Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

1.Конкуренция.............................................................................................................

1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................

1.2.Функции конкуренции...........................................................................................

2.Основные модели рынка.......................................................................................

2.1.Свободная (чистая) конкуренция...........................................................................

2.2.Монополия...............................................................................................................

2.3.Олигополия..............................................................................................................

2.4.Чистая монополия...................................................................................................

3.Конкуренция-как движущая сила рыночных отношений в РК.....................

3.1.Конкуренция на банковском рынке......................................................................

3.2.Кнонкуренция на рынке транспортных услуг......................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая..docx

— 100.94 Кб (Скачать)

          проникновения в отрасль новых  конкурентов.

       Анализируя проблемы монополистической  конкуренции, следует иметь в  виду, сто существует несколько  видов конкуренции в условиях  монополии: 

  1. Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного  товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.
  2. Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.
  3. Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

    - рыночная структура, в которой  действуют одноотраслевые торгово-

      промышленные фирмы;

                   - рыночная структура, в которой  несколько крупных поставщиков,  не 

                      связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;

    - рынок, на котором господствует  группа корпораций типа 

      «производственной пирамиды», в  которой существует 

      производственная взаимосвязь в  виде подетальной специализации. 

      Обычно термин «олигополия» используется  при характеристике

      рынка, на котором функционируют  крупнейшие

      диверсифицированные корпорации.

  1. Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

       Билатеральная монополия (двухсторонняя  монополия) – тип рыночной  структуры, при которой возникает  противоборство единого поставщика  и единого (объединенного) потребителя.  Такой рынок возникает при  использовании электроэнергии, водоснабжении  и газоснабжении.[7]

 

  Рыночная  ситуация, при которой в отрасли  действует только один продавец какого-либо товара или услуги, называется чистой монополией.

  2.3.Олигополия.

       Олигополия – это господство  на рынке нескольких фирм, производящих  идентичные или схожие товары.

       При такой организации рынка  на нем представлено небольшое  число сравнительно крупных предприятий-продавцов  однородной либо незначительно  различающейся продукции. Немногочисленным  продавцам на этом рынке противостоит  значительное количество покупателей.

       На монопольных рынках любые  виды соперничества отсутствуют.  Если же потенциальный конкурент  преодолевает барьеры входа на  рынок, то монопольное предприятие  утрачивает абсолютную рыночную  власть, структура рынка меняется  и монополия исчезает.

       Отличительная черта олигополии  — большое разнообразие в поведении  продавцов: от острого соперничества  до сговора. Предприятие, действующее  на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.

       Несмотря на обладание некоторой  рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. 
Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете не известен.

       Поскольку реакция конкурирующих  субъектов рынка на поведение  друг друга может быть различной,  универсальной, динамически устойчивой  модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной 
(стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.[7]

 

  2.4. Чистая монополия.

  При такой форме организации рынка  существует единственный продавец определенного  товара. Предложению предприятия, занимающего  монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если и условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи.

     Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

  Одна  из причин появления и существования  монополии состоит в таком  соотношении между размерами  рынка (предъявляемым спросом) и  эффективной мощностью предприятия, которое требует существования  нескольких или единственного производителя (например, автомобилестроение, энергетическое машиностроение н т.д.), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (например, производство хлебобулочных изделий и т.д.). Другими причинами могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование в течение определенного времени) и пр.

  Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной  структурой и сокращая число предприятий  с монопольным положением, можно  ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение  и ему противостоит множество  продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.[7]

  В ряду рынков с монопольной структурой особое положение занимают так называемые естественные монополии. В связи  со значительной экономией от масштаба производства и технологической  нецелесообразностью развития конкуренции  на рынке может существовать только один хозяйствующий субъект, удовлетворяющий  спрос клиентуры и получающий прибыль. Рассредоточить производство на несколько предприятий нецелесообразно, так как это приведет к неоправданному росту затрат. Рынкам естественной монополии присущи все основные характеристики рынка монопольного типа. Однако способы воздействия  государства на эти рынки (прежде всего установление цен и тарифов) будут отличными от тех, которые  целесообразны по отношению к  прочим монопольным предприятиям.

 
 
 
 

  3.Конкуренция  - как движущая  сила рыночных  отношений.

       Конкуренция - экономический закон,  лежащий в основе рыночного  механизма, действующий в рамках проявления закона стоимости и полезности, спроса и предложения и других закономерностей рыночных отношений.

