Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:26, доклад
Ситуации, когда рыночный механизм не приводит к оптимальному распределению ресурсов общества, называются провалами, или фиаско рынка. Основные причины провалов рынка: внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция и асимметрия информации.
ПРОВАЛЫ РЫНКА
Ситуации, когда
рыночный механизм не приводит к оптимальному
распределению ресурсов общества, называются провалами,
или фиаско рынка. Основные причины провалов
рынка: внешние эффекты, общественные
блага, недостаточная конкуренция и асимметрия
информации.
Внешние эффекты:
Для эффективного функционирования рынка цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара и услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости товара. Но возникают ситуации, когда происходит воздействие одного экономического агента на результат деятельности другого, либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага. Эти воздействия называются внешними эффектами, или экстерналиями. Отрицательные внешние эффекты ведут к провалу рынка. К примеру, в процессе производства Челябинский цинковый завод загрязняет окружающую среду, и с точки зрения экономики, внешние затраты на восстановление деревьев и лечение людей, пострадавших от выбросов, также являются частью альтернативной стоимости производимой продукции. Если цена устанавливается на основе спроса и предложения, то ее равновесное значение будет на уровне покрытия внутренних затрат, что приведет к увеличению использования продукции и, следовательно, к дальнейшему загрязнению окружающей среды. В этом случае рынок не справляется с достижением эффективного размещения ресурсов, потому что цены посылают потребителям ложную информацию.
Общественные блага:
Общественные
блага людям необходимы, но, считая, что
эти блага можно получить бесплатно или
вовсе обойтись без них, никто не хочет
за них платить, вследствие чего отсутствует
рыночный спрос на данные блага. К ним
относятся национальная оборона, услуги
милиции, уход за улицами и т.д. В данном
вопросе на помощь приходит государство
и организовывает производство
данного блага на средства, полученные
путём налогообложения граждан.
Недостаточная конкуренция:
К изъянам рынка относится также естественная монополия. Конкуренция — основное и неотъемлемое условие существования рыночной экономики. В результате конкуренции сильные фирмы побеждают слабые, неэффективные вынуждены покидать рынок, а наиболее сильные остаются и расширяют своё производство и поле действия в целом. С течением времени может остаться одна сильная фирма и занять положение монополиста. Это грозит потребителям завышением цен, а обществу в целом — потерями. Конкуренция при олигополии может также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию.
Асимметрия информации:
Асимметрия информации
- это неравномерное распределение информации
о товаре между сторонами сделки. Обычно
продавец знает о товаре больше, чем покупатель,
хотя бывает и обратная ситуация. Например,
в случае с ипотечными ценными бумагами
проблема асимметрии информации проявляется
в том, что их эмитент имеет больше информации,
чем инвестор, относительно предлагаемых
ценных бумаг и стоящих за ними ипотечных
кредитов. Отсутствие у инвесторов достаточного
объема информации может привести к тому,
что они не решатся покупать ценные бумаги
или потребуют повышения доходности по
таким бумагам в качестве компенсации
за риск. Рынок в условиях асимметрии информации
оказывается неэффективным.
ПРОВАЛЫ ГОСУДАРСТВА
Провалы государства
– ситуации, когда государство не в
состоянии обеспечить эффективное распределение
и использование общественных ресурсов.
Основные причины провалов государства:
проблема агентских отношений, бюрократическая
монополия, погоня за рентой. Также к причинам
относятся проблема выявления общественных
предпочтений и, как и в провалах рынка,
асимметричная информация.
Проблема агентских отношений и асимметричная информация:
Они существуют тогда, когда организация или индивидуум (агент) действуют от лица другой организации или индивидуума (принципал). Из-за асимметричности информации между ними, подчас дорогостоящего контроля принципала за действиями агента и разности их целей агентские отношения неэффективны. Примером может служить ситуация, когда поручения президента о какой-либо реформе, пройдя через множество министров, чиновников и их подчиненных, оказываются реализованными не в той степени, как это предполагалось изначально.
Государственными ресурсами располагает небольшая группа людей, действующих от имени государства, именуемая бюрократией. Бюрократия касается сразу двух провалов государства. Бюрократы обладают большим количеством информации благодаря своему положению (ещё один провал государства — асимметричная информация в общественном секторе). Бюрократы могут использовать эту информацию в своих личных интересах, а общество может понести потери из-за нехватки, неполноты, а порой и отсутствия информации. Проблема бюрократии в том, что они имеют привилегированное место в обществе, но, как и все индивиды, бюрократы ставят своё благополучие намного выше, чем общественное, и часто забывают, что обязаны служить для обеспечения общества необходимым общественным продуктом и создания его благополучного существования.
Бюрократическая монополия:
Бюрократия зачастую
искажает реальное распределение ресурсов
и информации и заставляет общество нести
огромные потери из-за завышения количества
продукта, производимого их ведомством.
Общество и политики могут не обладать
знаниями в этой сфере и не знать, какой
объём общественного продукта требуется.
Это даёт возможность завышения, что ведёт
к уменьшению эффективности, перепроизводству
и потерям общества. Бюрократическая монополия
- это свойство бюрократии, означающее,
что бюрократ является единственным экономическим
субъектом, способным определить масштабы
производства тех или иных благ. Бюрократическая
монополия схожа с естественной. Для снижения
монопольной власти бюро государство
создаёт дублирующие органы, но тогда
общество несёт потери на содержание дублирующего
аппарата, а также за счёт принятия неверных
решений этими ведомствами.
Погоня за рентой:
Смысл поиска ренты состоит в том, чтобы с помощью государства искусственно обеспечить благоприятные условия для определенной группы. Для того чтобы преуспеть в поиске ренты, требуются политическое влияние и средства, в том числе денежные, для проведения пропагандистских кампаний, поддержки тех или иных кандидатов на выборах, а иногда и для подкупа чиновников.
Например,
государство намерено предоставить исключительное
право экспорта отдельного товара только
одному предприятию, т.е. создать искусственную
монополию. Скорее всего, целый ряд фирм
попытался бы занять монопольное положение.
Стимулом для них выступала бы рента. В
подобном случае развернулась бы острая
борьба вокруг готовящегося решения государственных
органов. В зависимости от характера государства
борьба способна принимать различные
формы: от создания положительного имиджа
фирмы в СМИ до прямого подкупа чиновников.
В любом случае наряду с потерями, обусловленными
созданием монополии как таковой, имел
бы место значительный расход ресурсов
в самом процессе конкуренции за расположение
государства. Подобного рода конкуренция
и есть поиск ренты.
Проблема
выявления общественных предпочтений
заключается в трудности
Таким образом, выбор между рынком и государством не есть выбор между несовершенством и совершенством, скорее, это выбор между несовершенными альтернативами. Поэтому рынок и государство должны взаимодействовать, повышая свою эффективность и снижая потери общества.