Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение роли государства в регулировании рыночной экономики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие фиаско рынка и обосновать необходимость государственного регулирования экономики;
- охарактеризовать экономическую политику, проанализировать причины фиаско государства;
- перечислить методы государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
1. ФИАСКО РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ_______________________________________________5
1.1. Понятие фиаско рынка. Разновидности рыночных фиаско___________5
1.2. Производство общественных благ_______________________________9
1.3. Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий_____________________________________________________13
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ФИАСКО ГОСУДАРСТВА______20
2.1. Сущность экономической политики в регулировании рынка_________20
2.2. Фиаско государства, его причины и последствия___________________21
3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОВАЛОВ_______________32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_____________________45
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт нефти и газа
Кафедра ______________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
АНАЛИЗ ПРОВАЛОВ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА
выполнил:__________________
____________________________
____________________________
проверил:___________________
____________________________
____________________________
г. Тюмень, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
1. ФИАСКО РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
1.1. Понятие фиаско рынка. Разновидности рыночных фиаско___________5
1.2. Производство общественных
благ__________________________
1.3. Минимизация отрицательных
и поощрение положительных
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ФИАСКО ГОСУДАРСТВА______20
2.1. Сущность экономической политики в регулировании рынка_________20
2.2. Фиаско государства,
его причины и последствия_____
3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОВАЛОВ_______________32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ____________________
Тема работы является актуальной, т.к. экономический опыт уже в XIX в. выявил, а в XX в. убедительно показал, что рыночный механизм не свободен от недостатков и противоречий, не всегда обеспечивает эффективное использование ограниченных и редких ресурсов.
Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.
Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато острыми социальными конфликтами. Следует также учитывать, что свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод заговорить о фактическом фиаско рынка. Профессор А.Я. Лифшиц подчеркивает: «Рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против трех тяжелых болезней — монополизма, инфляции и спадов деловой активности» [16, c. 123].
Государственное воздействие на микро- и макроэкономику представляет собой целенаправленную систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, имеет свои способы, формы, методы и инструменты.
Проводя экономическую политику, государство должно осуществлять макроэкономическое регулирование. Воздействуя на такие переменные, как склонность к потреблению, уровень инвестиционной активности, ставку процента за кредит и т.п., правительство способно либо затормозить, либо ускорить развитие национальной экономики.
Государственное воздействие на экономику в настоящее время усилилось, хотя в странах Западной Европы и в других странах с рыночной экономикой часть объектов государственной собственности была приватизирована. При этом содержание, формы и методы государственного вмешательства в экономику изменились. Возросла роль косвенных экономических методов государственного регулирования промышленного и сельскохозяйственного производства, а прямое административное вмешательство и непосредственное воздействие сократилось.
Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться. И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Таким образом, тема работы является актуальной.
Объект – фиаско рынка и государства.
Предмет – анализ провалов рынка и государства.
Цель курсовой работы: изучение роли государства в регулировании рыночной экономики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие фиаско рынка и обосновать необходимость государственного регулирования экономики;
- охарактеризовать
- перечислить методы государственного регулирования экономики.
При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско ("осечки", "провалов", недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название "рыночных провалов". Они характерны и для условий совершенной конкуренции - "идеального" рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.
Разновидности рыночного фиаско:
Определение выявленных мировым хозяйственным опытом разновидностей рыночного фиаско, а затем и уточнение связанных с ними функций правительства позволяет зафиксировать минимальную и максимальную границы государственной интервенции в социально-экономическую жизнь. Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства.
Таким образом, основными сферами деятельности государства в экономике являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживания макрэкономических колебаний, полтика поддержания доходов. Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации транзакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма. Остановимся на рассмотрении некоторых основных указанных проблемах подробнее.
Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме. Для их определения необходимо разделить товары индивидуального и общественного (коллективного) потребления.
Первые из них производятся на основе рыночной системы. Эти товары, во-первых, делимы, а потому доступны индивидуальным покупателям. Во-вторых, они подвержены действию принципа исключения: только тот, кто платит равновесную цену, получает продукт.
От них заметно отличаются общественные товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить. Они, во-первых, неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами. Известно, что рыночный механизм удовлетворяет лишь те потребности людей, которые выражаются через платежеспособный спрос. А потребность в общественных благах через спрос часто выразить невозможно: не у всех имеются достаточные средства, и не каждый человек захочет их тратить именно на эти цели.
Таким образом, к общественным относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой.
К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый рядом аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.
Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени (например, национальная оборона). У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее (например, автодороги).
Классический пример общественного товара - маяк. Он строится, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. В результате возникает проблема "фрирайдера", безбилетного пассажира ("зайца"): люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Поскольку принцип исключения здесь неприменим, постольку частные предприятия не имеют достаточных стимулов к производству общественных благ.
Существует немало неделимых товаров, к которым принцип исключения вполне может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание и др.). Однако такие квазиобщественные блага в цивилизованном обществе также частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. В современном обществе развитие системы высшего образование, здравоохранения, обеспечивающее высокое качество рабочей силы, жизненно необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выходом является параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными (которые, впрочем, тоже пользуются определенной поддержкой правительства).
Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него.