Государственный бюджет в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.
В своей работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики в законе о бюджете Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета
1.1. Необходимость и сущность государственного бюджета 5
2. Особенности формирования государственного бюджета 9
2.1. Понятие бюджетного устройства 10
3.Формирование доходной и расходной части государственного
бюджета Республики Беларусь 23
4. Принципы и методы распределения доходов и расходов
между отдельными звеньями бюджетной системы 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 53.26 Кб (Скачать)

Бюджетное устройство унитарного государства характеризуется  следующими особенностями:

  • бюджетная система в унитарных государств состоит из двух уровней – государственного и местных бюджетов;
  • административно-территориальные формирования обладают ограниченным суверенитетом и правами в области бюджетного процесса. Их собственные нормативные имеют юридическую силу только при условии их соответствия нормам, утверждённым центральным правительством;
  • распределение доходов и регулирование расходов местных бюджетов осуществляется центральной властью, регламентируется конституцией и законами государства;
  • функционирование единой системы контрольных органов на  всей территории страны, причём степень подконтрольности бюджетов регионов определяется уровнем централизации бюджетной системы.

Бюджетная система  федеративного государства имеет  три уровня:

  • бюджет центрального правительства;
  • бюджеты субъектов федерации;
  • местные бюджеты.

Все уровни бюджетов существуют самостоятельно, их доходы и расходы разграничены. Центральные органы государственной  власти осуществляют свои полномочия на территории всего государства, а  органы субъектов федерации –  в пределах своей территории.

Для определения  направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в  развитии доходной части и направлении  государственных расходов бюджеты  отдельных регионов включаются в  статистический (сводный) бюджет региона  или государства в целом. Полученный сводный бюджет называется консолидированным  бюджетом, представляющим собой свод бюджетов нижестоящих уровней и  бюджета соответствующего административно-территориального образования. Показатели, характеризующие  консолидированный бюджет, используются для анализа экономических показателей  региона или государства в  целом, а также сбалансирования  бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников. Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.

В соответствии Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»:

-     бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района);

  • бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области);
  • бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь.

В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных  ее местностях чрезвычайного положения  на этих территориях может вводиться  чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

В том случае, если имеет место интеграция нескольких государств с целью создания единых экономических пространств, могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Средства таких бюджетов направляются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (программное финансирование): по совместным научным исследованиям в различных областях знаний и отраслях экономики; по обороне государств; из области культуры, образования, здравоохранения.

В основе построения современных бюджетных систем заложены следующие общепризнанные принципы: единство бюджетной системы, самостоятельность  бюджетов, сбалансированность, реальность, гласность, целевой характер расходов, эффективность использования бюджетных  средств и др.

Все принципы построения бюджетной системы взаимоувязаны  и дополняют друг друга.

Для характеристики бюджетного устройства любого государства  требуется оценка его бюджетной  системы, организации бюджетного процесса и бюджетных прав.

Основой организации  бюджетного процесса любого государства  является конституция, представляющая собой основной нормативно-правовой акт любого государства, а также  соответствующие законы и подзаконные  акты. В соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь бюджетный процесс  – это регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Законом о бюджете  Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных  органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс  проходит в несколько этапов, основными из которых выступают: составление, рассмотрение, утверждение проекта бюджета и исполнение бюджета.

Составление бюджета на очередной финансовый  год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основании отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты – решениями  местных Советов депутатов. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Счетный  период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его  окончания, составляющий один месяц, в  течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший  финансовый (бюджетный) год.

Правительство Республики Беларусь устанавливает  для Министерства финансов сроки  составления расчетных показателей  по доходам и расходам консолидированного бюджета Республики Беларусь, республиканского бюджета и консолидированных  бюджетов областей и города Минска. Областными, исполнительными и распорядительными  органами для финансовых органов  устанавливаются сроки составления  расчетных показателей по доходам  и расходам консолидированных бюджетов соответствующих административно-территориальных  единиц, местных бюджетов. При этом окончательное составление местных  бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год производится после утверждения  вышестоящими местными Советами депутатов  нормативов отчислений от республиканских  налогов и других обязательных платежей в соответствующие местные бюджеты.

Рассмотрение  и утверждение бюджетов и отчетов  об их исполнении производятся гласно, за исключением случаев, когда рассматриваются  вопросы, отнесенные законодательством  Республики Беларусь к категории  государственных секретов.

Государственные органы, ответственные за отдельные  стадии бюджетного процесса и контролирующие  основные бюджетные показатели, оценивают  получаемые результаты на соответствие основным задачам бюджетной политики конкретного периода, вносят своевременные  коррективы с целью повышения  эффективности использования государственных  финансовых ресурсов.

Соответствующими  полномочиями по оказанию воздействия  на отдельные этапы (стадии) бюджетного процесса наделены законодательные  и исполнительные органы государственной  власти, органы денежно-кредитного регулирования  и государственного контроля. Непосредственно  же в бюджетном процессе участвуют  все субъекты, вступающие в бюджетные  отношения – государственные  и муниципальные предприятия, бюджетные  учреждения, кредитные организации.

Для определения  бюджетно-финансовой политики в соответствии с программой социально-экономического развития Республики Беларусь областные (Минский городской) исполнительные и распорядительные органы представляют в Министерство финансов консолидированные  бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные  Министерством финансов.

Порядок и  сроки составления и представления  местными исполнительными и распорядительными  органами консолидированных местных  бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год и отчетов об их исполнении за предыдущий год устанавливаются  финансовыми органами местных исполнительных и распорядительных органов вышестоящего уровня с учетом порядка и сроков, установленных для них Министерством  финансов.

Министерство  финансов составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый (бюджетный) год, включающий отчеты об исполнении республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска, и представляет его правительству Республики Беларусь.

Формы бюджетной  документации по республиканскому и местным бюджетам определяются Министерством финансов.

Составление проектов республиканского и местных  бюджетов осуществляется в целях  определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций  государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и  социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных  единиц.

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции правительства Республики Беларусь и соответствующих местных  исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляется Министерством  финансов и местными финансовыми  органами (соответствующими исполнительными  и распорядительными органами).

Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений  бюджетно-финансовой политики.

Следует отметить, что каждый этап бюджетного процесса направлен на решение конкретных задач. По завершении каждого отдельного этапа формируются соответствующие  документы. В частности, на первом этапе  идёт первоначальное составление проекта  бюджета в соответствии с установленными целями социально-экономического развития. На втором этапе происходит рассмотрение бюджета и вынесение по нему заключения. На третьем этапе бюджет утверждается и принимает форму нормативно-правового  акта. На четвёртом этапе происходит составление отчёта по результатам исполнения бюджета. С начала составления проекта бюджета  до момента окончания составления отчёта об его исполнении в современных экономических системах проходит не менее двух лет. Данный период получил название бюджетного цикла. Обязанности по организации бюджетного процесса в различных государствах возлагаются на различные органы, однако составлением проекта бюджета как в унитарных, так и в федеративных государствах, занимается Министерство финансов.

Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа, предшествующего  планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры  прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые  представляются на рассмотрение правительства  Республики Беларусь, а после одобрения  правительством – на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Министерство  статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов.

Национальный  банк Республики Беларусь представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта  республиканского бюджета на очередной  финансовый (бюджетный) год.

Министерством финансов и местными финансовыми  органами определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов. Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а также местных бюджетов на предстоящий год и предложения  по сбалансированию бюджетов выносятся  на рассмотрение правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

Информация о работе Государственный бюджет в Республике Беларусь