Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:18, шпаргалка
ответы на 70 вопросов.
1. Предмет курса»История эконом учений»
2. Методы анализа истории эк. учен.
3. Задача курса ист. эк. учен.
4. Эк. мысль древнего Восто ка (Египет, Месопотамия, Индия, Кит)
5. Эк. мысль др. Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
6. Эк. мысль др. Рима (Катон, Варрон, Колумелла, братья Гракхи)
7. Эк. мысль средневековья (Саллическая правла, Капитулярий о виллах).
8. Эк. мысль кл средневековья (Фома Аквинский, 13 век).
9. Ист. условия возн. и общая хар. меркантилизма.
10. Меркантилизм в Англии (Уильям Стаффорд, Томас Мен).
11. Франц. меркант.: Монкретьен.
12. Ист. усл. возник и общ. хар. Классич. политэк.
13. Возн. кл. ПЭК. в Англ. Уильям Петти, 17 ст.
14. Возн кл. ПЭК. во Фр. Пьер де Буагильбер
15. Эк. взгляды физиократии
16. Эк. учение Адама Смита
17. Теория стоимости АС,18в
18. Эк. учение Давида Рикардо (ДР, 18-19 Англ).
19. Разв. ПЭК. в 1 половине 19в (Томас Малтус, Сениор, Милль).
20. Эк. теория Фр. в 1 половине 19ст.(Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа).
21. Особенности эк.теории в США.в первой пол.19.Генри Кэри.
22. Критическое напр. в ПЭК. Эк. взгляды Сисмонди.
23. Эк. концепция Прудона. Франция.
24. Эк. взгляды Родбертуса.
25. Эк. программа Фердинанда Лассаля (1825 - 1864).
26. Эк. условия возникнов и общая характ зап. европ. утопических социалистов
27. Эк. взгляды Сен-Симона
28. Эк. взгляды Шарля, Фурье. Фр.
29. эк. взгляды и практ деят Роберта Оуэна (1771 - 1858) Анг
30. Историч усл. возникновения и теор. источники формирования маркс-кой ПЭК.
31. Теор. проблемы 1 тома «капитала».
32. теор проблемы 2 тома «капитала»,
33. Теор проблемы 3 тома «Капитала»,
34. Марксизм и современность.
35. Начало сист. нац. ПЭК. в Германии. Ф. Ф. Лист
36. Истор школа. Герм,2 пол.19.
37. Новая ист. школа. 70 – е 19,
38. Социальное напр. в эк- ке. Р. Штаммер, Р. Штальцман
39. Ист. усл. возн. маржинализма. Посл. треть19.(также см. 40)
40. Австрийская шк. предельной полезности.
41. Формирование неоклассической традиции в эк. теории. Кемб. школа. А. Маршалл
42. Американская школа маржинализма. Бж. Б. Кларк,
43. Эк. проблемы в трудах рев. дем. России: Герцена, Огарева, Чернышевского.
44. Соц-эк. идеи рев. и либ. народничества в России.
45. ПЭК. в России в конце 19-нач. 20 (см два предыдущих про ставку на
общинное с\х и неск. По следущих).
46. Либерально буржуазная эк. мысль в Укр. в послереф. период (см. 3
предыдущих и много последующих).
47. Либеральное народничество в Украине (все предыдущее + все, что считали
российские народники)
48. Эк. взгляды Мих. Драгоманова.
49. Эк. взгляды Сергея Подолинского. 1850-1891,
50. Эк. взгляды западноукр. эконстов: Навроцкий, Терлецкий, Павлик, Франко.
53. Развитие ПЭК. в Украине.
51. Эк. взгляды М. Зибера.
52. Эк. взгляды Туган-Барановского.
54. исторические предусловия возникновения и суть кейнсианства (+ см.
следующий вопрос).
55. Теоретическая система и эк. программа Кейнса.
56. Распростр. кейнс. и его особенности в разных странах.
57. Неокейнсианские теории эк. роста
58. Посткейнсианство.
59. Кейнсианская теория и эконом. политика.
60. Эволюция неоклассических идей в 20 ст
неоклассической теории рынка. и конкуренция
62. Неоклассическая теория эк. роста
63. Неолиберализм. Школы неолиберализма. Лондонская, фрейбургская, парижская.
(См и чикагская следующие 3 ответа).
64. Немецкий неолиберализм
65. Американский неолиберализм. Монетаризм.
66. Теория «эк. предложения» и «рациональных ожиданий
67. Неоклассический синтез +
68. Неоклассическая теория и эк. политика.
69. Идейно-теоретические основы институционализма и этапы его развития.
70. Ранний институционализм.
Йозеф Шумпетер (1883-1950) один из самых известных эк. 1 пол.