       В условиях развитого рыночного  хозяйства конкуренция, согласно  западной экономической теории  имеет совершенную и несовершенную  форму в зависимости от степени доминирования монополий и монопсоний или олигополии. Отмеченные выше формы конкуренции обусловлены удельным весом на рынке товаропроизводителей, ведущих конкурентную борьбу за покупателей и увеличение своей доли на рынке.[8]

       Конкуренция будучи экономическим  законом постоянно стимулирует  повышение качества товаров, работ и услуг, снижения производственных затрат, освоения в производстве технических новшеств, ноу-хау.

       Открытой конкуренции противостоят  государственные антимонопольные  органы, призванные контролировать  и следить за состоянием рынка.

       Мировая тенденция развития такова, что под влиянием научно-технического  прогресса формируются крупные  производственные корпорации и  расширяются масштабы международного рынка. В результате указанных объективных процессов усиливается конкуренция на межгосударственном уровне. В современных условиях глобализации масштабы конкуренции распространяются на уровне транснациональных корпораций, региональных интеграционных объединений.

       В результате конкуренции на  рынке остаются наиболее восприимчивые  к модернизации, адаптированные  научно-техническому прогрессу к  конкретной рыночной конъюнктуре.  В экономической литературе различают  конкуренцию открытую, неценовую,  свободную, чистую и т.д.

      Как и раньше, так и в настоящее время рыночная экономика не может развиваться без необходимой конкурентной среды, что невозможно без соответствующей свободы для бизнеса. В этой связи важно подчеркнуть роль малого и среднего бизнеса.

      Возникновение общих рынков в ряде регионов планеты, функционирование всемирной торговой организации (ВТО) открывает простор для здоровой конкуренции между различными государствами.

      Конкуренция как экономическая закономерность включает в свою орбиту целый комплекс взаимосвязанных компонентов. В теории конкуренции в последние годы открылись новые аспекты, вытекающие из вызовов глобализации. Если раньше конкуренция рассматривалась в экономической литературе лишь с точки зрения отношений между товаропроизводителями, то теперь законы конкуренции охватывают большой спектр общественных отношений и на первый план выступают категория конкурентоспособности нации, страны и государства.

      Конкуренция в условиях глобализации может отвечать на вызовы последней лишь тогда, когда национальная экономика станет конкурентоспособной в острой борьбе с транснациональными корпорациями ведущих индустриальных держав мира. Так, по имеющимся данным страны семерки владеют 90% высокотехнологического производства и 83% мирового дохода. Существует значительный технологический разрыв между Севером и Югом, отсюда появилась теория классификации стран по 3 группам. К первой группе относят страны-новаторы, разрабатывающие  инновации, ко второй группе - страны, использующие инновации в своих интересах, к третьей - страны, которые, которые используют известные процессы инновации и технического прогресса.

      Вызовы глобализации привели к появлению теории так называемого «золотого миллиарда», ныне эта теория трансформируется в теорию «бриллиантового миллиарда». Представляется, что отмеченные теоретические постулаты, хотя ныне имеют реальную основу, однако, с точки зрения нравственности и справедливости, возможностей научно-технической революции, относятся к разряду асоциальных течений общественной мысли. Сторонники этих высказываний делают попытку обречения всего населения земного шар к нищете и рабству.

  По  данным ООН сегодня свыше 800 млн. человек страдают от голода и надоедания, у 1,3 млрд.- доход составляет менее одного доллара в день, 1,5 млрд. человек живут без чистой воды, 80% бедных стран потребляют лишь 20%благ, создаваемых в мире.

      Пространство нищеты и социальной деградации имеются в основном  в Азии, где проживают около 60% населения. В Африке 8%, в Латинской Америке 8%. В Северной Америке и Европе - по 12,5% соответственно.

  В ежегодных Посланиях Президента РК народу Казахстана ставятся конкретные задачи стратегического и тактического характера. Так, в Послании   (20006 г.)  на первый план выдвинут ряд приоритетных направлений, среди них:  необходимость успешной интеграции РК в мировую экономику; модернизация диверсификация экономики, современная социальная политика, развитие современного образования, дальнейшее развитие демократии и модернизации политической системы; реализация стратегии национальной безопасности на ближайшие годы; продолжение внешнеполитического курса, направленного на стратегическое сотрудничество странами ближнего и дальнего зарубежья. Вышеизложенные приоритеты взаимосвязаны и взаимообусловлены, они отражают идеи и задачи, предусмотренные в долгосрочной «Стратегии 2030», конкретизированные в Программах индустриально - инновационного развития, повышения эффективности аграрного сектора и т.д.

Информация о работе Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве