Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:30, курсовая работа
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.
Введение
1 Невидимая рука А. Смита
2 Принципы конкуренции Кейнса
3 Рыночная система
4 Методы регулирования рынка
5 Роль государства в экономике
5. 5.1 Государство защитник экономических свобод
5.2 Несовершенство рынка и их последствия
6 Экономические функции государства
7 Государственное регулирование экономики
7.1 Понятие гос. регулирования экономики
7.2 Сущность государственного регулирования
7.3 Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ)
7.4 Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов
8 Объекты и цели государственного регулирования экономики
8.1 Объекты ГРЭ
8.2 Цели ГРЭ
8.3 Средства (инструменты) государственного регулирования экономики
8.4 Административные средства
8.5 Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные
8.6 Государственный сектор
9 Этапы развития государственного регулирования экономики. Границы его эффективности
9.1 Этапы ГРЭ
Заключение
Список использованной литературы
Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста.
В соответствии с одной из высказываемых точек зрения роль государства, по крайней мере, на начальной стадии роста, должна быть значительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностей экономического развития, с которыми сталкиваются экономически отсталые страны.
Законность и порядок. Подлинным
бичом некоторых беднейших
Слабость частного предпринимательства. Во многих странах отсутствует достаточно многочисленных и энергичный класс предпринимателей, имеющих возможность и желание накопить капитал и развивать производство. Таким образом, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста.
Инфраструктура. Многие трудности
общественного роста
Принудительное накопление и капиталовложение. Иногда вмешательство государства требуется для решения проблемы сбережений и инвестиций, которая тормозит накопление капитала в экономически отсталых странах.
Случается так, что обеспечить выход из положения могут лишь государственные налоговые меры, стимулирующие накопление капитала. Здесь принципиально возможны два альтернативных пути.
Во-первых, уровень накопления можно
увеличивать с помощью налогов.
Возросшие налоговые
Второй метод состоит в
Проблемы, связанные с социальным устройством. Государство имеет самые широкие возможности для того, чтобы устранять с пути экономического роста препятствия, вытекающие из характера социального устройства. Сдерживание роста населения и земельная реформа - вот важнейшие проблемы, решение которых немыслимо без широкого государственного вмешательства. И только государство в состоянии реально поощрять волю к развитию, побудить общество отказаться от религиозного фатализма и понять ценность социальной активности.
5.2 Несовершенство рынка и их последствия.
Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:
Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали, что:
1) после создания крупного
2) дальнейший экономический
Однако исследования учёных, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в России, показали, что: механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить; централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.
Иными словами, рынок вовсе не стоит
списывать в архив
Слабость (несовершенство) рынка неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще, или наилучшим образом. Причины слабости рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удаётся соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.
Назовём наиболее важные из них:
1) никто из продавцов или
2) среди продавцов с одной
стороны, или покупателей, с
другой, не должно существовать
сговоров с целью
3) всем участникам рынка должна
быть доступна полная
4) все затраты по любой сделке должны покрываться только её участниками и им же должны доставаться и все выгоды от неё;
5) государство и общественные
организации не должны
Если условия для безошибочной
работы рыночных механизмов нарушаются,
то эти механизмы неизбежно
И когда возникает необходимость во вмешательстве в экономическую жизнь общества государства.
Как правило, в условиях смешанной
экономической системы
1) устранение последствий,
2) смягчение неравенства доходов
и богатства за счёт их частичн
Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:
6 Экономические функции государства
Чтобы у нас сложилось достаточно ясное представление о роли государства в экономической системе. Нам должно быть известно пять экономических функций государства: обеспечивать правовую основу и социальный климат, способствующие эффективному функционированию рыночной экономики (системы).
Государство берёт на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдение контрактов. Государство также устанавливает законные правила игры, регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающих обмен товаров и услуг.
Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственности за соблюдение условий контрактов все эти меры обуславливают увеличение объёма торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять всё более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов.
Поддерживать конкуренцию.
При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; уделы же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счёте банкротство. При конкуренции покупатели это хозяин, рынок их агент, а предприятия их слуга.
Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и на цену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объём предложения монополисты могут искусственно ограничивать объём продукции и тем самым получать за неё более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Перераспределять доходы и материальные блага.
Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно.
Рыночная система приносит очень
крупные доходы тем, чей труд высоко
оплачивается в силу природных способностей
и благоприобретённого
Государство взяло на себя обязательство уменьшить неравенство доходов в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остро нуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Во-вторых, государство изменяет также распределение доходов путём рыночного вмешательства, т. е. путём модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы наглядные примеры того, как государство фиксирует цены с целью повысить доходы определённых групп населения.
Регулировать распределение
Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система производила не те количества определённых товаров и услуг, либо оказалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой с государственными, или социальными благами.
Стабилизировать экономику.
Самая новая и в некоторых
отношениях самая важная функция
государства заключается в том,
чтобы стабилизировать
Инфляция.
Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объём совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.
7 Государственное регулирование экономики
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.