Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Конкуренция.............................................................................................................
1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................
1.2.Функции конкуренции...........................................................................................
2.Основные модели рынка.......................................................................................
2.1.Свободная (чистая) конкуренция...........................................................................
2.2.Монополия...............................................................................................................
2.3.Олигополия..............................................................................................................
2.4.Чистая монополия...................................................................................................
3.Конкуренция-как движущая сила рыночных отношений в РК.....................
3.1.Конкуренция на банковском рынке......................................................................
3.2.Кнонкуренция на рынке транспортных услуг......................................................
Кроме
того, рассматриваемая форма ведения
конкурентной борьбы на рынке банковских
услуг в случае осуществления
контролирующими и зависимыми (дочерними)
обществами различных видов финансовой
деятельности характеризуете в некоторых
случаях отсутствием у
Вывод в данном случае может быть только один: необходимо комплексное совершенствование законодательства.
3.2.Конкуренция на рынке транспортных услуг.
Успехи во внешнеполитической деятельности Республики Казахстан будут связаны с уровнем экономического развития страны, эффективностью экономических связей с зарубежными странами, отношением Республики Казахстан с такими международными организациями, как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. Главный принцип ВТО-это честная, но между тем жесткая конкуренция. Повышение национальной конкурентоспособности - это вопрос, который в настоящее время становится политическим приоритетом для многих стран, в том числе для Республики Казахстан.
В стратегии Президента Республики Казахстан «Казахстан 2030» «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» одной из главных приоритетных проблем определено развитие и техническое перевооружение национального производства и экономики. Особое внимание проблеме конкурентоспособности уделено в послании Президента смыслом развития Республики Казахстан Н.Назарбаева «Казахстан - 2030» [10]. В нем говорится, что основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности казахстанской экономики. Все действия Президента, Правительства, каждого министерства и ведомства должны оцениваться по единому критерию: способствуют ли эти действия укреплению конкурентоспособности Республики Казахстан. Девиз века - конкурентоспособность и интеграция в мировые процессы. Современная экономика немыслима без конкуренции. Конкуренция является одним из важнейших инструментов рынка. В современных словарях под понятием конкуренции понимают соперничество, соревнование людей, групп, организации в достижении сходных целей, лучших целей в определенной общественной сфере.
В
экономике суверенного
Конкуренция, как таковая существует только между транспортными предприятиями внутри каждого вида транспорта, причем она стала возможной в связи с изменением формы собственности этих предприятий (государственная, частная, совместная и т.д.)
В
условиях глобализации транспорт выступает
важнейшим рычагом
процессов. Глобализация экономики и сопровождающие
ее процессы развития
внешнеторгового обмена требуют новых
подходов к развитию транспорта,
перераспределению грузовых и пассажирских
потоков, поиску новых технологий и
рациональных путей освоения перевозок
пассажиров и грузов. Главными субъектами
международной конкуренции
становятся транснациональные
превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, которые ведут конкурентную борьбу и одновременно имеют возможности маневрирования на многих отраслевых товарных рынках посредством своевременной транспортной доставки конкурентоспособной продукции.
Под конкурентоспособностью транспортного предприятия следует понимать его способность организовывать и осуществлять перевозки, которые по своему качеству и стоимости (тарифу) и другим характеристикам являются более привлекательными для клиентуры, чем перевозки и услуги, предлагаемые конкурентом [11].
Для рынка транспортных услуг характерны следующие виды конкуренции:
- конкуренция
между" автотранспортными предприятиями
различных форм
собственности (государственной, частной,
кооперативной, акционерной и др.);
- конкуренция
транспортного предприятия различной
ведомственной
подчиненности;
Конкуренцию
на рынке транспортных услуг необходимо
большие группы, участвующие в макрологистических
и микрологистических подразделять на
две системах.[12] Макрологистические системы
могут быть классифицированы по следующим
основным признакам: глобальные; по признаку
административно-
На транспортном рынке Республики Казахстан в основном преобладают два вида конкуренции-монопольная и олигопольная. Монополистическая конкуренция свойственна городскому транспорту в крупных городах, таким городам как Астана, Алматы и др. При этом преобладает преимущественно конкуренция между видами транспорта.
Основными показателями, влияющими на конкурентоспособность
транспортного предприятия являются:
В рыночной экономике различают четыре вида конкуренции: монопольная, олигопольная, монополистическая и чистая конкуренция. Все эти четыре вида конкуренции присутствуют на рынке транспортных услуг.
