Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Конкуренция.............................................................................................................
1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................
1.2.Функции конкуренции...........................................................................................
2.Основные модели рынка.......................................................................................
2.1.Свободная (чистая) конкуренция...........................................................................
2.2.Монополия...............................................................................................................
2.3.Олигополия..............................................................................................................
2.4.Чистая монополия...................................................................................................
3.Конкуренция-как движущая сила рыночных отношений в РК.....................
3.1.Конкуренция на банковском рынке......................................................................
3.2.Кнонкуренция на рынке транспортных услуг......................................................
Прежде всего, надо установить,
по каким критериям
Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).
Каждая отрасль
Наконец, в отдельных отраслях
наблюдается различная степень
доступности экономической
Все указанные признаки
2.1.Чистая конкуренция.
Понятие «совершенная конкуренция» - достаточно емкая категория. Она включает в себя два аспекта: «рынок совершенной конкуренции» и «совершенно конкурентная фирма». По сути дела, речь идет о двух институтах (рынке и фирме), функционирование которых и обусловливает такое явление, как «совершенная конкуренция».
Следует иметь в виду, что упомянутые
выше черты совершенной
Рассмотрим последовательно
При совершенной конкуренции
ни продавцы, ни покупатели не
влияют на рыночную ситуацию
вследствие малости и
При этом совершаемые
Для того чтобы конкуренция
была совершенной,
В этих условиях ни один
покупатель не пожелает
Действительно, трудно
Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).
Типичное для совершенной
Нет трудностей и с
Последнее условие
Вышеперечисленные условия
Оказывать же влияние на общую
ситуацию рыночные субъекты в
условиях совершенной
Фирмы, функционирующие в
В качестве примера рынка,
2.2.Монополия.
С появлением монополии –
Монополистическая конкуренция
- это такая рыночная ситуация,
когда многочисленные продавцы
продают схожие товары, стремясь
придать им реальные или
Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор косметики", «наш банк осуществляет самые быстрые расчеты» и т.д.
К основным характеристикам
а) относительно большое число некрупных производителей;
б) продажа схожей, но не идентичной
продукции. Разные
занимаются созданием
принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию
идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;
в) наличие у отдельного
рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей
достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на
одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую
продукцию характеризуется
покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения
могут переключиться на
продавцов, проигнорировав
г) различные соглашения между конкурентами по ограничению
конкуренции, например по
являются практически
конкурентов довольно много, и,
границы поля конкуренции,
д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль
новых производителей. По сравнению
с чистой конкуренцией
возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень
технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для
Информация о работе Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве