Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.
В своей работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики в законе о бюджете Республики Беларусь.
Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета
1.1. Необходимость и сущность государственного бюджета 5
2. Особенности формирования государственного бюджета 9
2.1. Понятие бюджетного устройства 10
3.Формирование доходной и расходной части государственного
бюджета Республики Беларусь 23
4. Принципы и методы распределения доходов и расходов
между отдельными звеньями бюджетной системы 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения
Рассмотренные и одобренные правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит в парламент Республики Беларусь проект Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной год со следующими приложениями:
При необходимости внесения изменений и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь вносит в парламент проекты соответствующих законов либо до внесения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год, либо одновременно с этим проектом.
Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год рассматривается парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
В Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.
При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем поправки, предусматривающие их увеличение.
Закон о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый
(бюджетный) год и решения местных
Советов депутатов об утверждении
соответствующих бюджетов должны быть
приняты в установленном
В случае неутверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового (бюджетного) года правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов в порядке, установленном Законом, расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований IV квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.
Важной составляющей
в бюджетном процессе является исполнение
бюджета. Оно включает получение
утвержденных доходов, главным образом
налоговых и неналоговых
Исполнить бюджет
по доходам – это значит мобилизовать
все предусмотренные
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
Исполнить бюджет по расходам – это значит эффективно осуществить финансирование учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.
Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов. Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, иных нормативных актов Республики Беларусь и решений местных Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В течение
бюджетного года в доходную и расходную
части бюджета могут вноситься
изменения Законом Республики Беларусь,
актами Президента Республики Беларусь,
правительства Республики Беларусь,
решениями местных Советов
3. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Государственный бюджет состоит
из двух взаимосвязанных и
В доходах бюджета
находят выражение
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку – это часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.
Для анализа структуры, состава и динамики доходов бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т.е. группировка по выбранному признаку. Принято классифицировать доходы бюджетов по следующим признакам:
- доходы государственного (республиканского) и доходы местных бюджетов;
- собственные и заемные;
- доходы, поступающие от юридических лиц и населения;
- обязательные и добровольные платежи;
- закрепленные и регулирующие доходы;
- налоговые и неналоговые доходы;
- взносы на государственное социальное страхование;
- безвозмездные поступления.
Республиканский бюджет на 2011 год был утвержден по расходам в сумме 39 611 384 915,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915,0 тыс. рублей. Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Расходы государственного бюджета
– экономические отношения, возникающие
в связи с распределением фонда
денежных средств государства и
его использования по отраслевому,
целевому и территориальному признакам.
Расходы бюджета – затраты, возникающие
в связи с выполнением
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
Согласно «Бюджетному кодексу республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 № 175-З) существует функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам (Приложение 2):
-общегосударственная
- национальная оборона;
-судебная власть, правоохранительная
деятельность и обеспечение
- национальная экономика;
-охрана окружающей среды;
-жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;
-здравоохранение;
- образование;
-физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
- социальная политика.
Важной проблемой
- заработная плата;
- начисления на заработную плату;
- трансферты населению;
- продукты питания;
- медикаменты и перевязочные средства;
- проценты по государственному долгу;
- погашение государственного долга;
- оплата научно-
4. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
В основе распределения
доходов и расходов между звеньями
бюджетной системы лежит
Распределение
доходов и расходов между
- сбалансированность доходов и расходов каждого бюджета;
- заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;
- равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;
- приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий, координации деятельности всех сфер общественного производства в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.
Информация о работе Государственный бюджет в Республике Беларусь