Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:18, шпаргалка
ответы на 70 вопросов.
1. Предмет курса»История эконом учений»
2. Методы анализа истории эк. учен.
3. Задача курса ист. эк. учен.
4. Эк. мысль древнего Восто ка (Египет, Месопотамия, Индия, Кит)
5. Эк. мысль др. Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
6. Эк. мысль др. Рима (Катон, Варрон, Колумелла, братья Гракхи)
7. Эк. мысль средневековья (Саллическая правла, Капитулярий о виллах).
8. Эк. мысль кл средневековья (Фома Аквинский, 13 век).
9. Ист. условия возн. и общая хар. меркантилизма.
10. Меркантилизм в Англии (Уильям Стаффорд, Томас Мен).
11. Франц. меркант.: Монкретьен.
12. Ист. усл. возник и общ. хар. Классич. политэк.
13. Возн. кл. ПЭК. в Англ. Уильям Петти, 17 ст.
14. Возн кл. ПЭК. во Фр. Пьер де Буагильбер
15. Эк. взгляды физиократии
16. Эк. учение Адама Смита
17. Теория стоимости АС,18в
18. Эк. учение Давида Рикардо (ДР, 18-19 Англ).
19. Разв. ПЭК. в 1 половине 19в (Томас Малтус, Сениор, Милль).
20. Эк. теория Фр. в 1 половине 19ст.(Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа).
21. Особенности эк.теории в США.в первой пол.19.Генри Кэри.
22. Критическое напр. в ПЭК. Эк. взгляды Сисмонди.
23. Эк. концепция Прудона. Франция.
24. Эк. взгляды Родбертуса.
25. Эк. программа Фердинанда Лассаля (1825 - 1864).
26. Эк. условия возникнов и общая характ зап. европ. утопических социалистов
27. Эк. взгляды Сен-Симона
28. Эк. взгляды Шарля, Фурье. Фр.
29. эк. взгляды и практ деят Роберта Оуэна (1771 - 1858) Анг
30. Историч усл. возникновения и теор. источники формирования маркс-кой ПЭК.
31. Теор. проблемы 1 тома «капитала».
32. теор проблемы 2 тома «капитала»,
33. Теор проблемы 3 тома «Капитала»,
34. Марксизм и современность.
35. Начало сист. нац. ПЭК. в Германии. Ф. Ф. Лист
36. Истор школа. Герм,2 пол.19.
37. Новая ист. школа. 70 – е 19,
38. Социальное напр. в эк- ке. Р. Штаммер, Р. Штальцман
39. Ист. усл. возн. маржинализма. Посл. треть19.(также см. 40)
40. Австрийская шк. предельной полезности.
41. Формирование неоклассической традиции в эк. теории. Кемб. школа. А. Маршалл
42. Американская школа маржинализма. Бж. Б. Кларк,
43. Эк. проблемы в трудах рев. дем. России: Герцена, Огарева, Чернышевского.
44. Соц-эк. идеи рев. и либ. народничества в России.
45. ПЭК. в России в конце 19-нач. 20 (см два предыдущих про ставку на
общинное с\х и неск. По следущих).
46. Либерально буржуазная эк. мысль в Укр. в послереф. период (см. 3
предыдущих и много последующих).
47. Либеральное народничество в Украине (все предыдущее + все, что считали
российские народники)
48. Эк. взгляды Мих. Драгоманова.
49. Эк. взгляды Сергея Подолинского. 1850-1891,
50. Эк. взгляды западноукр. эконстов: Навроцкий, Терлецкий, Павлик, Франко.
53. Развитие ПЭК. в Украине.
51. Эк. взгляды М. Зибера.
52. Эк. взгляды Туган-Барановского.
54. исторические предусловия возникновения и суть кейнсианства (+ см.
следующий вопрос).
55. Теоретическая система и эк. программа Кейнса.
56. Распростр. кейнс. и его особенности в разных странах.
57. Неокейнсианские теории эк. роста
58. Посткейнсианство.
59. Кейнсианская теория и эконом. политика.
60. Эволюция неоклассических идей в 20 ст
неоклассической теории рынка. и конкуренция
62. Неоклассическая теория эк. роста
63. Неолиберализм. Школы неолиберализма. Лондонская, фрейбургская, парижская.
(См и чикагская следующие 3 ответа).
64. Немецкий неолиберализм
65. Американский неолиберализм. Монетаризм.
66. Теория «эк. предложения» и «рациональных ожиданий
67. Неоклассический синтез +
68. Неоклассическая теория и эк. политика.
69. Идейно-теоретические основы институционализма и этапы его развития.
70. Ранний институционализм.
обществе в большей или меньшей мере есть черты всех, как прошлых, так и будущих
периодов. Социальная гармония будет в обществе, основаном на равности и
справедл. Учение о природе чел. (теория страстей). Из природы чел. вытекает
потребность уничтожить конкуренцию и плановое производство, потому что только
тогда - страсть каждого
будет цементировать общую
труд станет привлекательным. Торговля - источник всех пороков. Монополизм и
другие недостатки капитализма приводят к обеднению, революциям, кризисам.
Поэтому производство и капитал надо централизовать. Будущее ассоциация, кот. Ф
назвал «Гармонией». Первичная единица - »фаланга», 1500 чел, между фалангами
товарные отношения, внутри фаланги сохр. част. собств. распределение соотв.
труду каждого или вкладу его капитала, или таланту: коэф 5: 4: 3. Переход.
период к Гармонии Ф назвал «гарантизмом», когда каждому гарантирован прожит.
минимум, независимость и т. д. В его модели нет экспроприации, а только
кооперация, Ф считал, что она более приемлемая хоз. форма для всех, чем
коммунизм. У него были практ. последователи.
29. эк. взгляды и практ деят Роберта Оуэна (1771 - 1858) Анг. Прошел
путь от мальчика на побегушках в магазине до фабриканта и руководителя
правления большой компании. В 1800 купил на границе Англиии Шотландии фабричный
поселок с 4 фабриками и создал образцовую колонию с бесплатным жильем,
столовыми, детсадами, кассами взаимопомощи, коротким раб. днем (10ч. вместо
17), школами. Однако перенести идею на все англ. о-во не удалось, и в 1824 О
уезжает в США, где в 1825 покупает землю и осн. с\х о – во «Новая гармония»,
просущ. 3 года. Затем возвр. в англ., создает «Нац. банк справедливого обмена
труда», кот. был успешным, пока руковод. сам О. банк за пропорциональные к-ва
труда выдавал внутренние деньги, за кот. рабочие могли покупать. Основа прогр.:
создание соц. среды, благоприятной для развития человека и его труда. Чел. -
продукт среды, и изменить его может только среда - одна из гл. идей. Противник
любых форм ч. собст. Формировать среду должно государство. Прибыль – результат
несправ. обмена. Причина кризисов - не перепроизводство, а недопотребление,
потому что рабочий
не имеет средств потребить
Новая пром. система может существовать без капиталистов. Создавал фабричное
законодательство, но от своего авторства, т. к. готовый закон изуродовали.
Создал план ликвидации безработицы. В то время в Анг. действовало 300
кооперативных общин. Последние 20 лет жизни проповедовал евангелизм.
30. Историч усл. возникновения и теор. источники формирования марксистской
ПЭК. К 40-м годам участились кризисы, как эк, так и соц.-полит: 1789 -
Великая фр. рев, 1805-15 – наполеон. войны, 1830 - восст. в Польше, Франции,
20-е г. - борьба Греции и др. против тур. ига, борьба Италии за независимость,
Болгарии, Балканских стран, возникновение профсоюзов, полит. реф. в Германии,
1848 восстанием охвачена вся Европа. 1844 - восстание силезских ткачей. В
Англии - движение чартистов. М и Э разрабатывали теорию рев. борьбы, (что
неудивительно глядя на высшеописанную ситуацию). Для формулирования такой
доктрины, предшественники и современники уже сформулировыали достаточно
системных подходов, концепций и идей (теоретические источники - см. все
предшествовавшие имена в 18 - 19ст). В частности, Оуэн, Фурье, Сен -Симон.
Метод анализа у М и Э -исторический. Математикой они почти непользовались.
31. Теор. проблемы 1 тома «капитала». Гл. цель этого 15 - летнего
исследования - »открыть эк. закон развития совр. о-ва». 1 том назыв «Процесс
производства капитала». Гл. проблема - производство прибавочной стоимости. Все
категории и процессы в достаточной степени были разъяснены предшественниками. В
1 томе капитала рассматривается: деньги как товар, пропорции в процессе обмена,
превращение простого товарного производства в капиталистическое, раб. сила как
товар, зарплата как его цена на рынке, превращение части прибавочной стоимости
в капитал и его накопление ради расширенного производства, соотношение частей
капитала, концентрация и централизация капитала, закон относительного
перенаселения.
32. теор проблемы 2 тома «капитала», его после смерти Маркса дописал
Энгельс, (поскольку это была заказная и оплаченная издателем работа): полное
изложение взгляда на капитал в то время. Название: »Процесс оборота капитала».
Определение оборотных форм в создании прибавочной стоимости и капитала.
Определение противоречий оборота. 1 стадия: кап-ист. покупает раб. силу и
средства производства, превращая свой капитал из денег в товар и создает таким
образом продуктивный капитал (труд+средства произв). На 2 стадии производится
товар, а с ним прибавочная стоимость, кот. в 3 стадии - товара - превращается
снова в деньги, только большие. Таким образом капитал 2 раза меняет свою форму.
Проблема морального и физического износа капитала. Материальная основа кризисов
- противоречие между объемом производства и и платежеспособностью ( этот
процесс 50 лет раньше рассмотрел Оуэн). Теория реализации (тоже была создана
раньше).
33. Теор проблемы 3 тома «Капитала», вышел в 1894, за год до смерти Э.
