История экономических учений. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

ответы на 70 вопросов.

Содержание

1. Предмет курса»История эконом учений»
2. Методы анализа истории эк. учен.
3. Задача курса ист. эк. учен.
4. Эк. мысль древнего Восто ка (Египет, Месопотамия, Индия, Кит)
5. Эк. мысль др. Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
6. Эк. мысль др. Рима (Катон, Варрон, Колумелла, братья Гракхи)
7. Эк. мысль средневековья (Саллическая правла, Капитулярий о виллах).
8. Эк. мысль кл средневековья (Фома Аквинский, 13 век).
9. Ист. условия возн. и общая хар. меркантилизма.
10. Меркантилизм в Англии (Уильям Стаффорд, Томас Мен).
11. Франц. меркант.: Монкретьен.
12. Ист. усл. возник и общ. хар. Классич. политэк.
13. Возн. кл. ПЭК. в Англ. Уильям Петти, 17 ст.
14. Возн кл. ПЭК. во Фр. Пьер де Буагильбер
15. Эк. взгляды физиократии
16. Эк. учение Адама Смита
17. Теория стоимости АС,18в
18. Эк. учение Давида Рикардо (ДР, 18-19 Англ).
19. Разв. ПЭК. в 1 половине 19в (Томас Малтус, Сениор, Милль).
20. Эк. теория Фр. в 1 половине 19ст.(Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа).
21. Особенности эк.теории в США.в первой пол.19.Генри Кэри.
22. Критическое напр. в ПЭК. Эк. взгляды Сисмонди.
23. Эк. концепция Прудона. Франция.
24. Эк. взгляды Родбертуса.
25. Эк. программа Фердинанда Лассаля (1825 - 1864).
26. Эк. условия возникнов и общая характ зап. европ. утопических социалистов
27. Эк. взгляды Сен-Симона
28. Эк. взгляды Шарля, Фурье. Фр.
29. эк. взгляды и практ деят Роберта Оуэна (1771 - 1858) Анг
30. Историч усл. возникновения и теор. источники формирования маркс-кой ПЭК.
31. Теор. проблемы 1 тома «капитала».
32. теор проблемы 2 тома «капитала»,
33. Теор проблемы 3 тома «Капитала»,
34. Марксизм и современность.
35. Начало сист. нац. ПЭК. в Германии. Ф. Ф. Лист
36. Истор школа. Герм,2 пол.19.
37. Новая ист. школа. 70 – е 19,
38. Социальное напр. в эк- ке. Р. Штаммер, Р. Штальцман
39. Ист. усл. возн. маржинализма. Посл. треть19.(также см. 40)
40. Австрийская шк. предельной полезности.
41. Формирование неоклассической традиции в эк. теории. Кемб. школа. А. Маршалл
42. Американская школа маржинализма. Бж. Б. Кларк,
43. Эк. проблемы в трудах рев. дем. России: Герцена, Огарева, Чернышевского.
44. Соц-эк. идеи рев. и либ. народничества в России.
45. ПЭК. в России в конце 19-нач. 20 (см два предыдущих про ставку на
общинное с\х и неск. По следущих).
46. Либерально буржуазная эк. мысль в Укр. в послереф. период (см. 3
предыдущих и много последующих).
47. Либеральное народничество в Украине (все предыдущее + все, что считали
российские народники)
48. Эк. взгляды Мих. Драгоманова.
49. Эк. взгляды Сергея Подолинского. 1850-1891,
50. Эк. взгляды западноукр. эконстов: Навроцкий, Терлецкий, Павлик, Франко.
53. Развитие ПЭК. в Украине.
51. Эк. взгляды М. Зибера.
52. Эк. взгляды Туган-Барановского.
54. исторические предусловия возникновения и суть кейнсианства (+ см.
следующий вопрос).
55. Теоретическая система и эк. программа Кейнса.
56. Распростр. кейнс. и его особенности в разных странах.
57. Неокейнсианские теории эк. роста
58. Посткейнсианство.
59. Кейнсианская теория и эконом. политика.
60. Эволюция неоклассических идей в 20 ст
неоклассической теории рынка. и конкуренция
62. Неоклассическая теория эк. роста
63. Неолиберализм. Школы неолиберализма. Лондонская, фрейбургская, парижская.
(См и чикагская следующие 3 ответа).
64. Немецкий неолиберализм
65. Американский неолиберализм. Монетаризм.
66. Теория «эк. предложения» и «рациональных ожиданий
67. Неоклассический синтез +
68. Неоклассическая теория и эк. политика.
69. Идейно-теоретические основы институционализма и этапы его развития.
70. Ранний институционализм.

Работа содержит 1 файл

ШПОРА ПО ЭК УЧЕНИЯМ.docx

— 94.53 Кб (Скачать)

от гр.»физис» - природа и «кратос» - власть. Появление ф обусловлено социально

- эк. усл. Фр. того времени: мануфакт.капитализм + мерк. Сохранение феод. отн.

в деревне тормозило  эк. разв. Ф разработали основу реформиров. с\х. Одна из

причин быстрой  гибели школы - невозм. осущ. реф. в усл. абсолютной монархии.

Были близки с  фил.энциклопедистами. Использовали  методы точных наук и

считали законы развит. общества объектив. Боролись с мерк. Ввели понятия

«продуктивного» и  «непродуктивного» труда. Первый в с\х создает прибавочный

«чистый продукт», все  остальные виды труда -  считали  бесплодными. В отл. от

мерк., рассм. капитал в овеществленной форме. Воспроизводство и оборот

Франсуа Кене изложил  в»Эк. таблице», которую Маркс назвал

гениальной.

     16. Эк. учение Адама Смита (АС, 18в)  Выдающ. англ. эк. мануф.

     периода.  В трудах его и его посл. Давида Рикардо (см. 18) кл.

ПЭК. достигла наивысшего разв. Первоисточник богатст. труд;  действие

объективных законов  направлено на благо человечества; в условиях »естественного

порядка», то есть своб. конкур., руководит “невидимая рука», то есть

объективные законы. Руководствуясь эгоист. интересами, человек оптимизирует

свои усилия, а  это превращается в выгоду для  всего общества. Показал, что

деньги - товар, кот. отделился от массы других в результате развития обмена, но

доход общества - это  товары, а не деньги.

     17. Теория  стоимости АС. Как и его совр., пользуется термином (Ц)

»ценность», а не «стоимость». Ц у него им. 2 знач: потребительская и меновая.

Определение Ц как суммы доходов свидетельст. о том, что АС заложил осн. теории

факторов производства, которая в 19ст. стала господствующей. Осн. ценности

товаров сост. труд, овеществленный в них. Разделяет  цену на: рын., ту, по кот.,

продается, и естественную, в кот. входят доходы, соответств. 3 факторам

производства (труд+кап.+земля): зарплата рабочего, прибыль и рента. Хозяева

каждого из этих 3 факторов образ. соответственно классы: наемных работников,

предприн. и собственников  земли. Это основные классы о - ва, их доходы

первичны. Остальныне группы получают вторичные доходы в  результ.

перераспределения. Рента отл. от других ценообразующих факторов: прибыли и

зарплаты. Она не обусловливается, как труд и кап., вкладом со стороны

собственника земли. Вся сфера немат. произ - ва ( деятельность чиновников,

армии и т. д.) у  АС непродуктивна. Капитал – гл. движ. сила эк. прогр. Под кап.

АС понимает запас  продукции, кот. приносит прибыль, или с помощью кот. труд

созд. новые блага. Делит кап. на основной и оборотный. Еще Петти включ.

человеческий опыт, способности в осн. кап. Оборотный  кап. сост. из денег,

запасов продовольствия, сырья, а также готовой продукции  на складах и в маг.

Основной капитал  формируется и пополняется за счет оборотного. Впервые о личном

интересе как движ. силе прогресса. Англ. историк эк. мысли Блауг писал, что АС

нет равных по точности проникновения в суть эк. процесса

     18. Эк. учение Давида Рикардо (ДР, 18 - 19 Англ). Главн. труд

«Осн ПЭК. и налогообложения». Идеолог пром.  бурж. Не только разрабатывал эк.

программы бурж. разв., но активно участв. в полит. борьбе бурж. с

землевладельцами. Развил идеи АС про личный интерес как  гл. движ. силу обществ.

развития (при усл. полной своб. и равных возможностей). Разраб. теорию

стоимости. Как и  АС, отожд. капитал со средствами произв. Основной пробл. ПЭК.

назвал распределение. Созд. теор. денег, особенно актуальную в связи с прекр. в

1797 Англ. банком обмена банкнот на золото. Прибыль на кап. определил размерами

кап. (а не только к - вом вложенного труда, как до него). Равновеликие кап.

дают одинаковую приб. незав. от того, какое кол - во труда они задействуют. С

разв. о - ва норма приб. имеет тенденцию падать. Ей противодействует развитие

произв. сил. Показал  отличия между внеш. и внутр. торговлей. Налоговая

способность страны пропорц. не валовому, а чистому доходу. Отрицал

возможность перепроизводства и кризисов.

     19. Разв. ПЭК. в 1 половине 19в (Томас Малтус, Сениор, Милль).  Кл.

школа ПЭК, основанная АС и ДР, оказала на них большое влияние благодаря своей

универсальности. В  центре внимания экономистов новой  волны все еще вопр. эк.

развития, роста масштабов  производства. Они все еще считали  капитал продуктом.,

и что гос. не должно вмеш. в рын. отн.

     Их  новые идеи: рассмотрена немат.  сфера, где результат не имеет  тов.

выражения, применительно  к этому расширена трактовка  стоимости. Поняли роль

субъективного фактора, напр., свойства товара удовлетворять  потребности. Именно

в рамках этих теорий начало многофакторного системного анализа -неоклассическое

направление.

     Милль  - отец (Джеймс)  - философ, позитивист, с его именем

связано много культурных и науч. начинаний. Отец Джона Стюарта  Милля. Вопреки

Мальтусу, считал, что  сначала работник и капиталист. выступают как совладельцы

будущего товара. Прибыль используется для воспроизводства  овеществленного, а

зарплата - живого труда. Землевладелец противостоит другим классам, поскольку

имеет часть в  распределении продукта, не имея отн. к его созданию;

Паразитирует на обществе и не заинтересован в прогрессе земледелия, так как

это снизит цену на с\х прод. Предложил конфискационный уровень гос. налогов,

что привело бы к  фактической национализации земли. К-во денег в обороте имеет

значение для стабилььности  эк. развития. Предвидел опасность инфляции, кот. из

одной сраны провоцирует инфляцию в других.

       Мальтус анонимно издал памфлет  «Очерк о законе

народонаселения в  связи с будущим усовершенствованием  о-ва»: за кот. его досих

пор критикуют: о-во пребывает в равновесии, когда  кол. благ соотв. кол.

населения. При отклонении нач. действ силы, кот. востановят равновесие. Закон:

население растет в  геом. прогрессии, средства производства  -  в арифм.

прогрессии. Гос. должно вмешиваться в рост. народонас., иначе неизбежны войны

за дополнителььные  территории и блага, эпидемии, безработица, бедность.  Открыл

цикличность эк. разв. и механизм предотвращения кризисов. Открыл соотношение

между фондом накопления и инвестиционным кап.: если потребление в масштабах

страны превышает  производство, то кап. в масштабах страны падает (его

приходится инвестировать, чтобы уд. потр.) и ее богатство разрушается

из-за недостаточной  способности производить; если произв. прев. спрос, исчезает

стимул производить  это механизм саморегулирования  экономики (гениально).

Сформулировал закон  падения зарплаты до прожит. минимума из-за перенаселения:

уровень занятости  в усл. спада нельзя регулировать с помощью зарплаты. Открыл

закон уменьшения плодородия: каждый последующий вклад в земледелие в условиях,

когда вынужденно исползуются  менее плодородные почвы, будет  менее продуктивен,

чем предыдущий. Дал определение а бсолютной ренты: та, что есть даже при

наихудших почвах и является производной собственности на землю. Его теория

распределения поставила  землевладелцев в оппозициюко всем другим классам, не

имеющим таких исключительных условийдля присвоения части не созданной ими

продукции. На 100 лет  раньше Кейнса откр. закон эффективного спроса. »Если бы

мальтус, а не Рикардо, был основой ПЭК. 19 ст,- писал Кейнс,- насколько мудрее

и богаче был бы мир  сейчас».

     Сениор. Обр. внимание на роль монополизации.  »Кто удерживается

от потребления  своего кап. для себя с расчетом вложит его ради будущего, тот и

есть капиталист». Пользовался матем. аппаратом.

       Джон Стюарт Милль - сын. Его  книга »Принципы ПЭК»(1848) на

протяжении 2 – й. половины 19ст. была осн. учебником для эк-ов. В 11 лет

корректировал гранки знаменитой книги отца, в 13 полемизирует с известными

эк-ами, в 16 -первые статьи по теории стоимости. Философ, либерал,

парламентарий. Считал, что у коммунизма проблемы более  легкие, чем у кап.

Предложил эволюцию капитализма в соц. - ориентированную  экономику. 4 теоремы

Милля:

     1 - временно  неинвестированный кап. сдерживает развитие, а добавочно

вовлеченный создает  раб. места и прочее благо;

     2 - сбережения  превращ в кап. в процессе потребления;

     3 - отложенное  будущее потребление состоится  на расширенной основе толко

благодаря производительному  потреблению;

     4 - капитал  это средства, потраченные на  организацию и потдержку

продуктивного труда.

     Определил  содержание категории цены не  как синоним стоимости (как  раньше), а

как цена использования+цена обмена. А обменная цена вещи, ее  ценность - это ее

свойство удовлет  потр. и быть редкостной. Разделял взгляды мальтуса на пробл.

народонаселения и  его выводы, что с ростом народонас. зарплата падает. Прибыль

кап. - трактует, как Сениор: награда за воздержание от потребления. Оспаривал,

что законы обмена, действ. в границах одной страны - действ. и в междунар торг.

нельзя утв., что  превышение экспорта над импортом лучше: важно, насколько они

способствуют экономии расхода труда и кап. Создал теорию междунар. торг. более

прогр., чем ДР, так как основал ее на анализе конкр. ситуаций. Опр. границы

вмеш. гос. в эк. Говорил что прогрессивное (динамичное) цивилизованное о-во

отлич. высокие технологии, рост. общ. продукта, объемов произв.,

народонаселения, власть над природой, знание законов прир. и о-ва, степень

защищенности личности и собственности. Наемный труд сменят акционеры, кот. сами

будут назначать  и увольн. менеджеров, а основа прогр.- рост. инвестиционного

кап. (очень современно звучит). Разделял взгляды своего отца, что абс. рента

должна принадлежать гос., по сути, земля должна быть национализирована.

     20. Эк. теория Фр. в 1 половине 19ст.  (Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа).

       Сей (конец18 - первая треть19)  - последователь АС. Ввел

логическую схему  исследован., ставшую стандартом: произв.- распр.- потр.

Деление труда на прод. и непрод. не имеет смысла, так  как услуги приносят

пользу. Трансформировал  идею АС о трудовом источ. богатства в сумму 3 пассивных

факторов: человеческий+кап+земля  и 4-й фактор производства - предприниматель.

Отделил его от владельца  кап. (он рискует, вокруг него оборачивается

все). Создал спец. курс индустриальной экономики. Будущее за индустрией, т. к.

она делает продукт  дешевле. Ошиб., считая невозм. перепроизв. и криз. («закон

Информация о работе История экономических учений. Ответы