Государство как экономическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

Власть, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств воли, авторитета, права, насилия; в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Власть это возможность управлять, и она может проявляться в разных формах: господство, руководство, управление, организация, контроль. А так же выполнять некоторые функции: интегрирующую, мотивационную, политико-правовую, репрессивно-карательную, стабилизирующую и функцию социального контроля.

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

    Государство как экономическая  власть. 

    Введение.

    Власть, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств воли, авторитета, права, насилия; в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Власть это возможность управлять, и она может проявляться в разных формах: господство, руководство, управление, организация, контроль. А так же выполнять некоторые функции: интегрирующую, мотивационную, политико-правовую, репрессивно-карательную, стабилизирующую и функцию социального контроля.

      Властные отношения присущи всем хозяйственным системам и являются составляющей разнообразных экономических взаимодействий: отношений собственности, отношений обмена, управления производством, распределительных отношений и т.д. Видно существенное значение феномена власти в экономике, его влияние, как на поведение отдельных экономических агентов, так и на функционирование экономической системы в целом.

    Обращаясь к истории экономической мысли можно заметить, что практически любой автор подчеркивает факт недостаточности знаний при анализе феномена экономической власти. Проблема власти остается на вторых ролях в экономических исследованиях, являясь одним из главных объектов анализа в политических и социологических науках, она далеко не стала таковой в экономических науках.

    В этой работе  я буду рассматривать  государство как экономическую  власть. Для этого необходимо разобраться, как сочетаются экономическая власть с властью государства. Государство играет не малую роль в экономике страны, поэтому цель работы заключается в том, что бы увидеть, как оно себя ведет в отношении экономических агентов и какую роль играет в экономике в целом.  

    Глава 1.

    Власть  государства.

    Власть  государства тесно связана с политической властью и в большинстве случаев эти понятия понимают одинаково. Политическая власть это способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. В нашем случае этими задачами является поддержание стабильности экономики, обеспечение ее роста, защита или предупреждение провалов рынка и обеспечение гарантий.

    Существует  рационально—правовая или ее еще называют легальная власть — власть, основанная на компетентности и авторитете. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти. Этот тип власти наиболее распространён в современном обществе. Он начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления и правила самоуправления. Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.). Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

    Основные  элементы легальной власти:

  1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.
  2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.
  3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.
  4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.
  5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

    Второй  разновидностью является, иррациональна или не легальная власть—власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых себе. примерами будет: авторитарная власть(разделение общества на немногих отдающих приказы и многих эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов как интеллектуально так и эмоционально и физически, и общество в целом) и фобократия(то крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий).

    Говоря  об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует  иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство — это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают.

    К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие: 
1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает. 
2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти. 
3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства. 
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны. 
5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм. 
6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

    Так же нельзя не вспомнить основные политические режимы власти: демократически режим, авторитарный режим, деспотический режим, тоталитарный режим и анархия. Это есть различные способы функционирования государственной власти. Они характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. 

    Глава 2.

    Экономическая власть.

    2.1.Что  такое экономическая власть.

     Для того чтобы состоялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у объекта, но нет у субъекта, при этом субъект нуждается в этом богатстве. Богатство рассматривается в смысле изобилия у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. Социальное, по своим целям и результатам, рыночное хозяйство, к которому так стремятся все современные страны, невозможно без социального характера распределения экономической власти. Экономическая власть должна распределяться равномерно, она является центральным элементом порядка. Основная идея социальной рыночной экономики состоит в защите рыночной экономики от власти.  Власть понимается как отсутствие свободы или как зависимость. Экономическая власть противопоставляется свободе. История переполнена примерами злоупотребления властью. И сейчас особенностью экономики является наличие властных группировок и экономическая борьба между этими группами.

    Но  должна ли экономика полностью быть изолирована от власти или нет, этот вопрос остается открытым и по сей  день. Можно встретить разные подходы  к феномену власти, которые различаются по: признанию необходимости власти, сосредоточению ее в одних руках или полному распылению, по ее значимости и т.д.

    Для лучшего понимания  термина “экономическая власть” необходимо обратиться к истории экономической мысли. Проследить, как в разное время и представители разных экономических школ рассматривают его. 

    Власть  “денег”.

    Общепризнано, что впервые в политической экономии власть как характеристика экономических  отношений  появляется в работах  К.Маркса.  Экономическая власть определяется как соотношение власти, господства и принуждения. В экономике господствует тот, кто господствует в производстве, а именно тот, кто контролирует и поставляет капитал. Получается, что экономическая власть имеет большое значение и сосредоточена у владельцев капитала, коим является и государство.

    Капитал это временно свободные средства: товары, имущество, активы, которые человек может направить на получение прибыли. В более узком смысле это средства производства в виде богатства. Исходя из размышлений Маркса экономическая власть это всеобщая власть богатства.

    Ф.Энгельс  писал “государство есть не что иное, как организованная совокупная власть имущих классов, землевладельцев и капиталистов, направленная против эксплуатируемых классов, крестьян и рабочих”. Государство выступает, как крупный капиталист и по своей деятельности не отличается от мелких, а только является их совокупностью. 

    Власть  в неоклассической теории.

    В неоклассической экономической теории власть как характеристика экономической системы отсутствует, теория просто не замечает проблему власти. Рассматривается модель совершенного рынка, в которой не имеет значения “кто кого нанимает” владелец капитала нанимает работника или рабочий нанимает «капитал».  Экономические агенты, вступающие в экономические отношения, равны между собой; предложение и спрос находятся в равновесии.

    В таких условиях рынок носит свободный характер, и каждая трансакция агента равна лучшей из альтернатив. В этой ситуации не существует агентов, способных применить санкции к кому-либо, ни кто не подвергается, ни каким формам принуждения или ограничения.

    Но, не замечая проблему власти в условиях совершенного рынка, неоклассики все-таки признают присутствие властных структур в несовершенном рынке, где существует контроль над ценами со стороны монополий или правительства. При этом рассматривая теорию рынка не совершенной конкуренции только как вспомогательную. По мнению Ф.Перру, «сила и принуждение всегда включались в число элементов, чуждых экономической науке, в число факторов «внеэкономического» характера, благодаря чему экономист считал себя освобожденным от многих усилий и прощал себе серьезные пробелы знаний в этой области». 

    Власть  в австрийской экономической  теории.

    Австрийские экономисты отрицают важность власти в функционировании конкурентной рыночной экономики. По их мнению, проблема власти должна быть изгнана из экономической теории. И ее применение рассматривается, как «насильственное вторжение социальных сил, которые, в конце концов, разрушаются естественными экономическими законами». Таким образом, подчеркивается превосходство экономических законов. Власть побеждается уравновешивающей силой, которая имеет чисто экономическую природу.

Информация о работе Государство как экономическая власть