Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Конкуренция.............................................................................................................
1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................
1.2.Функции конкуренции...........................................................................................
2.Основные модели рынка.......................................................................................
2.1.Свободная (чистая) конкуренция...........................................................................
2.2.Монополия...............................................................................................................
2.3.Олигополия..............................................................................................................
2.4.Чистая монополия...................................................................................................
3.Конкуренция-как движущая сила рыночных отношений в РК.....................
3.1.Конкуренция на банковском рынке......................................................................
3.2.Кнонкуренция на рынке транспортных услуг......................................................
В Послании Главы государства даётся ответ на насущные проблемы развития современного Казахстана на ближайшие краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные периоды развития.
Начало XXI столетия характеризуется господством транснациональных корпораций крупнейших индустриальных держав мира во главе с США. Ныне в мировом сообществе после распада СССР осталась лишь одна сверхдержава – США. Конкурентную борьбу с ней ведут страны, достигшие высокого индустриального роста.
Конкуренция, как и глобализация, имеет двойственную противоречивую природу. Так, позитив-ные элементы конкуренции состоят прежде всего в стимулировании производства качественной продукции и услуг; снижении производственных затрат; качественные показатели в труде, как правило, представляют собой результат освоения и внедрения новой техники и технологии, повышения мастерства и квалификации работников всех звеньев исполнения и управления. В тех странах, где достигнут высокий интеллектуальный потенциал, экономика способна выдержать конкуренцию на мировом рынке.
Конкуренция охватывает всех производителей товаров и услуг, её эпицентром являются отношения между новаторами и консерваторами.
В настоящее время мир переживает особую постиндустриальную революцию. Сущность этой революции заключается в выдвижении ан первый план человеческого фактора. Производство теперь опирается на духовную основу, то есть, на личность, определяющие качества личности - инициатива, компетенция, знающее дело, дух предприимчивости, чувство нового, способность к сотрудничеству.[8]
Конкуренция, как и
Конкуренция,
как и глобализация, имеет негативные
стороны. Прежде всего, наиболее конкурентоспособные
транснациональные компании ведут
к вытеснению из рыночного производства
других участников. При этом важно
соблюдение цивилизованных методов
взаимоотношений. Создание условий
и поддержание честной
В
одиночку противостоять вызовам
мировой конкуренции и
Национальные государства, региональные интегрированные объединения выступают против империалистических форм осуществления конкуренции и глобализации.
Конкурентно-глобальные рыночные отношения имеют свои специфические закономерности, где движущей силой остается максимизации прибыли. Противостоять этой неудержимой силе национальные государства, их интеграционные объединения могут только тогда, когда удается использовать свои конкурентоспособные преимущества.
2006
год объявлен годом СНГ.
Содружество во всемирном и региональном масштабе необходимо для сохранения безопасности, обеспечения устойчивого экономического роста на благо народов. В этом суть взаимодействия делового партнерства всех национальных государств.
В ноябре 2006 г. В Минске состоялся юбилейный «реформаторский» саммит СНГ, где приняли участие представители всех двенадцати государств содружества. Президент Казахстана Н.Назарбаев, председательствовавший в Совете Глав государств отметил, что обсуждение ряда важных вопросов нынешней встречи, направлены на повышение эффективности СНГ, касаются прежде всего гуманитарного сотрудничества, активизации взаимодействия в борьбе с незаконной миграцией проведения согласованной политики по другим важным вопросам.
Саммит Глав государств в Минске подтвердил, что реформирование содружества является объективно обусловленным процессом, принципиальные соглашения по этому вопросу достигнуты.
В Послании 2006г. Н.А.Назарбаев
особо выделил комплекс
Движущей силой рыночной
По существу рынок - не тип
хозяйства, а всего лишь
Конкурентные преимущества
Теорию кластеризации в
Мировой опыт показал
Отсюда вытекает особая
Профессор С.Байзаков отмечает, что секрет кластерного подхода кроется в развитии производительных сил труда и капитала не в одном, в ряде сопряженных производств с их совместными усилиями, причем с участием представителей власти и научно-исследовательского сектора.
