Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 06:46, курсовая работа
Власть, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств воли, авторитета, права, насилия; в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Власть это возможность управлять, и она может проявляться в разных формах: господство, руководство, управление, организация, контроль. А так же выполнять некоторые функции: интегрирующую, мотивационную, политико-правовую, репрессивно-карательную, стабилизирующую и функцию социального контроля.
Государство
как экономическая
власть.
Введение.
Власть, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств воли, авторитета, права, насилия; в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Власть это возможность управлять, и она может проявляться в разных формах: господство, руководство, управление, организация, контроль. А так же выполнять некоторые функции: интегрирующую, мотивационную, политико-правовую, репрессивно-карательную, стабилизирующую и функцию социального контроля.
Властные отношения присущи всем хозяйственным системам и являются составляющей разнообразных экономических взаимодействий: отношений собственности, отношений обмена, управления производством, распределительных отношений и т.д. Видно существенное значение феномена власти в экономике, его влияние, как на поведение отдельных экономических агентов, так и на функционирование экономической системы в целом.
Обращаясь к истории экономической мысли можно заметить, что практически любой автор подчеркивает факт недостаточности знаний при анализе феномена экономической власти. Проблема власти остается на вторых ролях в экономических исследованиях, являясь одним из главных объектов анализа в политических и социологических науках, она далеко не стала таковой в экономических науках.
В
этой работе я буду рассматривать
государство как экономическую
власть. Для этого необходимо разобраться,
как сочетаются экономическая власть
с властью государства. Государство
играет не малую роль в экономике страны,
поэтому цель работы заключается в том,
что бы увидеть, как оно себя ведет в отношении
экономических агентов и какую роль играет
в экономике в целом.
Глава 1.
Власть государства.
Власть государства тесно связана с политической властью и в большинстве случаев эти понятия понимают одинаково. Политическая власть это способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. В нашем случае этими задачами является поддержание стабильности экономики, обеспечение ее роста, защита или предупреждение провалов рынка и обеспечение гарантий.
Существует рационально—правовая или ее еще называют легальная власть — власть, основанная на компетентности и авторитете. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти. Этот тип власти наиболее распространён в современном обществе. Он начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления и правила самоуправления. Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.). Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
Основные элементы легальной власти:
Второй разновидностью является, иррациональна или не легальная власть—власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых себе. примерами будет: авторитарная власть(разделение общества на немногих отдающих приказы и многих эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов как интеллектуально так и эмоционально и физически, и общество в целом) и фобократия(то крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий).
Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство — это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают.
К особым
свойствам государственной власти можно
отнести следующие:
1. Для государственной власти силой, на
которой она базируется, является государство:
никакая другая власть подобными средствами
воздействия не располагает.
2. Государственная власть публична. В широком
смысле публичной, то есть общественной,
является всякая власть. Однако в теории
государства в эту характеристику традиционно
вкладывается иной, специфический смысл,
а именно то, что государственная власть
осуществляется профессиональным аппаратом,
отделенным (отчужденным) от общества
как объекта власти.
3. Государственная власть суверенна, что
означает ее независимость вовне и верховенство
внутри страны. Верховенство государственной
власти прежде всего состоит в том, что
она выше власти всех других организаций
и общностей страны, все они должны подчиняться
власти государства.
4. Государственная власть универсальна:
она распространяет свою силу на всю территорию
и на все население страны.
5. Государственная власть обладает прерогативой,
то есть исключительным правом на издание
общеобязательных правил поведения —
юридических норм.
6. Во времени государственная власть действует
постоянно и непрерывно.
Так
же нельзя не вспомнить основные политические
режимы власти: демократически режим,
авторитарный режим, деспотический режим,
тоталитарный режим и анархия. Это есть
различные способы функционирования государственной власти.
Они характеризуется методами осуществления
политической власти, степенью политической свободы
в обществе, открытостью или закрытостью
элит с точки зрения социальной мобильности,
фактическим состоянием правового статуса личности.
Глава 2.
Экономическая власть.
2.1.Что такое экономическая власть.
Для того чтобы состоялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у объекта, но нет у субъекта, при этом субъект нуждается в этом богатстве. Богатство рассматривается в смысле изобилия у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. Социальное, по своим целям и результатам, рыночное хозяйство, к которому так стремятся все современные страны, невозможно без социального характера распределения экономической власти. Экономическая власть должна распределяться равномерно, она является центральным элементом порядка. Основная идея социальной рыночной экономики состоит в защите рыночной экономики от власти. Власть понимается как отсутствие свободы или как зависимость. Экономическая власть противопоставляется свободе. История переполнена примерами злоупотребления властью. И сейчас особенностью экономики является наличие властных группировок и экономическая борьба между этими группами.
Но должна ли экономика полностью быть изолирована от власти или нет, этот вопрос остается открытым и по сей день. Можно встретить разные подходы к феномену власти, которые различаются по: признанию необходимости власти, сосредоточению ее в одних руках или полному распылению, по ее значимости и т.д.
Для
лучшего понимания термина “экономическая
власть” необходимо обратиться к истории
экономической мысли. Проследить, как
в разное время и представители разных
экономических школ рассматривают его.
Власть “денег”.
Общепризнано, что впервые в политической экономии власть как характеристика экономических отношений появляется в работах К.Маркса. Экономическая власть определяется как соотношение власти, господства и принуждения. В экономике господствует тот, кто господствует в производстве, а именно тот, кто контролирует и поставляет капитал. Получается, что экономическая власть имеет большое значение и сосредоточена у владельцев капитала, коим является и государство.
Капитал это временно свободные средства: товары, имущество, активы, которые человек может направить на получение прибыли. В более узком смысле это средства производства в виде богатства. Исходя из размышлений Маркса экономическая власть это всеобщая власть богатства.
Ф.Энгельс
писал “государство – есть не что
иное, как организованная совокупная власть
имущих классов, землевладельцев и капиталистов,
направленная против эксплуатируемых
классов, крестьян и рабочих”. Государство
выступает, как крупный капиталист и по
своей деятельности не отличается от мелких,
а только является их совокупностью.
Власть в неоклассической теории.
В неоклассической экономической теории власть как характеристика экономической системы отсутствует, теория просто не замечает проблему власти. Рассматривается модель совершенного рынка, в которой не имеет значения “кто кого нанимает” владелец капитала нанимает работника или рабочий нанимает «капитал». Экономические агенты, вступающие в экономические отношения, равны между собой; предложение и спрос находятся в равновесии.
В таких условиях рынок носит свободный характер, и каждая трансакция агента равна лучшей из альтернатив. В этой ситуации не существует агентов, способных применить санкции к кому-либо, ни кто не подвергается, ни каким формам принуждения или ограничения.
Но,
не замечая проблему власти в условиях
совершенного рынка, неоклассики все-таки
признают присутствие властных структур
в несовершенном рынке, где существует
контроль над ценами со стороны монополий
или правительства. При этом рассматривая
теорию рынка не совершенной конкуренции
только как вспомогательную. По мнению Ф.Перру, «сила
и принуждение всегда включались в число
элементов, чуждых экономической науке,
в число факторов «внеэкономического»
характера, благодаря чему экономист считал
себя освобожденным от многих усилий и
прощал себе серьезные пробелы знаний
в этой области».
Власть в австрийской экономической теории.
Австрийские экономисты отрицают важность власти в функционировании конкурентной рыночной экономики. По их мнению, проблема власти должна быть изгнана из экономической теории. И ее применение рассматривается, как «насильственное вторжение социальных сил, которые, в конце концов, разрушаются естественными экономическими законами». Таким образом, подчеркивается превосходство экономических законов. Власть побеждается уравновешивающей силой, которая имеет чисто экономическую природу.