Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

1.Конкуренция.............................................................................................................

1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................

1.2.Функции конкуренции...........................................................................................

2.Основные модели рынка.......................................................................................

2.1.Свободная (чистая) конкуренция...........................................................................

2.2.Монополия...............................................................................................................

2.3.Олигополия..............................................................................................................

2.4.Чистая монополия...................................................................................................

3.Конкуренция-как движущая сила рыночных отношений в РК.....................

3.1.Конкуренция на банковском рынке......................................................................

3.2.Кнонкуренция на рынке транспортных услуг......................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая..docx

— 100.94 Кб (Скачать)

  Кроме того, рассматриваемая форма ведения  конкурентной борьбы на рынке банковских услуг в случае осуществления  контролирующими и зависимыми (дочерними) обществами различных видов финансовой деятельности характеризуете в некоторых  случаях отсутствием у регулирующих органов формальных оснований для применения антимонопольных санкций. При этом в большинстве стран (в том числе в Казахстане) законодательство о группах юридических лиц до сих пор находится в стадии установления.

  Вывод в данном случае может быть только один: необходимо комплексное совершенствование законодательства.

  3.2.Конкуренция  на рынке транспортных  услуг.

  Успехи  во внешнеполитической деятельности Республики Казахстан будут связаны с уровнем экономического развития страны, эффективностью экономических связей с зарубежными странами, отношением Республики Казахстан с такими международными организациями, как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. Главный принцип ВТО-это честная, но между тем жесткая конкуренция. Повышение национальной конкурентоспособности - это вопрос, который в настоящее время становится политическим приоритетом для многих стран, в том числе для Республики Казахстан.

  В стратегии Президента Республики Казахстан  «Казахстан 2030» «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» одной из главных приоритетных проблем определено развитие и техническое перевооружение национального производства и экономики. Особое внимание проблеме конкурентоспособности уделено в послании Президента смыслом развития Республики Казахстан Н.Назарбаева «Казахстан - 2030» [10]. В нем говорится, что основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности казахстанской экономики. Все действия Президента, Правительства, каждого министерства и ведомства должны оцениваться по единому критерию: способствуют ли эти действия укреплению конкурентоспособности Республики Казахстан. Девиз века - конкурентоспособность и интеграция в мировые процессы. Современная экономика немыслима без конкуренции. Конкуренция является одним из важнейших инструментов рынка. В современных словарях под понятием конкуренции понимают соперничество, соревнование людей, групп, организации в достижении сходных целей, лучших целей в определенной общественной сфере.

  В экономике суверенного Казахстана транспортный комплекс является базовой  отраслью, формирующей инфраструктуру народного хозяйства, на долю которого приходится более 20% стоимости производственных фондов, свыше 35% потребляемых энергоресурсов, около 10% работающего населения. Транспортный комплекс Республики Казахстан объединяет железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный, а также различные другие виды технологического транспорт.

  Конкуренция, как таковая существует только между  транспортными предприятиями внутри каждого вида транспорта, причем она стала возможной в связи с изменением формы собственности этих предприятий (государственная, частная, совместная и т.д.)

  В условиях глобализации транспорт выступает  важнейшим рычагом интеграционных 
процессов. Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития 
внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, 
перераспределению грузовых и пассажирских потоков, поиску новых технологий и 
рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. Главными субъектами 
международной      конкуренции      становятся транснациональные      корпорации,

  превратившиеся  в крупнейшие многоотраслевые комплексы, которые ведут конкурентную борьбу и одновременно имеют возможности  маневрирования на многих отраслевых товарных рынках посредством своевременной  транспортной доставки конкурентоспособной продукции.

  Под конкурентоспособностью транспортного  предприятия следует понимать его способность организовывать и осуществлять перевозки, которые по своему качеству и стоимости (тарифу) и другим характеристикам являются более привлекательными для клиентуры, чем перевозки и услуги, предлагаемые конкурентом [11].

  Для рынка транспортных услуг характерны следующие виды конкуренции:

  - конкуренция между" автотранспортными предприятиями различных форм 
собственности (государственной, частной, кооперативной, акционерной и др.);

  - конкуренция транспортного предприятия различной ведомственной 
подчиненности;

  • конкуренция транспортного предприятия на различных видах перевозок грузов (строительных грузов, торговых грузов, сельскохозяйственных грузов и т. д.);
  • конкуренция между различными видами транспорта. Наиболее ярко этот вид конкуренции проявляется между автомобильным и железнодорожным транспортом.

  Конкуренцию на рынке транспортных услуг необходимо большие группы, участвующие в макрологистических и микрологистических подразделять на две системах.[12] Макрологистические системы могут быть классифицированы по следующим основным признакам: глобальные; по признаку административно-территориального деления, по объективно-функциональному признаку. Микрологистические системы организации бизнеса (предприятия) классифицируются на внутренние (внутрипроизводственные) и внешние, часто интегрированные (внешние и внутренние).

  На  транспортном рынке Республики Казахстан  в основном преобладают два вида конкуренции-монопольная и олигопольная. Монополистическая конкуренция свойственна городскому транспорту в крупных городах, таким городам как Астана, Алматы и др. При этом преобладает преимущественно конкуренция между видами транспорта.

  Основными показателями, влияющими на конкурентоспособность

  транспортного предприятия являются:

  • соотношение предложения и спроса на перевозки грузов;
  • качество транспортного обслуживания;
  • соотношение доходов и расходов на перевозки;
  • количество видов перевозок грузов и услуг, выполняемых предприятием;
  • ресурсы транспортного предприятия;

  В рыночной экономике различают четыре вида конкуренции: монопольная, олигопольная, монополистическая и чистая конкуренция. Все эти четыре вида конкуренции присутствуют на рынке транспортных услуг.

