Государственный бюджет в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.
В своей работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики в законе о бюджете Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета
1.1. Необходимость и сущность государственного бюджета 5
2. Особенности формирования государственного бюджета 9
2.1. Понятие бюджетного устройства 10
3.Формирование доходной и расходной части государственного
бюджета Республики Беларусь 23
4. Принципы и методы распределения доходов и расходов
между отдельными звеньями бюджетной системы 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 53.26 Кб (Скачать)

Рассмотренные и одобренные правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Президент  Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего  очередному финансовому году, вносит в парламент Республики Беларусь проект Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной год со следующими приложениями:

  • пояснительная записка к проекту бюджета;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
  • проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый год;
  • основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
  • оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за год, предшествующий планируемому году;
  • прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый бюджетный год.

При необходимости  внесения изменений и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь вносит в парламент проекты соответствующих законов либо до внесения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год, либо одновременно с этим проектом.

Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год рассматривается  парламентом Республики Беларусь в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Законом о  бюджете Республики Беларусь на очередной  финансовый год устанавливаются  и утверждаются следующие основные показатели:

  • превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и г. Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
  • распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска;
  • доходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
  • расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;
  • перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом бюджетном году;
  • объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом (бюджетном) году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
  • перечень защищенных статей;
  • размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету. При этом максимальный размер оборотной кассовой наличности не может превышать объема расходов, равного двухнедельному фонду заработной платы, финансируемому из бюджета.

В Законе о  бюджете Республики Беларусь на очередной  бюджетный год устанавливаются  также размер прироста внутреннего  и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит  участия Национального банка  Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета, размер платы  за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.

При утверждении  ассигнований по разделам и подразделам  расходов республиканского бюджета  первоначально обсуждаются и  утверждаются поправки, предусматривающие  сокращение расходов, а затем поправки, предусматривающие их увеличение.

Закон о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных  Советов депутатов об утверждении  соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке  до 1 января очередного финансового (бюджетного) года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения  соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае неутверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового (бюджетного) года правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов в порядке, установленном Законом, расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований IV квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.

Важной составляющей в бюджетном процессе является исполнение бюджета. Оно включает получение  утвержденных доходов, главным образом  налоговых и неналоговых платежей, осуществление бюджетного финансирования в соответствии с выделенными  ассигнованиями и контроль за их мобилизацией и расходованием.

Исполнить бюджет по доходам – это значит мобилизовать все предусмотренные законодательством  ресурсы: налоги, сборы, неналоговые  платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы.

Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнить бюджет по расходам – это значит эффективно осуществить финансирование учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов. Исполнение республиканского и местных  бюджетов осуществляется на основании  Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, иных нормативных актов Республики Беларусь и решений местных Советов  депутатов в соответствии с бюджетной  росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В течение  бюджетного года в доходную и расходную  части бюджета могут вноситься  изменения Законом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, правительства Республики Беларусь, решениями местных Советов депутатов  в пределах утвержденного бюджета  и предоставленных им прав. Увеличение или изменение объема доходов и расходов республиканского бюджета производится парламентом Республики Беларусь или по его поручению – Президентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими местными Советами депутатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые средства.

 В доходах бюджета  находят выражение экономические  отношения, которые возникают  между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические  отношения при совершении платежей  в виде налогов и сборов, направляемых  на формирование бюджетного фонда  государства. Создание рыночной  экономики диктует необходимость  использования в качестве основных  методов формирования доходов  установление различных налогов.  Экономическая сущность налогов  заключается в том, что возникают  денежные отношения, имеющие четкую  объективную обусловленность, а  именно они позволяют государству  получать определенную сумму  денежных средств от первичных  получателей доходов. Любой налог  рассматривается в качестве экономической  категории, которая выполняет  две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется  бюджетный фонд, и экономическую,  оказывающую влияние на воспроизводство,  стимулируя или сдерживая его  развитие, усиливая или ослабевая  накопление капитала, расширяя или  сокращая платежеспособность населения. 

Доходы бюджета – часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность  и безвозвратность. Доходы бюджета  по экономическому признаку – это  часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета  в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Для анализа структуры, состава  и динамики доходов бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника  важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т.е. группировка по выбранному признаку. Принято классифицировать доходы бюджетов по следующим признакам:

- доходы государственного (республиканского) и доходы местных  бюджетов;

- собственные и заемные;

- доходы, поступающие от  юридических лиц и населения;

- обязательные и добровольные  платежи;

- закрепленные и регулирующие  доходы;

- налоговые и неналоговые  доходы;

- взносы на государственное  социальное страхование;

        - безвозмездные  поступления.

         Республиканский бюджет на 2011 год  был утвержден по расходам  в сумме 39 611 384 915,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915,0 тыс. рублей. Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Расходы государственного бюджета  – экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использования по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций и стоящих перед  ним задач.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

Согласно «Бюджетному кодексу республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 № 175-З) существует функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам (Приложение 2):

-общегосударственная деятельность;

- национальная оборона;

-судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности;

- национальная экономика;

-охрана окружающей среды;

-жилищно-коммунальные услуги  и жилищное строительство;

-здравоохранение;

- образование;

-физическая культура, спорт,  культура и средства массовой  информации;

- социальная политика.

Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме. К защищенным статьям расходов относятся:

- заработная плата;

- начисления на заработную  плату;

- трансферты населению;

- продукты питания;

- медикаменты и перевязочные  средства;

- проценты по государственному  долгу;

- погашение государственного  долга;

- оплата научно-исследовательских  организаций.

4. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

 

В основе распределения  доходов и расходов между звеньями бюджетной системы лежит необходимость  достаточности средств для обеспечения нормального функционирования государства в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение доходов и расходов в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления.

  Распределение  доходов и расходов между бюджетами  отражает единые принципы построения  и организации бюджетной системы.  При распределении доходов и  расходов решаются следующие  задачи:

- сбалансированность доходов и расходов каждого бюджета;

- заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;

- равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;

         - приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий, координации деятельности всех сфер общественного производства в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.

Информация о работе Государственный бюджет в Республике Беларусь