20, всесторонее изучение истории эк. анализа (где-то в прошлых ответах уже
был). Движущая сила в его подходе - предприниматель, его качества - не права
собственника, а инициативность, дальновидность, авторитет, готовность к
инновациям. Он, благодаря этому - главный субъект техн. прогресса и создатель
излишек стоимости. "Капитализм, социализм и демократия", 1942 - отмирание кап.
Прежде всего отмирает предприниматель в результате образова-
ния
большого бизнеса. Большая
основу. Массовое акционирование уничтожает индивидуального собственника, кот.
всегда был опорой кап. о-ва.
Эффективная
конкуренция не связана с
достижением верхней границы рентабельности, а означает соревнование во всех
сферах деятельности: усовершенствование условий производства и формирование его
затрат, спрос и предложение, структура отношений между производителями. Выигрыш
не достигается за счет других, лучшие результаты дает новаторство.
В 1929 проф Венского ун-та Хайек включил в эффективную конкуренцию фактор
монополии на информацию. Рынок становится катализатором поисковой активности, и
монополия тут создает больше возможностей.
62. Неоклассическая теория эк. роста. Вопрос о взаимосвязи нац.
продукта с факторами его создания обсуждали еще Рикардо и Сей. Рикадо (идея
Адама Смита): рост зависит от пропорций накопления и потребления в нац.
продукте, а их размеры обусловлены продуктивностью труда. Сей: рост зависит от
продуктивности производства и возможностей рынка. Неоклассическая теория роста:
труд, земля и капитал - самостоятельные творцы стоимости, собственник каждого
пропорционально получает свою долю. Роль факторов в дальнейшем
конкретизировалась математизирова
лась.
В 1956-58 Солоу ввел анализ
прогресс, усовершенствования менеджмента. Он же в дальнейшем показал, что
научно-техн прогресс не существует вне факторов труда и капитала. Кейнсианство
и неокласс. объединились.
63. Неолиберализм. Школы неолиберализма. Лондонская, фрейбургская,
парижская. (См и чикагская следующие 3 ответа).
НЛ – напр. в совр. эк. теории, базируется на неокласс. методах и защищает
принцип саморегулирования эк, св. конкуренции и эк. свободы. Рынок рассм. как
эффективная система, кот. более всего способствует эк. росту и обеспечивает
приоритетное положение субъектов эк. деятельности. Гос. контролирует там, где
конкуренции недостаточно, и отвечает за социальную сферу.
Англ.
Осн. Фридрих фон Хайек 1899-
труды по теории денег и конъюнктурных колебаний и взаимовлияниям экономических,
социальных и
максимальной свободы человека; столкновения интересов рождает рациональный
порядок. Управлять явлениями невозможно, их можно только анализировать, и то на
микроуровне,в конкретных обстоятельствах. Условие свободы и конкуренции -
частная собств. Гос. охр. свободу. Чем больше регулируется общество, тем больше
людей в нем пользуется привилегиями , так что общественный статус человека
начинает определяться не ее трудом и способностями, а принадлежностью к
определенной группе обеспечения. Подрываются стимулы эк. активности. Предлягает
уничтожить частную монополию гос. на выпуск денег: пусть валюты конкурируют.
Теория делового цикла Хайека: в период эк. подъема цены растут быстрее зарплат,
реальная зарплата уменьшается (у нас она уменьшщается при спаде тоже...). Это
создает условия для занятости: машинный труд заменяется людским., спрос на
инвестиции падает, это приводит к спаду производства. А при спаде зарплата
растет (сокращается меньше, чем цены), спрос на раб. силу падает, растут
инвестиции.
64. Немецкий
неолиберализм. Объединяет
нации, способность
к самоорганизации и
саморегулирование эк. Осн. фрейбургскую школу Вальтер Ойкен в послевоенные
годы. Восстанавливая после войны эк, отказались от кейнсианства, так как оно
могло бы способствовать авторитаризму, к которому нем нация всегда была
склонна, а Гитлер довел до логического конца. рациональное гос. хозяйство
представлял как "политику порядка", третий путь - частная собственность,
свободная конкуренция, и все же порядок обеспечивает государство, оно следит за
справедливым распределением. Мюллер-Армак: впервые сформулировал идею
"социально-рыночной эк". Налоговая политика должна стимулировать активность в
самостоятельном улучшении условий жизни гражданами, что обогатит и государство
в конечном счете.
Людвиг Эрхард 1897-1977 - директор управления хозяйства
Экономического совета западной зоны оккупации, с 1949 - министр нар. хоз. ФРГ,
1963-66 - канцлер ФРГ - провел знаменитую "реформу Эрхарда", восстановившую
после войны эк. Германии, так называемое "немецкое чудо". Начал с
конфискационной денежной реформу и полугодового блокирования счетов. денежную
массу в обороте сократил до минимума., все было либерализовано, в том числе
зарплата и квартплата. Принят закон против монополий. Стимулировался приток
раб. силы из Турции. Преодолел оппозицию оккупационных властей, потом
профсоюзов, потом предпринимателей (после запрета картелей). В несколько лет
достиг эк. стабильности и благосостояния людей.
65. Американский неолиберализм. Монетаризм. Монетаризм как вариант
неолиберализма в 40-50 разработал Милтон Фридман ("чикагская школа"), р 1912,
Ноб лауреат: капитализм как саморегулируемая система, доктрина-антипод
кейнсианской сист. гос. вмешательства в эк. Психологические факторы -
равноправные составляющие уравновешивания эк. системы. Общий принцип анализа -
количественная теория денег. Гос. вмешательство блокирует действие стихийных
регуляторов. Основной принцип: альтернативы рыночному механизму не существует.
Цикличность эк. развития имеет денежную природу: рост ден. массы в обороте
провоцирует инфляцию. Поэтому, считает Фридмен, основной фактор эк. равновесия
в обществе - стабильная, контролируемая динамика предложения как осн. объект
гос.
контроля
и основа внутреннеэк.
занятость. Спровоциро ванная эмиссией, она даже необходима как
дополнительный генератор эффективного спроса. Но она рождает проблемы, кот.
разлагают рын механизм, и гос-ву уже приходится применять чрезвы чайные меры.
"Денежное правило" сбалансированной долгосрочной монетарной политики: увел.
ден. массы должно быть систематическим, стабильным, плановым, незав от
конъюнктуры и циклических колебаний: наличные 3% в год; срочные вклады и
облигации - 1% в год; в целом не более 4-5% в год. При нарастании кризиса
Центрбанк увеличивает денпредложение и снижает ставку процента, стимулируя
инвестирование. Рост инвестиций увеличивает занятость, ВВП и доходы, однако ув
спрос на деньги - это недостаток Кейнс модели: таким образом, гос. вынуждено
само делать инфляцию. Вместо этого Фридмен: гос. должно регулировать не спрос
на деньги, а предложение их, тогда рынок сам установит ставку процента и
стимуклирует механизмы саморегулирования эк. Инфляция же не обеспечивает рост
занятости. Должна быть объективная, естественная безработица 4-5%: рынок труда
как стабилизатор конъюнктуры и уровня зарплаты, безработице тоже свой ственна
цикличность. Психолог факторы провоцируют импорт инфляции - передачу шокового
сост. из страны в страну. Поэтому Ф предлагает плавающий курс.
66. Теория "эк. предложения" и "рациональных ожиданий". Если Фридмен в
1976 получил свою Ноб. премию за опровержение Кейнса и свой монетаризм, то в
1995 ее получил
Лукас за опровержение их
классическая школа экономикс". Фридмен считал, что субъекты экономики, напр,
фирмы, приспосабливаются к эк. ситуации, опираясь на прошлый опыт: это
"адекватные ожидания".
Следствие: при быстрой
ков
поведение, вызванное этими
политику стабилизации.
Но неоклассический принцип
ибо информация субъекта о событиях в эк. всегда неполна. Лукас построил мат.
модель, учитывающую как влияние на ожидания всей наличной информации, так и
обратную связь: влияние ожиданий на будущие эк. события. Формализовал важную в
классической теории идею оптимального эк. поведения субъекта. Теория
рациональных ожиданий отрицает политику госрегулирования:
1) все нивелируется поведением эк. агентов;
2) рождает результаты, обратные прогнозированным;
3)
Гос. решения касаются
именно там принимаются решения обэк. поведении в конкр ситуации Экономика
предложения: в основе не предприятие, а индивидуум: индивидуальный капитал и
инд труд, которые вкладывают с опреде целью. Основное в теории
"экономики предложения": манипу фискальной политикой, сист прогрессивного
налогообложения не стим сбережений и инвестиций, перераспределяет нацдоход в
пользу потребления и становятся причиной укрывательства доходов, теневой эк,
бартера, скрытой занятости, поэтому негативна.
67. Неоклассический синтез + (68. Неоклассическая теория и эк.
политика). В конце
70-х разница между
стала более исторической, чем фактом, ибо ни одно не встречалось в чистом виде,
и государства прибегали к конкр рецептам то одного, то другого. В эк.
воспитании синтез произошел еще раьше, так как с 1948 лучшим учебником стала
книга "Экономикс" Ноб. лаур. 1970, ныне живущего (р. 1915) Пола Самуэльсона,
тоже фактически Чикагская школа, многолетний консультант Конгресса и Президента
США. Он стремился объединить все достижения эк. мысли, начиная от Адама
Смита, включая марксизм. Книга играет особо важную роль, так как каждое из 12
изданий (последнее в 1885) включает более современные взгляды и примеры и более