  В условиях глобализации транспорт выступает  важнейшим рычагом 
интеграционных процессов. Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы 
развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорт», 
перераспределению грузовых и пассажирских потоков, поиску новых технологии и 
рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. Главными субъектами 
международной      конкуренции      становятся транснациональные      корпорации

  превратившиеся  в крупнейшие многоотраслевые комплексы, которые веду) конкурентную борьбу и одновременно имеют возможности  маневрирования на многих отраслевых товарных рынках посредством своевременной транспортной доставки конкурентоспособной продукции.

  В международной конкуренции на современном этапе тесно переплетаются две тенденции в развитии конкуренции:

  1. неценовое соперничество в рамках олигополии и стремление к взаимодействию, согласованию, координации действий на рынках (олигополия - это относительно узкие группировки близких по экономическому потенциалу ТНК определенной отрасли производства в мировом масштабе);
  2. конкурентная война против аутсайдеров вплоть до их устранения.

  По  признаку административно-территориального деления конкуренция на рынке  транспортных услуг имеет место  на межреспубликанском, республиканском  и межрегиональном уровне как  конкуренция между различными видами транспорта

  Основными    видами   транспорта   в    осуществлении    международных    перевозок являются железнодорожный (более 50 %) и трубопроводный (40%).  Автомобильным транспортом   выполняются   2-3    %    перевозок   в    межгосударственном    сообщении Значительный удельный вес в их составе имеют перевозки в приграничном сообщении Устойчивый  - рост   перевозок   экспортно-импортных   грузов   демонстрирует   морской транспорт: за последние семь лет его доля в этом виде сообщений увеличилась с 0,9 до •!.'< %. Доля воздушного и внутреннего водного транспорта незначительна - менее 0.1 %. Нес виды   транспорта   конкурируют   между   собой   на   рынке   грузовых   и   пассажирских перевозок. Так, трубопроводный и    железнодорожный    транспорт    конкурируют    чп транспортировку   нефти    и    нефтепродуктов:    железнодорожный   и автомобильный практически за всю номенклатуру грузов, за исключением массовых насыпных грузов

  Железнодорожный транспорт. Основой транспортной системы республики является железнодорожный транспорт. По состоянию на 1.01.2004 г протяженное и. магистральных дорог, включая дороги республики на территории Казахстана составляли 14,3 тыс. км, 34,7% из которых двухпутные и многопутные линии, 3,8 тыс.км электрифицированные. Плотность железнодорожных магистралей в Казахстане составляет 5,2 км на 1000км2 территории.

  На  железнодорожном транспорте за последние  годы отмечается увеличение объема грузооборота. Так, в 2000 году грузооборот возрос по сравнению с 1999 годом на 36,6%, а в 2001 по сравнению с 2000 - 8,6%.

  Автомобильный транспорт выполняет около 3% грузооборота страны, перевозит более половины всего объема перевозок груза внутри страны. По состоянию на 2002 г. в республике насчитывалось 1349,5 тысяч транспортных единиц из них 204,6 тыс. грузовых автомобилей. На долю основных грузоперевозчиков, т.е. предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками, в 2002 году пришлось 69,9% всех автомобильных перевозок.

  Внутренний  водный транспорт  в работе транспортной системы Республики Казахстан составляет небольшую долю (39 млн. т/км грузооборота, 0,5 млн.т перевозка груза), имеет особое значение для обеспечения транспортных связей в смешанных перевозках в восточном и западном регионах страны.

  Речной  транспорт занимает небольшой удельный вес в общих объемах работы транспорта республики, примерно 4,5%.

  В республике протяженность судоходных внутренних путей составляет - 3956 км, в том числе 3348 - это судоходные реки озера, 608 - это искусственные пути. Для осуществления перевозок речным транспортом в республике имеются 22 причала в портах и на пристанях, общая длина которых составляет 3351 м, 13 из причалов механизированы, то есть, оснащены постоянно закрепленными береговыми и плавучими погрузочно-разгрузочными машинами.

  Трубопроводный  транспорт стремительно развивается в транспортной системе Республики Казахстан с освоением новых месторождений топливно-энергетического комплекса. В настоящее время доля трубопроводного транспорта в грузообороте всех видов транспорта составляет 29%, а в объеме перевозок 20%.

  Трубопроводный  транспорт представлен существующими  маршрутами перекачки нефти и  газа по следующим направлениям: Атырау - Самара; Актюбинская область - Орский НПЗ; Атырау - Кульсары; Атырау 0 Тенгиз ; Тенгиз - Кульсары; Кумколь - Каракоин; Каракоин -Шымкнент; Павлодар - Караганда _ Каракоин; Трубопровод КТК (Тенгиз - Новоросийск).

  Воздушный транспорт в основном имеет значимость в пассажирских перевозках. Перевозки грузов воздушным транспортом Казахстан в общереспубликанских не значительны - 9,4 тыс. тонн.

  Совокупность  проблем, с которыми сталкиваются транспортные предприятия в настоящее время можно с определенной степенью условности свести к нескольким укрупненным. Это нехватка оборотных средств, отсутствие информации о динамике потребностей на рынках, отсутствие разработанной маркетинговой стратегии.

Заключение.

  Итак, конкуренция  имеет определённые преимущества и  недостатки.

  Преимущества:

  1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;

  2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

  3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

  4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

  5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

  Недостатки:

  1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

  2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

  3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);

  4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;

Информация о работе Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве