Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Конкуренция.............................................................................................................
1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................
1.2.Функции конкуренции...........................................................................................
2.Основные модели рынка.......................................................................................
2.1.Свободная (чистая) конкуренция...........................................................................
2.2.Монополия...............................................................................................................
2.3.Олигополия..............................................................................................................
2.4.Чистая монополия...................................................................................................
3.Конкуренция-как движущая сила рыночных отношений в РК.....................
3.1.Конкуренция на банковском рынке......................................................................
3.2.Кнонкуренция на рынке транспортных услуг......................................................
проникновения в отрасль новых конкурентов.
Анализируя проблемы
- рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-
промышленные фирмы;
- рыночная структура, в которой
несколько крупных поставщиков,
связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;
- рынок, на котором
«производственной пирамиды»,
производственная взаимосвязь
Обычно термин «олигополия»
рынка, на котором
диверсифицированные
Билатеральная монополия (
Рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги, называется чистой монополией.
2.3.Олигополия.
Олигополия – это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.
При такой организации рынка
на нем представлено небольшое
число сравнительно крупных
На монопольных рынках любые
виды соперничества
Отличительная черта
Несмотря на обладание
Поведение участников олигопольного рынка
можно сравнить с игрой, где за каждым
ходом одного игрока следует ответный
ход соперника, так что исход игры в конечном
счете не известен.
Поскольку реакция
(стандартизованной) и относительно дифференцированной,
возможность входа на рынок может варьироваться
от почти свободной до жестко ограниченной.[7]
2.4. Чистая монополия.
При такой форме организации рынка существует единственный продавец определенного товара. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если и условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи.
Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.
Одна
из причин появления и существования
монополии состоит в таком
соотношении между размерами
рынка (предъявляемым спросом) и
эффективной мощностью
Природе
монополий присуще стремление использовать
свою рыночную власть в ущерб потребителям
и потенциальным конкурентам. Следовательно,
только уменьшая число рынков с монопольной
структурой и сокращая число предприятий
с монопольным положением, можно
ослабить до разумных пределов их негативные
воздействия на рынки. В случае обратной
ситуации, когда не продавец, а покупатель
занимает монопольное положение
и ему противостоит множество
продавцов, имеет место монопсония,
но и тогда основные характеристики
рынка повторяют черты
В
ряду рынков с монопольной структурой
особое положение занимают так называемые
естественные монополии. В связи
со значительной экономией от масштаба
производства и технологической
нецелесообразностью развития конкуренции
на рынке может существовать только
один хозяйствующий субъект, удовлетворяющий
спрос клиентуры и получающий
прибыль. Рассредоточить производство
на несколько предприятий
3.Конкуренция - как движущая сила рыночных отношений.
Конкуренция - экономический закон, лежащий в основе рыночного механизма, действующий в рамках проявления закона стоимости и полезности, спроса и предложения и других закономерностей рыночных отношений.
В условиях развитого
Конкуренция будучи
Открытой конкуренции
Мировая тенденция развития
В результате конкуренции на
рынке остаются наиболее
Как и раньше, так и в настоящее время рыночная экономика не может развиваться без необходимой конкурентной среды, что невозможно без соответствующей свободы для бизнеса. В этой связи важно подчеркнуть роль малого и среднего бизнеса.
Возникновение общих рынков в ряде регионов планеты, функционирование всемирной торговой организации (ВТО) открывает простор для здоровой конкуренции между различными государствами.
Конкуренция как экономическая закономерность включает в свою орбиту целый комплекс взаимосвязанных компонентов. В теории конкуренции в последние годы открылись новые аспекты, вытекающие из вызовов глобализации. Если раньше конкуренция рассматривалась в экономической литературе лишь с точки зрения отношений между товаропроизводителями, то теперь законы конкуренции охватывают большой спектр общественных отношений и на первый план выступают категория конкурентоспособности нации, страны и государства.
Конкуренция в условиях глобализации может отвечать на вызовы последней лишь тогда, когда национальная экономика станет конкурентоспособной в острой борьбе с транснациональными корпорациями ведущих индустриальных держав мира. Так, по имеющимся данным страны семерки владеют 90% высокотехнологического производства и 83% мирового дохода. Существует значительный технологический разрыв между Севером и Югом, отсюда появилась теория классификации стран по 3 группам. К первой группе относят страны-новаторы, разрабатывающие инновации, ко второй группе - страны, использующие инновации в своих интересах, к третьей - страны, которые, которые используют известные процессы инновации и технического прогресса.
Вызовы глобализации привели к появлению теории так называемого «золотого миллиарда», ныне эта теория трансформируется в теорию «бриллиантового миллиарда». Представляется, что отмеченные теоретические постулаты, хотя ныне имеют реальную основу, однако, с точки зрения нравственности и справедливости, возможностей научно-технической революции, относятся к разряду асоциальных течений общественной мысли. Сторонники этих высказываний делают попытку обречения всего населения земного шар к нищете и рабству.
По данным ООН сегодня свыше 800 млн. человек страдают от голода и надоедания, у 1,3 млрд.- доход составляет менее одного доллара в день, 1,5 млрд. человек живут без чистой воды, 80% бедных стран потребляют лишь 20%благ, создаваемых в мире.
Пространство нищеты и социальной деградации имеются в основном в Азии, где проживают около 60% населения. В Африке 8%, в Латинской Америке 8%. В Северной Америке и Европе - по 12,5% соответственно.
В ежегодных Посланиях Президента РК народу Казахстана ставятся конкретные задачи стратегического и тактического характера. Так, в Послании (20006 г.) на первый план выдвинут ряд приоритетных направлений, среди них: необходимость успешной интеграции РК в мировую экономику; модернизация диверсификация экономики, современная социальная политика, развитие современного образования, дальнейшее развитие демократии и модернизации политической системы; реализация стратегии национальной безопасности на ближайшие годы; продолжение внешнеполитического курса, направленного на стратегическое сотрудничество странами ближнего и дальнего зарубежья. Вышеизложенные приоритеты взаимосвязаны и взаимообусловлены, они отражают идеи и задачи, предусмотренные в долгосрочной «Стратегии 2030», конкретизированные в Программах индустриально - инновационного развития, повышения эффективности аграрного сектора и т.д.
Информация о работе Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве