
и повышению эффективности экономики,
то она была бы лучше готова к кризису.
Можно сделать
вывод: главная причина ошибочности социально-экономической
политики – использование для пораженной
«голландской болезнью» экономики России
стандартных макроэкономических рецептов,
разработанных для стран с типом экономики,
«зеркально противоположным» российскому.
Поэтому напрашивается первый рецепт
(долгосрочной политики) – сделать диверсификацию
экономики главной целью политики государства.
Второй рецепт – проводить скоординированную
с ОПЕК политику сокращения экспорта нефти
с целью повышения мировых цен на углеводороды.
Наконец, необходима модель развития
экономики и общества России на основе
концепции шести «И» (институты, инфраструктура,
инновации, инвестиции и, дополнительно,
интеллект и информация как базовые ресурсы
современного технологического уклада).
Концепция шести «И» должна обеспечивать
развитие российской экономики на основе
частно-государственного партнерства
и трансформации сбережений граждан и
предприятий в прямые производственные
инвестиции. Причем – в инвестиции в высокотехнологичные
производства и в инновационно-активные
предприятия. Модель развития экономики
и общества на основе концепции шести
«И» призвана мобилизовать силы всего
общества для достижения передового уровня
эффективности и конкурентоспособности
российской экономики. Она должна основываться
не только на либеральных, но при необходимости,
на дирижистских принципах. И должна гарантировать
проведение сбалансированной кредитно-финансовой
политики не только государством и банками,
но и всеми экономическими агентами.
Сейчас благополучие нацеленной
на экспорт энергоносителей экономики
России во многом зависит от создания
нормального инновационного и инвестиционного
климата, который позволит ей стать технологически
развитой страной, а не сырьевым придатком
Запада и бурно развивающихся экономик.
Литература
1. http://www.government.ru/
2.
3. Задача снижения зависимости российской
экономики от сырьевого экспорта и альтернативы
эко-номической политики // Проблемы прогнозирования.
2008. № 3.
4. Гайдар Е.Т. Гибель империи. М. 2007 ; РОССПЭН.
5. Кувшинова О., Стеркин Ф. Куда упадет
экономика // Ведомости. 24.04.2009.
6. Селиванова М. Зарплаты вернулись в конверты.
«Серых» выплат стало больше. //RBCdaily. 22.4.2009.
Литература
1. http://www.government.ru/
2.
3. Задача снижения зависимости российской
экономики от сырьевого экспорта и альтернативы
эко-номической политики // Проблемы прогнозирования.
2008. № 3.
4. Гайдар Е.Т. Гибель империи. М. 2007 ; РОССПЭН.
5. Кувшинова О., Стеркин Ф. Куда упадет
экономика // Ведомости. 24.04.2009.
6. Селиванова М. Зарплаты вернулись в конверты.
«Серых» выплат стало больше. //RBCdaily. 22.4.2009.
Можно сделать
вывод: главная причина ошибочности социально-экономической
политики – использование для пораженной
«голландской болезнью» экономики России
стандартных макроэкономических рецептов,
разработанных для стран с типом экономики,
«зеркально противоположным» российскому.
Поэтому напрашивается первый рецепт
(долгосрочной политики) – сделать диверсификацию
экономики главной целью политики государства.
Второй рецепт – проводить скоординированную
с ОПЕК политику сокращения экспорта нефти
с целью повышения мировых цен на углеводороды.
Наконец, необходима модель развития
экономики и общества России на основе
концепции шести «И» (институты, инфраструктура,
инновации, инвестиции и, дополнительно,
интеллект и информация как базовые ресурсы
современного технологического уклада).
Концепция шести «И» должна обеспечивать
развитие российской экономики на основе
частно-государственного партнерства
и трансформации сбережений граждан и
предприятий в прямые производственные
инвестиции. Причем – в инвестиции в высокотехнологичные
производства и в инновационно-активные
предприятия. Модель развития экономики
и общества на основе концепции шести
«И» призвана мобилизовать силы всего
общества для достижения передового уровня
эффективности и конкурентоспособности
российской экономики. Она должна основываться
не только на либеральных, но при необходимости,
на дирижистских принципах. И должна гарантировать
проведение сбалансированной кредитно-финансовой
политики не только государством и банками,
но и всеми экономическими агентами.
Сейчас благополучие нацеленной
на экспорт энергоносителей экономики
России во многом зависит от создания
нормального инновационного и инвестиционного
климата, который позволит ей стать технологически
развитой страной, а не сырьевым придатком
Запада и бурно развивающихся экономик.