Государственный бюджет в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.
В своей работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики в законе о бюджете Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета
1.1. Необходимость и сущность государственного бюджета 5
2. Особенности формирования государственного бюджета 9
2.1. Понятие бюджетного устройства 10
3.Формирование доходной и расходной части государственного
бюджета Республики Беларусь 23
4. Принципы и методы распределения доходов и расходов
между отдельными звеньями бюджетной системы 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 53.26 Кб (Скачать)

В основу распределения  доходов и расходов между бюджетами  положены следующие принципы:

- принцип централизованного регулирования распределительного процесса;

- принцип максимально возможного сбалансирования бюджетов;

- принцип подведомственности и значимости.

 Распределение  доходов в бюджетной системе  осуществляется в двух направлениях:

1.посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами;

  1. посредством бюджетного регулирования.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом  Минском в целях выравнивания их экономического и социального  развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов и расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей и  г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Из республиканского бюджета финансируются:

  • капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
  • природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
  • мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • общегосударственные программы по социальной защите населения;
  • другие общегосударственные целевые программы;
  • затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
  • государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
  • затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
  • расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
  • национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
  • погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним;
  • погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
  • образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
  • выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска;
  • другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

К местным  бюджетам в Республике Беларусь относятся  областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и  сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции  самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Доходы, зачисляемые  в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости  от территориального уровня местных  Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Распределение части республиканских налогов  и других обязательных платежей между  областными бюджетами и бюджетами  районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.

Распределение части республиканских налогов  и других обязательных платежей между  районными бюджетами, бюджетами  городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные  Советы депутатов самостоятельно в  пределах своих полномочий определяют направления использования средств  местных бюджетов, за исключением  переданных им из вышестоящего бюджета  финансовых ресурсов, имеющих целевое  назначение.

В составе  местных бюджетов образуются резервные  и целевые бюджетные фонды, размеры  которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут  вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную  деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим  лицам в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод:

бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является основным инструментом экономической политики государства.

    Государственный  бюджет - это важнейший плановый  и контрольный

инструмент. Бюджет возникает  и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный  бюджет правительство реализует  экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера  государственного бюджета, состава  и соотношения его доходов  зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую  активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и  социальной сферы.

Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и

взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики

государства через республиканский и местные бюджеты.

Для эффективного проведения бюджетной политики в области  выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой  политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений  в бюджет и  по возможности - снизить  налоговое давление на экономику  и ограничить его негативное воздействие  на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Необходимо помнить, что  бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику  страны, а также его ведущую  роль в системе показателей экономической  безопасности страны.

В законе Республики Беларусь от 15.10.2010г.  № 176-3 «О Республиканском бюджете на 2011 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского и местных бюджетов, приоритеты в  финансировании расходов, отношение  к дефициту бюджетов и др.

Параметры доходной части консолидированного, равно как и республиканского бюджета на 2011год, разработаны на основе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь с учетом экономических и организационных мер по совершенствованию налогового законодательства, реализации задач в денежно-кредитной сфере. Расходы бюджетов, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджетов и политики оптимизации уровней их дефицита.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М., 1996.

2. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240с.

3.Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учеб. пособие – М.: ГУ ВШЭ,2008.

4. Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов - Мн.: Выш. шк., 1997.

5. Бабич А.М., Павлова Л.Н.  Финансы. –М.: Дело, 2005.

6. Тетерина Л.М., Бохан  Т.И.: Учеб.-метод.комплекс – Мн., изд-во МИУ, 2008.

7. Закон РБ "О республиканском бюджете на 2010 год" № 73-3 от 29.12.2009

8. Закон РБ "О республиканском бюджете  на 2011 год" № 176-3 от 15.10.2010 г.

9. Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия:

"Настольная книга бухгалтера". - Мн., Право и экономика.

10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

11. « Бюджетный кодекс  Республики Беларусь». Кодекс  Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З (ред. От 15.10.2010)

   
 

 


Информация о работе Государственный бюджет в Республике Беларусь