Тема: «Процесс капиталистического производства». Показан механизм выравнивания
нормы прибыли. Рассмотрены: переливание кап-ла в области, гарантирующие более
высокую прибыль, так что одинаковые капиталы обеспеч. всюду одинаковые прибыли.
Главная конкуренция - внутри отрасли. Рассмотрены торговый и заемный капитал,
торговля деньгами, процент как плату за пользование деньгами (первыми это
сделали еще мерк). 4 формы капитала, дающие проценты. Следствие развития
кредита - возникновение акционерного капитала: фиктивного, кот. не участвует в
производстве, но играет роль при распределении доходов; теория реализации. В
земледелии рассм. абсолютная и дифференциальная рента(продолжение трудов
Рикардо).
34. Марксизм и современность. Крит. оценка обусловлена не его эк.
содержанием (основное там принадл предшественникам и современ)., а идеологич
причинами. Социально ориентированная эк. современных развитых стран построена
без пролетарской рев. напротив, результаты следования доктрине М-Э
дискредитировали ее в полит. и эк. смысле.
35. Начало сист. нац. ПЭК. в Германии. Ф. Ф. Лист. (Нач. 19в).
Классич. филос. и ПЭК. рассм. чел. как космополитичного
индивидуалиста. Немецкая альтернативная школа доказала, что интересы гос. и
индив. не совпадают. Определяющим фактором развития о-ва в Герм. объявляли
построение сильного государства. Так же, как у США были уникальные историч. и
социал. условия, в силу которых актуальными для рассмотрения эк. наукой там
стали совсем иные проблемы, чем в Англии или Франции. Немецкой бедой была
разобщенность и вражда между более чем 160 герцогствами, каждое со своим
правительством, с границами и пограничными пошлинами между ними. Разобщенность
привела к их эк. отсталостии и разорению Герм. английским импортом.
Фридрих Лист национальную
индивидуальным интересам. Преследуемый на родине за взгляды, вынужден был много
ездить по Европе. Когда вернулся, за критику правительства его арестовали.
Отбыв срок, эмигрировал в США, где, после других попыток заработать, издавал
журнал, в кот. печатал свои труды. Когда в 1832 политика нем. властей
изменилась, его снова пригласили в Герм. Но его снова не поддержали и он опять
эмигрировал, а когда вернулся, покончил с собой. Потом пришла слава. Взгляды:
реализация интересов индивидов зав. от возможностей конкретной нации, а они
развиты неравномерно. Нации должны объединяться по принципу равного развития,
иначе более сильная будет угнетать слабую. Метод Листа - истор, без абстракций.
Считал главным не само богатство, а способность страны его производить. Главный
предмет иссл. - роль гос. в конкретной ист. ситуации. Для Герм. его времени это
протекционизм индустриализации. (очень все похоже на СССР 30-х гг. 20 в: мощное
репрессивное гос. + индустр).
36. Истор. школа. Герм., 2 пол. 19. Последователи Листа – все
профессора, а не практики, поэтому не генерировали, а изучали. Изучение
конкретных экономик должно строиться на историческом сравнении и изучнии
законов эволюции конкртных наций. Единствнной цлью ПЭК. провозглашали отражение
действитльности в историко-нац. асп-кте. (Последователи Листа не пробовали
строить доктрин) Основатели: Рошер, Гильдебранд, Книс. Их подход:
изучать экономическое поведение в светее всех аспектов жизни - исторического
развития культуры, науки, искусств, индусрии, религии, морали, гос.
институций.
Рошер считал любую рев. злом с непредсказумыми последствиями.
Гильдебранд не признавал эк. законы объективными. Открыл фазы
эволюции: фаза натур. хоз., денежная и фаза кредитной экономики.
Книс разделял мнение, что можно и надо влиять на объективные
процессы, если они хорошо изучеены, а цель общезначимая.
37. Новая ист. школа. 70–е 19, ядро: Шмоллер, Брентано, Бюхер.
Бюхер: анализ нового этапа - перехода к монополистическому
кап-му, усиление милитаристской и националистической тенденций в нем. политике.
Они заложили основы буржуазноркформистской концепции социальной
политики, социального партнерства, »классового мира». Это они противоставляли
марксизму, стремясь перехватить рабочих Германии из-под его влияния. Их научный
подход эмпиричский, описательный, без анализа и абстракций.
Шмоллер
один из первых ввел «
кап-ист, тем он успешнее.
Брентано считал излишней теорию ПЭК, не верил в позитивную силу
государства, не признавал верховенства государства над личностью. Один из
идеологов картелей.
38. Социальное напр. в эк- ке. Р. Штаммер, Р. Штальцман.
Штаммлера 1897-»Государство и право», основа социального
направления в эк. науке. Считал, что осн. факторы - не собственно эк. явления,
а госуд. или право, кот. содействует соц. гарантиям о-ва. В отл. от природы с
ее объект. законами, социальное поведение людей зависит от их психологии,
поэтому его должный регулир. законы. ПЭК. - наука общественная, а за эк.