В
условиях глобализации транспорт выступает
важнейшим рычагом
интеграционных процессов. Глобализация
экономики и сопровождающие ее процессы
развития внешнеторгового обмена требуют
новых подходов к развитию транспорт»,
перераспределению грузовых и пассажирских
потоков, поиску новых технологии и
рациональных путей освоения перевозок
пассажиров и грузов. Главными субъектами
международной конкуренции
становятся транснациональные
превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, которые веду) конкурентную борьбу и одновременно имеют возможности маневрирования на многих отраслевых товарных рынках посредством своевременной транспортной доставки конкурентоспособной продукции.
В международной конкуренции на современном этапе тесно переплетаются две тенденции в развитии конкуренции:
По
признаку административно-
Основными видами транспорта в осуществлении международных перевозок являются железнодорожный (более 50 %) и трубопроводный (40%). Автомобильным транспортом выполняются 2-3 % перевозок в межгосударственном сообщении Значительный удельный вес в их составе имеют перевозки в приграничном сообщении Устойчивый - рост перевозок экспортно-импортных грузов демонстрирует морской транспорт: за последние семь лет его доля в этом виде сообщений увеличилась с 0,9 до •!.'< %. Доля воздушного и внутреннего водного транспорта незначительна - менее 0.1 %. Нес виды транспорта конкурируют между собой на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Так, трубопроводный и железнодорожный транспорт конкурируют чп транспортировку нефти и нефтепродуктов: железнодорожный и автомобильный практически за всю номенклатуру грузов, за исключением массовых насыпных грузов
Железнодорожный транспорт. Основой транспортной системы республики является железнодорожный транспорт. По состоянию на 1.01.2004 г протяженное и. магистральных дорог, включая дороги республики на территории Казахстана составляли 14,3 тыс. км, 34,7% из которых двухпутные и многопутные линии, 3,8 тыс.км электрифицированные. Плотность железнодорожных магистралей в Казахстане составляет 5,2 км на 1000км2 территории.
На железнодорожном транспорте за последние годы отмечается увеличение объема грузооборота. Так, в 2000 году грузооборот возрос по сравнению с 1999 годом на 36,6%, а в 2001 по сравнению с 2000 - 8,6%.
Автомобильный транспорт выполняет около 3% грузооборота страны, перевозит более половины всего объема перевозок груза внутри страны. По состоянию на 2002 г. в республике насчитывалось 1349,5 тысяч транспортных единиц из них 204,6 тыс. грузовых автомобилей. На долю основных грузоперевозчиков, т.е. предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками, в 2002 году пришлось 69,9% всех автомобильных перевозок.
Внутренний водный транспорт в работе транспортной системы Республики Казахстан составляет небольшую долю (39 млн. т/км грузооборота, 0,5 млн.т перевозка груза), имеет особое значение для обеспечения транспортных связей в смешанных перевозках в восточном и западном регионах страны.
Речной транспорт занимает небольшой удельный вес в общих объемах работы транспорта республики, примерно 4,5%.
В республике протяженность судоходных внутренних путей составляет - 3956 км, в том числе 3348 - это судоходные реки озера, 608 - это искусственные пути. Для осуществления перевозок речным транспортом в республике имеются 22 причала в портах и на пристанях, общая длина которых составляет 3351 м, 13 из причалов механизированы, то есть, оснащены постоянно закрепленными береговыми и плавучими погрузочно-разгрузочными машинами.
Трубопроводный транспорт стремительно развивается в транспортной системе Республики Казахстан с освоением новых месторождений топливно-энергетического комплекса. В настоящее время доля трубопроводного транспорта в грузообороте всех видов транспорта составляет 29%, а в объеме перевозок 20%.
Трубопроводный
транспорт представлен
Воздушный транспорт в основном имеет значимость в пассажирских перевозках. Перевозки грузов воздушным транспортом Казахстан в общереспубликанских не значительны - 9,4 тыс. тонн.
Совокупность проблем, с которыми сталкиваются транспортные предприятия в настоящее время можно с определенной степенью условности свести к нескольким укрупненным. Это нехватка оборотных средств, отсутствие информации о динамике потребностей на рынках, отсутствие разработанной маркетинговой стратегии.
Заключение.
Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;
2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
Информация о работе Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве