Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Конкуренция.............................................................................................................
1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................
1.2.Функции конкуренции...........................................................................................
2.Основные модели рынка.......................................................................................
2.1.Свободная (чистая) конкуренция...........................................................................
2.2.Монополия...............................................................................................................
2.3.Олигополия..............................................................................................................
2.4.Чистая монополия...................................................................................................
3.Конкуренция-как движущая сила рыночных отношений в РК.....................
3.1.Конкуренция на банковском рынке......................................................................
3.2.Кнонкуренция на рынке транспортных услуг......................................................
5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Такая необходимость объясняется прежде всего невозможностью без действенной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена.
Именно принудительная сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.
В целом конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция
- определяющее условие поддержания
динамизма в экономической
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция несет
меньше негативных моментов, чем
положительных; конкуренция - значительно
меньшее зло, чем монополия,
злоупотребляющая своим
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
1. Макконнелл. К., Брю. С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1
2. www.bestreferat.ru
3. www.5ballov.ru
4.
Основы экономической теории: Учебник
для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений с углубленным
5.Шишкин А.Ф.;Шишкин Н.В., Экономика: учебник для ВУЗов. - М: Академический проэкт,2007.-767 с.(GAUDEAMUS).
6.Экономика: учебник для неэкономических специальностей ВУЗов/ В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецова, О.А. Пак, Э.В. Соболев/под редакцией д-ра эконом. Наук, проф-ра В.А. Сидорова. - М.:Экономистъ,2007.-302 с..-(Homo Faber)
7.современная
экономика (для студентов
8. Вестник КазНу, Экономическая серия. №1 (59),2007г.
9. Вестник КазНу, Юридическая серия. №3(47),2007г.
10.Назарбаев
Н. Долгосрочная стратегия
11. Сабетов А Автореферат диссертации «Развитие конкурентоспособного потенциала железнодорожного транспорта Казахстана (теория, методология,практика). Алматы, 2007, 38 с.
12. Сергеев В.И.,.Кизгли А.А., Эльшевич П.А. Глобальные логистические системы. Бизнес пресса, С-Пб., 2001, 154 с.
13. Гончарук О.В Экономическая эффективность транспортно-логистических систем. М.. Наука, 1991,98 с.
14. ж. Деньги и кредит,№7,2008 г.
Приложение А.
Таблица №1.Основные черты моделей рынков.
чистая конкуренция | монополистическая конкуренция | олигополия | монополия | |
число фирм | очень много | много | несколько | одна |
характер продукции | стандартная | дифференцированная | стандартная или дифференцированная | уникальная: нет близких заменителей |
условия вступления | очень легкие, препятствия отсутствуют | сравнительно легкие | наличие существенных препятствий | блокировано |
доступность экономической информации | полная доступность | некоторые ограничения | существенные ограничения | недоступна |
контроль над ценой | отсутствует | некоторый, но в довольно узких рамках | ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре | значительный |
примеры | сельское хозяйство | розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. | производство стали, автомобилей, многих бытовых электроприборов | местные предприятия общественного пользования |
Информация о работе Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве