История экономических учений. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

ответы на 70 вопросов.

Содержание

1. Предмет курса»История эконом учений»
2. Методы анализа истории эк. учен.
3. Задача курса ист. эк. учен.
4. Эк. мысль древнего Восто ка (Египет, Месопотамия, Индия, Кит)
5. Эк. мысль др. Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
6. Эк. мысль др. Рима (Катон, Варрон, Колумелла, братья Гракхи)
7. Эк. мысль средневековья (Саллическая правла, Капитулярий о виллах).
8. Эк. мысль кл средневековья (Фома Аквинский, 13 век).
9. Ист. условия возн. и общая хар. меркантилизма.
10. Меркантилизм в Англии (Уильям Стаффорд, Томас Мен).
11. Франц. меркант.: Монкретьен.
12. Ист. усл. возник и общ. хар. Классич. политэк.
13. Возн. кл. ПЭК. в Англ. Уильям Петти, 17 ст.
14. Возн кл. ПЭК. во Фр. Пьер де Буагильбер
15. Эк. взгляды физиократии
16. Эк. учение Адама Смита
17. Теория стоимости АС,18в
18. Эк. учение Давида Рикардо (ДР, 18-19 Англ).
19. Разв. ПЭК. в 1 половине 19в (Томас Малтус, Сениор, Милль).
20. Эк. теория Фр. в 1 половине 19ст.(Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа).
21. Особенности эк.теории в США.в первой пол.19.Генри Кэри.
22. Критическое напр. в ПЭК. Эк. взгляды Сисмонди.
23. Эк. концепция Прудона. Франция.
24. Эк. взгляды Родбертуса.
25. Эк. программа Фердинанда Лассаля (1825 - 1864).
26. Эк. условия возникнов и общая характ зап. европ. утопических социалистов
27. Эк. взгляды Сен-Симона
28. Эк. взгляды Шарля, Фурье. Фр.
29. эк. взгляды и практ деят Роберта Оуэна (1771 - 1858) Анг
30. Историч усл. возникновения и теор. источники формирования маркс-кой ПЭК.
31. Теор. проблемы 1 тома «капитала».
32. теор проблемы 2 тома «капитала»,
33. Теор проблемы 3 тома «Капитала»,
34. Марксизм и современность.
35. Начало сист. нац. ПЭК. в Германии. Ф. Ф. Лист
36. Истор школа. Герм,2 пол.19.
37. Новая ист. школа. 70 – е 19,
38. Социальное напр. в эк- ке. Р. Штаммер, Р. Штальцман
39. Ист. усл. возн. маржинализма. Посл. треть19.(также см. 40)
40. Австрийская шк. предельной полезности.
41. Формирование неоклассической традиции в эк. теории. Кемб. школа. А. Маршалл
42. Американская школа маржинализма. Бж. Б. Кларк,
43. Эк. проблемы в трудах рев. дем. России: Герцена, Огарева, Чернышевского.
44. Соц-эк. идеи рев. и либ. народничества в России.
45. ПЭК. в России в конце 19-нач. 20 (см два предыдущих про ставку на
общинное с\х и неск. По следущих).
46. Либерально буржуазная эк. мысль в Укр. в послереф. период (см. 3
предыдущих и много последующих).
47. Либеральное народничество в Украине (все предыдущее + все, что считали
российские народники)
48. Эк. взгляды Мих. Драгоманова.
49. Эк. взгляды Сергея Подолинского. 1850-1891,
50. Эк. взгляды западноукр. эконстов: Навроцкий, Терлецкий, Павлик, Франко.
53. Развитие ПЭК. в Украине.
51. Эк. взгляды М. Зибера.
52. Эк. взгляды Туган-Барановского.
54. исторические предусловия возникновения и суть кейнсианства (+ см.
следующий вопрос).
55. Теоретическая система и эк. программа Кейнса.
56. Распростр. кейнс. и его особенности в разных странах.
57. Неокейнсианские теории эк. роста
58. Посткейнсианство.
59. Кейнсианская теория и эконом. политика.
60. Эволюция неоклассических идей в 20 ст
неоклассической теории рынка. и конкуренция
62. Неоклассическая теория эк. роста
63. Неолиберализм. Школы неолиберализма. Лондонская, фрейбургская, парижская.
(См и чикагская следующие 3 ответа).
64. Немецкий неолиберализм
65. Американский неолиберализм. Монетаризм.
66. Теория «эк. предложения» и «рациональных ожиданий
67. Неоклассический синтез +
68. Неоклассическая теория и эк. политика.
69. Идейно-теоретические основы институционализма и этапы его развития.
70. Ранний институционализм.

Работа содержит 1 файл

ШПОРА ПО ЭК УЧЕНИЯМ.docx

— 94.53 Кб (Скачать)

в России еще можно  выбирать, что лучше - искусственно его насадить, задержать

или вообще остановить его развитие.

     48. Эк. взгляды Мих. Драгоманова. Дядя  Леси Украинки, выдающийся

мыслитель, историк, этнограф, пол жизни провел в эмиграции  после увольнения в

1875 из Киевского  ун-та, там издавал журнал »Громада».  Писал о

тормозящей роли самодержавия, выступал против русификации, стороник

воссоединения с  Западной Украиной. В отличие от народников, не только не

отрицал для России капиталистический путь, но считал, что он разовьет

производительные  силы. Способствовал популяризации  трудов западных экономистов

(Леся Украинка  переводила главы »Капитала»  Маркса) и созданию популярного  курса

ПЭК. Считал социализм  более прогрессивным строем, но отрицал  диктатуру

пролетариата. В целом  был идеологом мелкой буржуазии.

     49. Эк. взгляды Сергея Подолинского. 1850-1891, сын богатого

помещика, естеств. факультет  Киевского ун-та, эмигрировал, в Вене

издавал социалистическую литературу. В Бреслау защитил  диссертацию по медицине,

больше в границы  Рос. империи не возвращался. Первым применил учение Маркса к

сонкретной действительности. Показал, что капитализм уже не только есть в

России, не только является прогрессивным по сравнению с  феодализмом, но и будет

исторически преходящим (что сегодня спорно в Рос и в Укр.). Противник частной

собственности как  основы капитализма. Анализ противоречий между развитием

производительных  сил и их бессмысленной тратой при капитализме. Популяризовал

учение Маркса, с  которым был знаком лично. Послал Марксу свой труд, с

естественно - научной  точки зрения якобы доказывающий неотвратимость

социализма. Маркс  переслал текст. Энгельсу, кот. разумно назвал чепухой

утверждение, что  труд увеличивает количество превращенной энергии на земной

поверхности, но истинным открытием -утверждение, что труд помогает задержать на

Земле солн. энерг(«закон Подолинского»).

     50. Эк. взгляды западноукр. эконстов: Навроцкий,  Терлецкий,  Павлик, Франко.

     Навроцкий  - первый исследовал эк. Галиции и причины обеднения

народа в период утверждения тут капитализма. Как  статистик отследил

консолидацию земель у магнатов. Выступал против пережитков феодализма,

колонизаторской австрийск. налоговой системы. Проблемы эксплуатации

анализировал с  позиций трудовой теории.

     Терлецкий  за издание революционных брошюр  в Вене был судим и в

речи на суде показал  знание законов экономики: обвинение  в революционной

пропагаде абсурдо  потому, что бессмысленно пропагандировать там, где еще нет

пролетариата.

     Павлик, критик и культуролог, верил  в эволюцию к социализму.

     Иван  Франко - великий укр. писатель  и мыслитель в статьях по

статистическим материалам анализирует феодальные отношения  и историю ограбления

крестьян, которые  после австрийской реформы (их »освобождения») потеряли

возможность пользоваться даровыми лесами и пастбищами, а  обязанность выкупить

землю их разорила. Считает  частнуб собственность причинной социального

неравенства (где  тут экономика? Это и так ясно).  Считал ПЭК. »безусловно самой

важной из наук» (поскольку  в провинциальной гимназии наук вообще не изучали).

Преподавал ПЭК. рабочим  в кружках просвещения, даже написал  небольшой учебник

для них по Миллю, Чернышевскому и Марксу. Победу социализма считал неотвратимой

(почему у нас  ничего не знают о классиках,  кроме трескучих комплиментов?)

     51. Эк. взгляды М. Зибера. Профессор Киевского  ун-та и первый

популяризатор эк. учения Маркса. Маркс цитирует его диссертацию про теорию

Рикардо. Отрицал  взгляды народников и »особый  путь» России; показывал, что эк.

России развивается  по объективным законам.

     52. Эк. взгляды Туган-Барановского. Ученый  с мировым именем,

естественник, увлекся  марксизмом. Изучал связь периода  колебаний промышленного

производства с  периодическим ростом основного  капитала: »движение экономической

активности». Сделал вывод, что причина - движение инвестиций (Все равно, что

сварить курицу в  чернилах и сказать, что доказали, что она из-за этого

становится несъедобной). Инвестиционная теория циклов Т-Б оказала  огромное

влияние на развитие ПЭК. Не примкнул ни к одной школе. Критиковал марксизм за

игнорирование психологии и морали. Считал фикцией трудовую стоимость и

малозначащей - категорию  прибавочной стоимости. Известны работы по теории

распределения, кооперации. Анализировал классическую и австр. школы. Вывод: их

можно объединить, что  впоследствии сделал Маршалл, чем начал  неоклассическое

направление.

     53. Развитие  ПЭК. в Украине. Преподавание  ПЭК. начато в России в 1803

тремя главными ун-тами по нем. и фр. учебникам. В 1 пол 19 в Харькове курс

читал по Адаму Смиту  проф. Степанов. В Киеве во 2пол 19 читал проф.

Вернадский: классич  школа, сторонник своб. конкуренции. Ректор Киевского

ун-та, впоследствии министр финансов России Бунге критиковал

социалстов, Кэри, Бастиа.  Коссовский согласен с трудовой теорией

стоимости (называл  ее ценностью). В начале 20 ст. в Украине начала развиваться

психологическая школа. Преподаватель Киевского коммерческого  института 

Слуцкий - наиболее выдающийся экономист. - математик, оказал огромное

влияние на развитие эк.- мат. исследований. Впервые поднял вопрос об особой

науке праксеологии, о принципах рационального поведения  людей в разных

условиях. Его идеи и мат. аппарат широко использовались зарубежом много

десятилетий.(+ все, что рассказано в прошлых билетах).

     54. исторические предусловия возникновения и суть кейнсианства (+ см.

следующий вопрос). Действительность опровергла иллюзии о способности  рыночного

механизма автоматически  обеспечить равновесие. К началу 20-го ст. монополии

окончательно уничтожили конкуренцию как регулятор. Стали  невозможными свободный

переток капиталов, выравнивание затрат, цен и нормы  прибыли. Кризис начала 30-х

охватил Европу и  США. Президент США Франклин Рузвельт спас ситуацию вопреки

рекомендациям экономистов. Они хотели, что-бы из граждан выжималось последнее,

(как это у нас  сейчас). Он разумно полагал, что  производство поднимется, когда

к гражданам возвратится  покупательная способность. Платежеспособность создаст.

спрос. Поэтому он придумал государственные работы, чтобы занять на них

безработных, и жестоко  ограничил банкиров. Посде этого  практического успеха

талантливый англичанин Джон Кейнс - младший (сын известного экономиста)

подвел под него теор. платформу »кейнсианство». В  основе: невозможность

саморегулирования капиталистической экономики на макроуровне. Необходимость

гос. вмешательства  в эк. процессы. Не действует закон Сея: пропозиция рождает

свой собственный  спрос (поскольку доход от производства превышает стоимость

произведенной продукции, он обеспечивает возможность скупить  весь рынок). В

отличие от психологистов, на микроуровне изучавших эк. процессы применительно к

отдельным хозяйствам, Кейнс рассматривает макроуровень: национальную экономику

целиком: потребление, накопления, занятость, национальный доход,

причинно-следственные связи. В частности, показал, что  механизм автоматического

выравнивания спроса и предложения - утопия:

     а) При  монополистическом капитализме  цены не снижаются даже при  снижении

зарплаты и спаде производства.

     б) Есть  предел снижения нормы процента, стимулирующей инвестиции, ниже

которого эк. субъекты не будут вкладывать, а задержат накопления в виде

ликвидных средств страховки от неожиданностей.

     в) Зарплату  вообще не удастся снижать:  профсоюзы не дадут.

     Можно  провести границу тут, но на  каждый надо писать оба.

     55. Теоретическая   система и эк. программа Кейнса.

     Кейнс  рассм. доход, который есть  в распоряжении общества, как

первоочередной фактор, определяющий структуру потребительских  затрат. Каждый

дополнительный доллар дохода хотя и увеличивает потребление, но меньше, чем на

доллар. Вот эту  часть, которая из него идет на потребление, он назвал граничной

склонностью к накоплению. Чем больше доход, тем большая  часть его не

возвращается в  хоз. оборот. Это утверждение Кейнса называется "основной психоло

гический закон  общества".

     В совр. кап. экономике равновесие между накоплениями и инвестициями

невозможна, так как  инвестиции отстают от накоплений, отсюда инфляция, кризис

или длительная стагнация.

     При  капитализме не существует механизма,  который обеспечивал бы занятость.

Безработица в рыночной эк. может сохраняться долго, поэтому, чтобы сохранить

спрос, необходимо гос. регулирование.

     От  Кейнса начинается концепция  дефицитного финансирования, то  есть

искусственного накачивания  денег в экономику, что создает "новые деньги",

компенсирует недостаточный  спрос и ускоряет рост национального  дохода. На

практике это отказ  от сбалансированного бюджета, систематический  рост гос.

долга и использование  инфляционных тенденций в качестве средства поддержать

деловую активность на высоком уровне. Основная стратегическая политикагос.:

содействие максимальному  превращению накоплений в инвестиции (уменьшением

налогов, увеличением  госзаказов вроде затрат на оборону  и т. д.). Именно

падение инвестиций - причина депрессии 1930 -х годов. В  конечном счете прирост

нац. дохода станет гораздо  большим,чем начальный прирост инвестиций. Множитель,

на который помножатся инвестиции - мультипликатор - определяется как отношение

отклонений от равновесного дохода к начальным изменениям в  инвестициях.

     ^Y = ^I ----  ,  ^I - прирост инвестиций, причинив 1-r ший пророст дохода;

     ^Y - прирост  дохода;

     r - "предельная  способность к потреблению"

     дробь  - соотношение между доходом и  инвестициями, величина мультипликатора.

Благодаря мультипликационному  эффекту покрытие разницы между  предложением и

спросом не требует  эквивалентного повышения гос. затрат (они будут, но

меньшие).

     Значение  теории Кейнса:

     а) это  макроэк. метод исследования;

     б) впервые  на первом плане реализация, что  основывает динамическую теорию  цикла;

Информация о работе История экономических учений. Ответы