Важно подчеркнуть, что
Экономисты РК предлагают следующий возможный вариант развития кластеров: в западных регионах - углубленная переработка нефти и газа; в южных - хлопковые и рисовые кластеры, переработка плодов и овощей, винодельческое производство, в Северном Казахстане - кластеры по переработке зерна; в Восточном регионе – межгосударственный кластер эффективного использования угля и кластера по углубленной разработке бокситовой руды и других видов минерального сырья; в Центральном Казахстане - металлургический кластер, в г. Алматы - образовательные, финансовые, в г. Астане - кластеры ситуационно-аналитической работы и т.д.
Истоком кластерной политики можно считать научно-производственный комплекс и территориально производственную политику. При рыночной системе кластер может быть эффективным тогда, когда он создается снизу, когда сами предприятия определяют взаимоотношения между поставщиками и потребителями между конечными производителями -потребителями между самими производителями и правительственными институтами. Согласно экономической теории речь идет о системном и более расширенном подходе к данной проблеме. Как в природе, так и в общественной жизни, в экономике все взаимосвязано взаимообусловлено только комплексное, системное рассмотрение проблемы не ограничиваясь национальными границами позволить эффективно решить насущные проблемы.
Узкомеркантильный подход не отвечает требованиям науки. В этой связи хотелось бы затронуть весьма важный вопрос: каково влияние кластерной политики на развитие производственных отношений, как общественной формы производительных сил? Думается, что в современных условиях экономисты-прикладники преимущественно направляют свои взоры только на производительные силы, не затрагивая вопросы производственных отношений. Речь в частности должна идти о формах собственности, объединенных в кластерных образованиях. Здесь мы имеем дело с различными формами собственности: частной, смешанной, совместной, государственной. Интересы собственников должны быть всесторонне учтены с иностранцами при определении экономических, экологических, правовых и других соглашений. В реализации кластерных программ велика роль квалифицированных менеджеров-управленцев, изучение механизма действия объективных закономерностей конкурентно-рыночных отношений. Хотя общие закономерности имеют универсальный характер, тем не менее требуется их адаптация к конкретным условиям той или иной страны. Например, применительно к Казахстану универсальность,общих закономерностей предполагает не механическое их использование, а всесторонний учет местных особенностей. Иначе можно наломать дров, так в частности произошло с реформой собственности в первые годы перестройки.
Президент РК Н.А.Назарбаев исходя из реальной ситуации и мировых тенденций экономического развития совершенно справедливо подчеркивает, чтонациональной идеей на данном этапе должна быть конкурентоспособность страны. Данный постулат имеет чрезвычайно важное значение, ибо формирование общественного мнения вокруг этого емкого понятия, позволит решить стратегическую задачу вхождения Казахстана в разряд 50 развитых стран мира.[ 8]
3.1.Конкуренция на банковском рынке.
Конкуренция на банковском
Банковская конкуренция - одна из разновидностей рыночной конкуренции, которая формируется по мере осуществления кредитными организациями кредитной, платежно-расчетной, инвестиционной и иной деятельности, связанной с созданием и реализацией на банковском рынке своих продуктов и услуг. В такой среде каждый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продавцов финансовых продуктов и услуг: инвестиционные компании, страховые фирмы, различные фонды, биржи и т. д. Они формально банками не являются, но по существу предлагают аналогичные услуги. Следовательно, большое количество небанковских финансовых организаций становятся субъектами банковского рынка, соперничают (конкурируют) с банками, обеспечивая себе прочное положение на этом рынке.
В современных условиях усиливается конкуренция не только между самими коммерческими банками, но и между банками и небанковскими финансовыми институтами.[14]
По мнению казахстанских исследователей Аубакирова Я.А., Хаджиевой А.Б. совокупность терминов «финансовые услуги» ст. 1 Закона РК «О недобросовестной конкуренции» и конкурент (на рынке) ст. 1 Закона РК «О недобросовестной конкуренции» позволило нам определить понятие, что под конкуренцией на рынке финансовых услуг понимается состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.
Исходя из того, что рынок банковских услуг является одним из сегментов рынка финансовых услуг, правомерно утверждать, что все основные признаки и характеристики последнего принадлежат и рынку банковских услуг. Следовательно, существуют определенный набор признаков и характеристик, которые отличают рынок банковских услуг, как и рынок финансовых услуг, от товарных рынков. Иными словами, рассмотрение особенностей конкуренции на рынке банковских услуг с методологической точки зрения правомерно нами начать с рассмотрения особенностей, характеризующих ее с точки зрения принадлежности к рынку финансовых услуг.
Информация о работе Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве