Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.
В своей работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики в законе о бюджете Республики Беларусь.
Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета
1.1. Необходимость и сущность государственного бюджета 5
2. Особенности формирования государственного бюджета 9
2.1. Понятие бюджетного устройства 10
3.Формирование доходной и расходной части государственного
бюджета Республики Беларусь 23
4. Принципы и методы распределения доходов и расходов
между отдельными звеньями бюджетной системы 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения
В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены следующие принципы:
- принцип централизованного регулирования распределительного процесса;
- принцип максимально возможного сбалансирования бюджетов;
- принцип подведомственности и значимости.
Распределение
доходов в бюджетной системе
осуществляется в двух
1.посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами;
Республиканский
бюджет обеспечивает финансирование мероприятий,
имеющих общегосударственное
Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Из республиканского бюджета финансируются:
К местным бюджетам в Республике Беларусь относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Доходы, зачисляемые
в местные бюджеты, распределяются
между областными, районными, городскими
бюджетами, бюджетами поселков городского
типа и сельсоветов в зависимости
от территориального уровня местных
Советов депутатов в
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.
Распределение
части республиканских налогов
и других обязательных платежей между
районными бюджетами, бюджетами
городов районного подчинения, поселков
городского типа и сельсоветов осуществляется
районными Советами депутатов. Местные
Советы депутатов самостоятельно в
пределах своих полномочий определяют
направления использования
В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод:
бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный
инструмент. Бюджет возникает
и действует там, где существует
государство и развитые товарно-денежные
отношения. Через государственный
бюджет правительство реализует
экономическую и социальную, внутреннюю
и внешнюю политику. От размера
государственного бюджета, состава
и соотношения его доходов
зависит реализация программ экономического
и социального развития, устойчивость
финансового положения страны. Он
может активно влиять на экономическую
активность, инвестиционную политику,
совершенствование структуры
Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и
взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики
государства через республиканский и местные бюджеты.
Для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Необходимо помнить, что
бюджетный дефицит играет ключевую
роль в механизме развития инфляционных
процессов, разрушающих экономику
страны, а также его ведущую
роль в системе показателей
В законе Республики Беларусь от 15.10.2010г. № 176-3 «О Республиканском бюджете на 2011 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского и местных бюджетов, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджетов и др.
Параметры доходной части консолидированного, равно как и республиканского бюджета на 2011год, разработаны на основе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь с учетом экономических и организационных мер по совершенствованию налогового законодательства, реализации задач в денежно-кредитной сфере. Расходы бюджетов, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджетов и политики оптимизации уровней их дефицита.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М., 1996.
2. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240с.
3.Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учеб. пособие – М.: ГУ ВШЭ,2008.
4. Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов - Мн.: Выш. шк., 1997.
5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. –М.: Дело, 2005.
6. Тетерина Л.М., Бохан Т.И.: Учеб.-метод.комплекс – Мн., изд-во МИУ, 2008.
7. Закон РБ "О республиканском бюджете на 2010 год" № 73-3 от 29.12.2009
8. Закон РБ "О республиканском бюджете на 2011 год" № 176-3 от 15.10.2010 г.
9. Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия:
"Настольная книга бухгалтера". - Мн., Право и экономика.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
11. « Бюджетный кодекс Республики Беларусь». Кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З (ред. От 15.10.2010)
Информация о работе Государственный бюджет в Республике Беларусь